С каждым годом количество автомобилей в Санкт-Петербурге растет. Сейчас собственная машина есть у каждого третьего горожанина. А тот, у кого ее нет, наверняка пользуется общественным транспортом. Комфортное и быстрое передвижение по мегаполису невозможно без качественных дорог. Строительство новых магистралей и ремонт уже существующих улиц находится под особым, губернаторским контролем.
Пулковское шоссе — один из самых крупных проектов адресной инвестиционной программы по текущему ремонту. 11 сентября здесь начали менять дорожное полотно. И южное направление города встало в пробке. Чтобы не опоздать на работу, люди шли к метро пешком. В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры уверяют: пути объезда были.
АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ, заместитель по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга:
«Софийская улица была «зеленой», Советский проспект. Можно было пойти в сторону Ветеранов. Можно было объехать. А мы поехали так, как нам было удобно, и попали в пробку. Огромный поток машин, а он действительно огромный, он из Пушкина идет, а ограничение произошло в два раза — с четырех полос до двух».
Не ремонтировать Пулковское шоссе нельзя, уверяют эксперты. Это одна из самых востребованных магистралей в городе. Ежедневный трафик — 15 тысяч автомобилей. Естественно, дорожное полотно быстро изнашивается и требует замены. Приступить к работам летом не могли — это ворота в город для туристов и участников деловых мероприятий, в частности Международного экономического форума. Чтобы минимизировать пробки, основные работы сейчас проводят ночью.
АЛЕКСАНДР ЯКОВЕНКО, начальник управления по ремонту объектов транспортной инфраструктуры «Дирекции транспортного планирования»:
«У нас разработана транспортная модель, точнее, математическая модель движения транспортных потоков. Ее разрабатывает Центр транспортного планирования, это подведомственная организация Комитета по транспорту, которая предусматривает этапность работ. Плюс ко всему это предусматривает максимальный поток движения утром по направлению в город, вечером — по направлению из города, в пятницу вечером — по направлению в область. В воскресенье — по направлению в город. Чтобы минимизировать заторы».
Улица Маршала Казакова. Подрядчик начал один из основных этапов ремонта – фрезерование проезжей части. Снимают от пяти до семи сантиметров старого асфальта. На объекте мало рабочих, но это не должно удивлять – основную функцию выполняет техника. Каждый сантиметр движения фрезы заранее просчитан. На месте за реализацию проекта отвечает роботизированный тахеометр. Сигнал с него поступает на машину. Поверхность получается идеально ровной.
ВИКТОР ПОВХ, руководитель проекта:
«Мы приступили с 29 июля и до 12 октября. За это время мы уже отремонтировали проезжую часть от Доблести до Десантников. Заменен весь бортовой камень. Частично переставлен. Полностью отремонтирована проезжая часть. Сейчас ремонтируются тротуары».
От проспекта Маршала Жукова до улицы Доблести тоже поменяют бордюрный камень – общая протяженность 11 километров. Кроме того, уложат асфальт на проезжей части и тротуарах и обновят больше семидесяти тысяч квадратных метров покрытия. В прошлом году наш регион впервые присоединился к национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Тогда был отремонтирован 41 объект общей протяженностью более 125 километров. В этом году на реализацию программы выделили девять миллиардов рублей. Дорожное покрытие обновили практически по пятидесяти адресам. Таким образом, 77 процентов улиц и магистралей в нашем городе находятся в нормативном состоянии. К 2024 году этот показатель должен составлять не менее 85%.
Продолжается реконструкция Приморского шоссе. Речь о строительстве эстакадных съездов от кольцевого пересечения у «Лахта центра» к Приморскому проспекту, самому Приморскому шоссе и улице Савушкина.
РУСЛАН ФАЩЕВСКИЙ, руководитель проекта:
«Осталось по искусственным сооружениям выполнить гидроизоляцию, покрасить пролетные строения, уложить асфальт, барьерно-перильные ограждения на подходах, отсыпать две насыпи, соединить Приморское шоссе с эстакадой, наружное освещение смонтировать».
Виадуки уже готовы на 85%. Остальные пятнадцать доделают за четыре месяца. Объект подрядчик обязуется сдать в декабре этого года.
А высокая эстакада у Лахта-центра, кажется, лучшая площадка, с которой открывается перспектива развивающейся транспортной инфраструктуры Приморского района.
РУСЛАН ЗАЙЦЕВ, заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры:
«Улица Южная – фактически дублер Приморского проспекта, который позволит жителям микрорайона, не выезжая на Приморский проспект, двигаться в направлении Сестрорецка. Сейчас строится продолжение Шуваловского проспекта от улицы Планерной до Камышовой. Он будет обеспечивать связь района Приморского с Западным скоростным диаметром».
