АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Здравствуйте!
Леблон, Маттарнови, Гербель – сегодня эти имена первых архитекторов Санкт-Петербурга подверглись забвению, и помнят о них лишь историки и узкие специалисты по истории искусства и архитектуры. Увы, их участь оказалась такова, что они не стали такими же суперзвёздами как Трезини, Растрелли или Кваренги. Но это вовсе не означает, что их вклад в создание столицы новой петровской России менее значим, тем более что для своего времени данные архитекторы ценились на вес золота, иначе Пётр Первый не пригласил бы их к себе на службу. Мы решили в очередной раз исправить историческую несправедливость и вспомнить швейцарского архитектора Николая Гербеля, без урбанистических решений которого Петербург не имел бы свой современный вид!
Санкт-Петербург
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Итак, проект Гербеля предусматривал создание 5-лучевой системы улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства. Если мы сейчас поднимемся на высоту птичьего полёта над современным центром Санкт-Петербурга, то легко можем узнать пять этих лучей, соответствующих современным Миллионной улице, Невскому проспекту, Гороховой улице, Вознесенскому проспекту и Галерной улице. Пять радиальных магистралей, сформировавших будущий центр города, плавно пересекались с дугообразно протекающими тремя речками: Мьёй, Кривушей и Безымянным Ериком, которые сегодня мы знаем как Мойка, канал Грибоедова и Фонтанка соответственно. Идея Гербеля о 5 лучах улиц Санкт-Петербурга была воплощена в жизнь полностью с одобрения Петра Первого и остаётся на картах нашего города до сих пор!
ТАТЬЯНА БАЗАРОВА, заведующая Научно-историческим архивом СПбИИ РАН, кандидат исторических наук:
Гербель, конечно, был очень востребован. После кончины Маттарнови, ему пришлось работать очень много. Гербель в течение нескольких лет трудился над воплощением замысла Петра о создании музея и какого-то научного учреждения, обсерватории. Он переработал проект Маттарнови. Но, к сожалению, тоже достроить не успел.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
По большому счёту вся основная тяжесть строительства Кунсткамеры легла на плечи именно Николая Гербеля. Он руководил возведением первого в России музея с 1719 по 1724 годы. Причём командовал абсолютно всеми работами: от создания фундамента до внутренней отделки Кунсткамеры и закупки специального музейного оборудования. Только взгляните на этот архитектурный шедевр коллективной творческой мысли зодчих периода петровского барокко!
Яркий контраст рассекающей объёмно-напряжённой четырёхъярусной башни, крупных разорванных фронтонов и спокойных строгих стен – чистый приём стиля петровского барокко, который внёс в проект постройки Кунсткамеры лично Гербель.
Так получилось, что Николай Гербель, будучи обер-архитектором Главной полицмейстерской канцелярии Санкт-Петербурга достраивал огромное количество зданий, которые мы сегодня считаем главными символами Санкт-Петербурга, во главе с той же Кунсткамерой. А вот его индивидуальные проекты, будь то индивидуальные дома для вельмож, либо государственные строения, увы, в большинстве своём не сохранились. Приятное исключение – эти многострадальные Главные императорские конюшни, которые Пётр Первый лично поручил построить Гербелю после своего возвращения из Путешествия во Францию. Фактически, мы можем сделать вывод, что Конюшенное ведомство, а так же знаменитая пятилучевая система исторического центра Санкт-Петербурга — главное урбанистическое наследие швейцарца Гербеля на службе русского царя.
Санкт-Петербург. Театр марионеток им. Е.С. Деммени
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
16 сентября знаменитый Санкт-Петербургский государственный театр марионеток имени Е. С. Деммени открыл свой 104-й театральный сезон. Любимый не одним поколением петербургских детей театр представил главную премьеру нового сезона – постановку «Маленький Великий Пётр».
Это история становления маленького царевича. Спектакль про мечту и дружбу — особенно важные ценности в детстве. В основе постановки — оригинальная пьеса Алексея Уставщикова. Главная декорация на сцене — тот самый «дедушка русского флота», ботик Петра Великого. С него и берёт свое начало заветная мечта юного Петра.
АЛЕКСЕЙ УСТАВЩИКОВ, режиссёр-постановщик, автор пьесы:
Ботик был. Пётр его видел. Мечтал. То, что поразило, что ботик может ходить против ветра — это правда. А дальше мы уходим в мечты, мы фантазируем, как бы Пётр мечтал на эту тему.
АНАСТАСИЯ БУЛЫГИНА, актриса Театра марионеток им. Е.С. Деммени, исполнительница роли Петра Первого:
Он, конечно, не мальчик со двора. Но, при этом, не смотря на то, что он должен вести себя как будущий царь, как будущий правитель — ему все равно хочется немного этого хулиганства. Поэтому в нм уживается и какая-то статность и при этом иногда какая-то полная взбалмошность. Мы всегда хотим подарить в первую очередь сказку. И, чтобы те, кто уже вырос, вспомнил себя маленьким, вспомнил себя ребенком. А, тот, кто еще не вырос, поверил в то, что любая мечта — какой бы невероятной она не казалась — она может исполниться, если очень этого хотеть.
