Андрей Смирнов, ведущий:

Здравствуйте! Первые десятилетия строительства города, заложенного Петром, шло под канонаду Северный войны. И в 1711 году на берегу Невы появляется Литейный двор, для производства пушек, где служило много немцев-лютеран, знающих толк в пушечном деле. По приглашению Петра они переехали в Петербург, но сохраняли свои традиции и вероисповедание. Им нужно было где-то молиться! Для этого они собирались в находившемся по соседству зале Берг-коллегии. В 1720 году немцы заложили на подаренном царём участке нынешней Кирочной улицы деревянную кирху, использовав для её постройки здание, в котором с 1715 года молились пленные шведы. Новый храм во имя святого Петра освятили в 1722 году! Однако судьба этого «петровского» места Литейной стороны оказалась непростой.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Дарья Богдашкина, корреспондент:

Каменное здание появилось вместо деревянного благодаря Юрию Фельтену — архитектору, который проектировал Дворцовую площадь, решётку Летнего сада, Большой и Малый Эрмитаж.

Евгений Раскатов, настоятель Анненкирхе:

У общины была своя школа: слева и справа от нас физико-математический лицей, это бывшая Анненшуле, несколько сиротских домов, богадельня, больница на Лиговском проспекте, первый роддом появился благодаря Анненкирхе. Было 12 тысяч прихожан, это была большая крепкая община, сильно повлиявшая на Санкт-Петербург.

Дарья Богдашкина, корреспондент:

Всё изменилось в 30-годы ХХ века. Власти были настроены против религии. Начались репрессии. Об этом подробнее рассказывается в подвале церкви! Идёмте!

Светлана Ивашкевич, арт-директор Анненкирхе:

Здесь расположены Лики священнослужителей нашей церкви и других церквей. И дальше мы проходим в другую локацию, здесь мы слышим стук печатной машинки. Она отбивает имена священнослужителей и также она отсылает нас к антирелигиозной пропаганде.

Дарья Богдашкина, корреспондент:

1939-ый год. Церковь приспосабливают под кинотеатр, он называется «Спартак». Здесь построили лестницу, оборудовали зрительный зал и начали показывать фильмы великих режиссеров: Феллини, Чаплина, Эйзенштейна.

В последнее десятилетие ХХ века кинопоказы сменяют рок-концерты. Здесь выступали «Король и шут», «Гражданская оборона», группировка «Ленинград» и многие другие.

В 2002 году Анненкирхе горит. Пожар продолжался в течение суток и уничтожил практически всё здание. Пока удалось отреставрировать фасад и подвал, а вот интерьеры до сих пор не восстановлены.

Несмотря на все пережитые сложности своё трёхсотлетие Анненкирхе встретила очень бодро: в церкви проходят концерты, выставки, кинопоказы, ярмарки, работает кафе. По воскресеньям проводят богослужения. Остаётся только пожелать не сбавлять темп и продолжать радовать и удивлять своих прихожан и посетителей!

Андрей Смирнов, ведущий:

Ещё один юбилей отмечает основанный Петром Первым Петербург – 315 лет со дня решения о возведении Триумфальных Петровских ворот в Петропавловской крепости! Напомню, что Петровские ворота — единственный образец триумфальных ворот петровского времени, сохранившийся до наших дней. Мысль о строительстве посетила царя в 1707 году, и он повелел построить их за три года!

Марина Логунова, главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

В 1706 году Пётр Первый начинает перестройку крепости и, видите, тут же решает, что вход в крепость должен быть оформлен торжественно, празднично и рассказывать о том, что мы победили. Хотя до победы оставалось ещё очень много времени, и программа Петровских ворот — это рассказ о мощи нашего государства, о том, что Пётр I победил Карла XII, о том, что здесь у нас всё делается с помощью Божьей, потому что Бог Саваоф благословляет Апостола Петра, который силой своей молитвы изгоняет с небес Симона -Волхва, наверное Симон-Волхв должен ассоциироваться с Карлом XII, понятно что Пётр I ассоциируется у нас с апостолом Петром и город назван в честь Апостола Петра. Скульптуры справа и слева рассказывают нам о том, какой должен быть правитель государства. С правой стороны — Храбрость, с левой стороны — Благоразумие. Мудрый защитник своего Отечества.

Обязательно посмотрите на двуглавого орла. Выполнен он из свинца, скульптором Франсуа Вассу, весил он 1096 килограммов. Рыцарь, поражающий дракона, который потом стал называться Георгием Победоносцем, скачет у нас согласно европейской традиции — влево, а не согласно русской православной традиции вправо. То есть Петербург — у нас город европейский, и здесь об этом уже говориться.