Кроме того, у Лахта-Центра появится своя железнодорожная платформа. Подземный пешеходный переход от путей к небоскребу уже начали прокладывать. Завершить строительство сразу нескольких долгожданных магистралей в Приморском районе специалисты обещают к 2027 году. Новые дороги появятся и на намывных территориях Васильевского острова. Они свяжут между собой жилые кварталы.
ВАЛЕРИЙ СОЛДУНОВ, председатель Всероссийского общества автомобилистов, член общественной палаты Санкт-Петербурга:
«Решение принято. И эта улично-дорожная сеть будет все-таки построена — это очень хорошо. И для жителей намывного полуострова это очень хорошая история».
Продолжение получит главная улица намывного полуострова — проспект Крузенштерна. Часть этой дороги была построена девелопером еще в прошлом году. Теперь проспект дугой устремится к Финскому заливу. Также будут построены улицы Лисянского, Вадима Шефнера, Челюскина, Айвазовского, бульвар Александра Грина. Появятся также новые развязки, которые улучшат доступность района и в целом транспортную ситуацию в этой части города.
АЛЕКСАНДР КАБАНОВ, генеральный директор научно-исследовательского и проектно-изыскательного института:
«Это будет несколько дорог, которые названы в честь различных флотоводцев. Они соединят сегодня будущую развязку ЗСД, которая строится, с улично-дорожной сетью, которая частично построена застройщиками. И то, что мы запроектировали, оно увязывает все точки для выхода на дорожную сеть города».
ДМИТРИЙ БАРАНОВ, эксперт института дизайна и урбанистики Университета ИТМО:
«Подключаться к ЗСД будут в двух местах: там, где набережная Макарова, это продолжение, там, где существующая развязка ЗСД, сделают дополнительные съезды в сторону намыва. И построят новую развязку со стороны Шкиперского протока. Это основные выходы на внешние направления».
Развитие транспортной инфраструктуры в свою очередь приведет и к дальнейшему экономическому развитию района и квартала, считают эксперты. Намывные территории могут стать новым местом притяжения как для горожан, так и для инвесторов.
ВАЛЕРИЙ СОЛДУНОВ, председатель Всероссийского общества автомобилистов, член общественной палаты Санкт-Петербурга:
«На мой взгляд, для инвестиционных проектов территория довольно неплохая. Посмотрим, как будет развиваться бизнес в этом направлении».
Развитие намывных территорий учтено в генплане города. А это жилые, социальные и коммерческие объекты, а также новые улицы и зоны отдыха с видом на залив.
На строительство первого этапа улично-дорожной сети город потратит почти 5 млрд. рублей. Новые дороги на намыве Васильевского острова будут открывать поэтапно в течение трех лет. В Приморском районе меняют асфальт на Богатырском проспекте, от Туристской улицы до Яхтенной. Рабочие заменят устаревшие бордюры, произведут фрезерование дорожного покрытия, а после уложат новый асфальтобетон.
ДМИТРИЙ ПАХАРЕНКО, главный технолог:
«На данном объекте применяется асфальтобетонная смесь, запроектированная по методологии объемно-функционального проектирования, это так называемая технология «супер-пэйф», которая пришла в Россию в 2014 году. В основе асфальтобетона, как нижнего выравнивающего слоя, так и верхнего слоя, применяется специальное полимерное битумное вяжущее, которое рассчитывается под транспортные нагрузки и под климат города Санкт-Петербурга».
Зимой такой асфальтобетон не трескается даже при температуре минус 28 градусов, а летом на нем не образуется пластическая колея. А значит, срок службы покрытия увеличивается. Это особенно важно для нашего города, где высокие транспортные нагрузки. На площади Восстания во время ремонта использовали щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь. По словам представителей компании-подрядчика, такой материал хорошо зарекомендовал себя в Северо-Западном регионе. Его должно хватить на 3-5 лет с учетом активного движения транспорта. Кроме того, заменили тротуарную плитку и бордюрный камень.
Индустриальный проспект — одна из самых загруженных магистралей нашего города. Ежедневно тысячи автомобилистов пользуются проезжей частью проспекта, следуя из разных точек города, а также Ленинградской области. Ремонт дорожного полотна здесь завершили раньше срока. Помогла погода: август был сухим и теплым. Отремонтировали проезжую часть от Шафировского до Российского путепроводов протяженностью более пяти километров. Работы шумные. Поэтому велись только днем. График не пересекался с какими-либо ремонтами на параллельных улицах: проспектах Наставников и Передовиков, улице Коммуны, чтобы там сохранялись альтернативные пути.
АЛЕКСАНДР ЯКОВЕНКО, начальник управления по ремонту объектов транспортной инфраструктуры «Дирекции транспортного планирования»:
«За годы эксплуатации Индустриального проспекта на проезжей части образовалась большая колейность, выбоины. Стоит отметить, что последний ремонт осуществлялся в 2010 году».
Специалисты заменили бортовые камни и асфальтобетонное покрытие по новым разработанным стандартам — методологии объемно-функционального проектирования. В зависимости от транспортной нагрузки и климатических условий подбирается уникальный состав асфальтобетона.
НАТАЛЬЯ МАЙДАНОВА, руководитель научно-исследовательского центра:
«В дорожной отрасли произошел огромный прогресс. Мы гармонизировали свои нормативные документы в соответствии с лучшим европейским опытом, с лучшим американским опытом. Поэтому смеси, которые вы сейчас видите, это не те, которые были даже 20 лет назад и 10 лет назад. Они уже более надежные».
В первые годы существования Петербурга мостовые были грунтовые. Мостить дороги камнем начали с 1718-го года, причем обязанность делать это легла на плечи домовладельцев. Им предписывалось мостить улицу перед своим домом на ширину в сажень — это чуть больше двух метров с ежегодным увеличением площади на два аршина, или 142 сантиметра. Мощение главных улиц закончили в 1787 году, а вот мостовые были деревянными вплоть до начала 19 века. Причем почти все они находились в подтопляемых зонах. В 1924-м году наводнение уничтожило 75% мостовых. Их пришлось отстраивать заново. Еще одним испытанием на прочность для улично-дорожной сети стала Великая Отечественная война. Восстановительные работы длились более десяти лет. Сегодня петербургские улицы и проспекты считаются одними из лучших в стране.
Асфальтобетонный завод в Пушкине. Самый большой подобный комплекс в Европе. Материалы только отечественные: щебень и песок добывают в Ленобласти и в Карелии. А в качестве клея выступает черный битум. Но технологии не стоят на месте. Уже разрушен стереотип о том, что асфальт может быть только темно-серым. А для усиления прочности в будущее покрытие добавляют переработанные автомобильные шины.
НАТАЛЬЯ МАЙДАНОВА, руководитель научно-исследовательского центра:
«Мне кажется, он с нами навечно. Потому что это наиболее экономически выгодный, ремонтопригодный, эстетически привлекательный, экологически безопасный вид дорожного покрытия, у которого большие перспективы».
Все асфальтобетонные смеси перед использованием проходят тщательную проверку в лаборатории Дирекции транспортного строительства.
АНДРЕЙ ДЕМИН, начальник управления контроля качества и внедрения инноваций «Дирекции транспортного строительства»:
«Основным показателем правильности выбора асфальтобетонной смеси является проведение штамповых испытаний. Проводя штамповые испытания, мы получаем отпечаток, по глубине определяем, соответствуют или не соответствуют эксплуатационные характеристики тому покрытию, которое мы планировали. Норматив по глубине вдавливания штампа должен быть не более 2,5 миллиметров».
Массу, разогретую до 180 градусов, уплотняют, имитируя каток. После застывшее покрытие испытывают на устойчивость к пластической деформации. Похожий эффект создают колеса автомобилей в жаркий день. Под действием высоких температур и трения асфальтовое покрытие деформируется, образуется пресловутая колея. К производству допускают только такую смесь, которая отвечает требованиям качества. Для этого тщательно изучают все компоненты, из которых состоит материал.
АНДРЕЙ ДЕМИН, начальник управления контроля качества и внедрения инноваций «Дирекции транспортного строительства»:
«Отбираем небольшой объем литой смеси. Устанавливаем в печку с высокой температурой. Выжигаем, рассеиваем, сравниваем с рецептом, с нормативной документацией. Если соответствует, объект считается сданным».
Тесты показали: главный враг асфальта — шипованная резина. По этой причине ее использование запрещено во многих странах Европы. У нас от таких шин пока не отказываются, поэтому специалисты постоянно изобретают новые, еще более прочные смеси. Так, несколько лет назад, гранит заменили на габбро-диабаз, который добывают в Карелии. Высокое качество дорожного покрытия отмечают и автомобилисты, правда, говорят, многое еще предстоит сделать.