Ворота назывались Петровскими, потому что над ними возвышалась скульптура Апостола Петра, двухметровая, до наших дней на не сохранилась.

Подлинный здесь — центральный барельеф «Низложение Симона- Волхва Апостолом Петром», верхний барельеф снят был во время реставрационных работ и находится сейчас на постоянной выставке «История Петропавловской крепости». По бокам композиции из воинских доспехов тоже копийные, а подлинные находятся на постоянной экспозиции нашей «История Петропавловской крепости».

Андрей Смирнов, ведущий:

Россияне недавно назвали самых выдающихся личностей в истории страны! Их двое и набрали они почти равное количество голосов! Лидерами опросов стали Александр Сергеевич Пушкин и Пётр I — их назвали по 21% и 20% респондентов соответственно, следует из исследования ВЦИОМ. И это не удивительно, обе исторические личности совершили настоящие революции: один в литературе, другой – в развитии страны. Кстати, влияние первого российского императора на просвещение в России обсудили на международной научной конференции «Пётр I и становление российской науки», которая прошла в Санкт-Петербургском институте истории РАН.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

На конференции обсудили образование и научное знание в России в конце XVII — первой четверти XVIII века, книгоиздательство петровского времени, судьбы русских студентов за границей той эпохи, а также приглашённых учёных. Уделили внимание и истории основания Академии наук и художеств, Кунсткамеры и первых музеев, географическим экспедициям, развитию геодезии, картографии, естественных и формальных наук, русской медицины и аптекарского дела в первой половине XVIII века. Напомню, что в 2024 году Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет будут отмечать свои 300-летние юбилеи! Указы об их создании Пётр Первый подписал в 1724 году.

Андрей Смирнов, ведущий:

Петровская эпоха нашла отражение в современном искусстве – изделиях из керамики, гипса, дерева, ткани. Об этом можно узнать на очередном выставочном проекте, созданном в рамках «Ассамблеи Петровских музеев». Егорьевский историко-художественный музей в Московской области представил выставку «По царскому велению», посвящённую 350-летию со дня рождения Петра I.

ЕГОРЬЕВСК, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Инна Ежова, заведующая выставочным отделом Егорьевского историко-художественного музея:

Это 19 авторов, секция скульптуры и декоративно-прикладного искусства, они представили более 50 произведений, созданных в дереве, текстиле, глине, в стекле. Основа выставки это работа заслуженного художника, члена-корреспондента Российской академии художеств Шихиревой Татьяны Сергеевны, её работы всегда узнаваемы — это полотна с удивительными сюжетами в технике горячего батика. Петровская серия — прогулки с Петром, иностранная свита, Пётр со свитой.

Андрей Смирнов, ведущий:

О жизни и деятельности первого российского императора рассказывают живописные полотна художника Владимира Зенина. Выставка одного из ярчайших современных представителей петербургской монументальной и станковой школы живописи открылась в Торопецком краеведческом музее в Тверской области.

ТОРОПЕЦ, ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Пётр I не раз проезжал через тверские земли, направляясь в Санкт-Петербург или Москву, на пути в Европу или же к месту битвы. Распоряжения царя по тверским делам остались в истории вместе с местными преданиями. Специально для выставки были созданы картины, связанные с преобразованиями Петра I на тверской земле. Полотна отражают события российского государства, связанные с преобразованиями, военными победами, научной деятельность Петра I. Всего представлено 15 картин, среди них: «Основание Петербурга Петром I», «Строительство потешного флота», «Взятие Нотебурга Петром I» и другие. Большой интерес представляют работы Владимира Зенина с региональными сюжетами: «Строительство моста в Твери» и «Пётр I повелел Михаилу Сердюкову исправить Вышневолоцкий канал». Многие произведения экспонируются впервые!

Андрей Смирнов, ведущий:

В период правления Петра Великого Россия стала европейской державой. Однако внешняя политика первого российского императора не была связана только с Европой. В 1722 году Пётр двинулся на Каспий – он мечтал об открытии нового пути в Индию, его манили шёлк, пряности и другие богатства Востока, которые бы пошли на рынки Европы через Россию. В Год 350-летия со дня рождения Петра Первого Астрахань отмечает 300 лет начала Персидского похода. К этому историческому юбилею приурочена и специальная экспозиция в Краеведческом музее «Астраханского музея-заповедника» — «300 лет со дня учреждения Астраханского почтового тракта».