Один из приоритетов администрации Петербурга — развитие скоростного общественного транспорта. А это невозможно без строительства крупных магистралей, которые принимают на себя транзитные потоки, тем самым разгружая улично-дорожную сеть в центре мегаполиса. После строительства Кольцевой автодороги грузовики ушли с правого берега Невы, благодаря ЗСД тяжелый транспорт из области порта направили в сторону «Скандинавии» или на юг, стало меньше автомобилей в Василеостровском и Приморском районах. Чтобы общественный транспорт быстрее передвигался по центру города, в нескольких районах введены платные парковки. Благодаря этому, отмечают власти, экстренные службы прибывают на место вызова в два раза быстрее, а количество ДТП за первый квартал этого года снизилось на четверть.
РУБЕН ТЕРТЕРЯН, генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга:
«Что касается граждан, у них поменяется модель поведения. В центр на работу уже мало кто ездит. Вы можете заметить, что целые улицы, которые раньше были запаркованы, стоят полупустые. Советские улицы. Там практически нет транспорта, а раньше люди ехали с трудом. Это приводит к тому, что люди стали больше пользоваться метро и ходить пешком. В летний период у нас будет нарастать доля средств индивидуальной мобильности и велосипедов».
Строительство широтных магистралей — еще один важный шаг в развитии транспортного сообщения. Благодаря росту доходов городского бюджета дополнительные средства решено выделить на возведение развязки в районе Шкиперского протока, которая обеспечит транспортную доступность Васильевского острова и намывных территорий, а также создание Витебской развязки. На пересечении Благодатной и Кубинской улиц уже заметны очертания будущей дороги. Под землёй больше ста буронабивных свай. А надземная часть магистрали здесь пройдёт по тридцати трём опорам.
ВАЛЕРИЙ АПЫХИН, генеральный директор компании-подрядчика:
«На сегодняшний момент мы закончили производство всех монолитных работ, то есть все опоры построены. И сейчас мы приступили к монтажу металлоконструкций. На сегодняшний момент уже смонтировано порядка 1200 тонн конструкций. И мы планируем к следующему году завершить эти работы».
Это примерно пятая часть от всего объёма работ только на одном этом участке. На объект уже завезли почти четыре тысячи тонн конструкций от российских поставщиков. Проблем с поставкой материала не предвидится. Всего в проекте общая масса подобных деталей – более двадцати тысяч тонн. Развязка станет кратчайшим маршрутом с запада Петербурга в его восточную часть. Протяженность всей развязки – 2600 метров. По три полосы движения в каждую сторону. Согласно проекту, она способна будет пропускать до семидесяти тысяч машин в сутки.
АНДРЕЙ ЦАПУ, начальник управления по связям с общественностью компании «Магистраль Северной столицы»:
«Что наиболее существенно и основное в значении транспортном Витебской развязки: она свяжет ЗСД с перспективной Широтной магистралью скоростного диаметра, который вместе с Западным скоростным диаметром станет тем самым, предусмотренным Генеральным планом развития Санкт-Петербурга скоростным каркасом города, который обеспечит, в свою очередь, вывод транспорта и транспортных транзитных потоков из загруженных центральных районов города».
Витебская развязка – это первый этап строительства Широтной магистрали скоростного движения, или Восточного диаметра. Он в перспективе разгрузит дороги в южной части города. Не обходится и без модернизации уже существующей инфраструктуры – расширяется Витебский проспект. А четыре подъезда к Западному скоростному диаметру разгрузят участок рядом с Благодатной улицей.
АНДРЕЙ МАЛОВ, заместитель генерального директора компании-подрядчика по строительству:
«Работа в городе подразумевает определённую сложность, связанную с наличием сетей. Это и газопроводы, и электрические сети, и канализация, и многое другое. Перед тем, как мы заходим на определённый участок, другой подрядчик занимается выносом данных сетей».
Конечно, на будущих этапах строительства, когда Витебская развязка будет соединяться с ЗСД, не избежать и ограничения движения. Строители будут выходить на объект, когда автомобильный трафик минимален. Остановят движение только тогда, когда строить дорогу начнут над основным ходом ЗСД. А по Витебской развязке первые машины проедут в 2024-м году.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Строительство транспортной инфраструктуры — один из наиболее финансово емких элементов города. Чтобы привлечь дополнительные ресурсы, Петербург использует все доступные финансовые инструменты. По поручению Президента, мы подписали с Минфином России соглашение о предоставлении городу инфраструктурного бюджетного кредита на 24 млрд. рублей. Условия максимально комфортные: срок — 15 лет, ставка 3% годовых. Направим его на строительство Шкиперской и Витебской развязок».
МАРИЯ МАРЧЕНКО, корреспондент:
«Расходы на ремонт дорог с каждым годом увеличиваются. Ведь перед городом стоит непростая задача — привести в нормативное состояние абсолютное большинство улиц и магистралей. Особое внимание уделяют качеству. Асфальтовое покрытие должно служить как можно дольше. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».