АСТРАХАНЬ

Елена Шашкова, куратор выставки, научный сотрудник отдела истории Астраханского музея-заповедника:

Почтовый тракт из низовьев Волги существовал и до Петра I, ещё в эпоху Средневековья в период Золотой Орды существовала «ямская гоньба», но Пётр I в 1722 году, учредив Астраханский почтовый тракт, очень чётко отрегулировал сообщение с южными окраинами государства. В том же 1722 году Пётр I учреждает и Астраханскую фруктовую контору. В Астрахани уже до этого выращивали виноград, разнообразные фрукты, но теперь эта отрасль приобрела государственное значение, и виноград, виноградные вина, фрукты, арбузы, дыни — всё это на специальных подвозах поставлялось к царскому столу и имело очень большое значение. Надо сказать, что Астраханский край стал вообще первым центром виноделия на территории российского государства, начиная с XVII века.

Андрей Смирнов, ведущий:

Тем временем Астраханский театр оперы и балета выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив, с помощью которого в Год Петра Великого приступил к постановке знаменитого балета Рейнгольда Глиэра «Медный всадник».

АСТРАХАНЬ

По мнению создателей постановки — это искусное переплетение истории и современности, противопоставление двух сил: государства и простого человека. Пётр I является символом настоятельной общественной потребности в переменах, причём в переменах кардинальных, быстрых и при этом успешных. Над проектом будут работать дирижёр-постановщик Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин, хореограф-постановщик — народный артист России Юрий Клевцов и другие.

Андрей Смирнов, ведущий:

Год Петра Великого театральными постановками продолжает праздновать и Омская область, которая, кстати, в этом году отмечает ещё и свой собственный юбилей – 200 лет с момента образования! Но её история началась намного раньше! Не секрет, что Омск — петровский город. По указу государя в Сибирь прибыл генерал-майор Иван Бухгольц для поисков «золотого песку» и впоследствии заложил Омскую крепость — щит всей Западной Сибири XVIII века. В честь этих событий в историческом парке «Омская крепость» состоялась премьера спектакля-променада «Град Петров».

ОМСК

Василий Минин, директор исторического парка «Омская крепость»:

При подготовке к фестивалю, когда мы начали заниматься этой эпохой, мы провели достаточно большую работу, некоторые вещи были даже для нас неожиданны мы обратились к специалистам и в Санкт-Петербурге, и в Москве, чтобы нас проконсультировали. Это будут костюмы ранней империи, те военные мундиры, которые пришли с Петром I и у нас базировался петербургский полк первые годы существования Омской крепости, это были такие … серое сукно с синим обшлагами. Поэтому в данном случае мы даже для самих омичей и для омских краеведов делаем некое открытие что вот оказывается, первый гарнизон Омской крепости выглядел вот таким образом.

Андрей Смирнов, ведущий:

«Край Воронежский – гавань Петра» — под таким названием в старинном городке Павловск в Воронежской области прошёл XII Академический пленэр. Его итоговая выставка открылась в местном Дворце культуры «Современник».

ПАВЛОВСК, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

На этот раз определяющей и объединяющей мастеров темой стало пребывание императора Петра Первого на Воронежской земле. Члены Российской академии художеств, художники региональных организаций Союза художников России, Творческого союза художников России – всего 17 живописцев разных возрастов, разных регионов России, включая Петербург, с 20 сентября работали в рамках неординарного пленэра. Кстати, в прошлом году художники придумали термин для местной архитектуры: павловское барокко. Многим город отдалённо напомнил творение Петра Первого — Петербург. Работы участников XII Академического пленэра будут экспонироваться в Павловске до конца октября.

Андрей Смирнов, ведущий:

Тем временем в Петербурге продолжается 12-й «Форум малых музеев». Более чем на 80 площадках Северной столицы и Ленинградской области проходят мероприятия, объединённые главными темами этого года, и у вас всё ещё есть уникальный шанс посетить такие места, о которых вы, возможно, даже и не слышали. Среди них — музеи предприятий, образовательных учреждений, а также выставочные площадки библиотек. Например, в знаменитом Доме Плеханова Российской национальной библиотеки разработана тематическая выставка «Петровская эпоха в фондах Дома Плеханова», где представлены рукописные документы, редкие российские и зарубежные печатные здания и иконографические материалы, связанные с эпохой реформ Петра I и хранящиеся в архиве и Личной библиотеке Г. В. Плеханова.

На этом всё! Увидимся ровно через неделю – в следующую пятницу, в 20:00, только на телеканале «Санкт-Петербург».