Саратов
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
В рамках проекта «Большое чтение в Саратовской области» стартовала осенняя сессия «В краю моём история России». Она посвящена празднованию 350-летия со дня рождения первого императора Всероссийского Петра I.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВА, научный сотрудник Государственного музея Л. Н. Толстого:
Проект открылся в саратовской гимназии № 1. Центр славянских культур Библиотеки Рудомино поддержал специальный проект «Мировая билингвальная библиотека современной литературы» и первой его книги: графического романа «Пётр Великий» на русском и сербском языках. Участники круглого стола узнали, как в оккупированном Белграде в журнале «Политикин забавник» художнику Константину Кузнецову в 1940–1941 годах удалось опубликовать яркий комикс «Пётр Великий».
Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Вернёмся в Петербург, где в Новом здании Российской национальной библиотеки работает выставка «Из истории русской школы: от монастырского образования до ЕГЭ».
Среди тематических блоков — образование на Руси в допетровскую эпоху, вклад Петра Великого в народное просвещение и реформы XVIII века, «Заботы Екатерины II о народном образовании», а так же нововведения советской эпохи и современной России. Посетители могут увидеть полилингвальные таблицы «Первоначального курса обучения», составленные Василием Жуковским в начале 1850-х годов с рисунками предметов и явлений и их зашифрованными названиями на четырёх языках. В числе представленных книг также оказался «План к установлению народных училищ, в Российской империи…» 1785 года авторства создателя первой русской общеобразовательной школы Фёдора Янковича де Мириево.
Москва. Главное архивное управление города Москвы
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
О петровских временах и реформах образования вспоминают и в столице. Главархив Москвы открыл выставку «Страницы истории школьного образования в Москве».
Документы и фотографии, представленные в экспозиции, охватывают период с первой четверти XVIII-го до начала XXI века. Среди них и Указ царя Петра Алексеевича от 28 февраля 1714 года «Об обучении дворян приказного чина, дьячих и подьяческих детей арифметике и геометрии, о посылке для того в губернии учеников из математических школ и об учреждении училищ при архиерейских домах и монастырях». Именно он положил начало созданию системы школьного образования в России.
Устье, Калужская область. Музей-усадьба «Полотняный Завод»
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Добавлю, что в 2023 году об истории российского образовании будут говорить ещё больше, ведь он объявлен Годом Педагога и наставника и приурочен к 200-летию со дня рождения основоположника отечественной научной педагогики Константина Ушинского. Ну а в этом году все поклонники Александра Сергеевича Пушкина отмечают юбилей Натальи Гончаровой – 210 лет со дня рождения. На её родине в Калужской области в Музее-заповеднике «Полотняный Завод» на площадке главного дома усадьбы Гончаровых недавно прошёл исторический фестиваль «Натальин день». Его программа включала в себя не только пушкинские мотивы, но и аллюзии на петровскую эпоху, во времена которой в этих местах по указу царя была основана и первая российская бумажная мануфактура! В рамках фестиваля «Натальин день» состоялось открытие выставки «Образ эпохи Петра I в гравюре» к 350-летию Петра I из фондов Калужского объединённого музея-заповедника.
Санкт-Петербург
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
В 1720 году в Петербурге был установлен первый в стране уличный фонарь. Это стало началом нового периода российской истории, когда городская жизнь перестала замирать с наступлением темноты. Пётр I мечтал осветить город по-настоящему. Во время своего первого путешествия за границу в 1697 году он увидел фонари на улицах Амстердама, Берлина, Лондона и Вены и зажёгся идеей. Хотя фонари были не единственным петровским новшеством относительно городского благоустройства!
В начале 18-го века петербургские фонари находились в ведомстве 64 фонарщиков и генерал-полицмейстера. Да, во времена Петра Первого полицейский был блюстителем порядка во всех смыслах. 200 первых в России полицейских во главе с генерал-полицмейстера Петербурга Антона Девиера действовали согласно инструкции, составленной императором.
ЕЛЕНА КАЛИНИНА, методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Широта обязанностей просто поражает. Вылавливали беглых, бродяг, преступников. Но кроме этого, и мощение улиц, и устройство тротуаров в Петербурге, и укрепление берегов рек, каналов, всех водотоков, устройство набережных.
Новый город его создателю виделся не только каменным, но и зелёным. Ещё при Петре Алексеевиче вдоль Невского проспекта появились ряды берёзок. По царскому примеру каждый землевладелец обязан был посадить по дереву перед своим домом. Впрочем, особого пиетета к озеленению петербуржцы не испытывали, между берёзок развешивали бельё для просушки. Уже Елизавете Петровне пришлось издать запрещающий указ. Охотников пустить деревья на дрова останавливало лишь наказание кнутом. Ещё строже следили за тем, что происходило на рынках.
ЕЛЕНА КАЛИНИНА, методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Следили за санитарным состоянием самих лавок, за тем, как выглядели, как одевались продавцы, а главное — за состоянием продуктов. За несвежие продукты, за продажу животных не забитых, а умерших — первый раз это было битьё кнутом, второй раз — каторга, третий раз — смертная казнь.
Петровские ведомости того времени пестрели новостями об эпидемии, захлестнувшую Европу. И не удивительно, что российский император радел за санитарию. «Каждому жителю поставить в обязанности содержать в чистоте улицу перед своим двором, убирать сор и отвозить его в указанное место. Но отнюдь не в реку. Виновных подвергать жестокому штрафу», — наставлял он генерал-полицмейстера Петербурга. При Петре в новой столице появились полицейская служба, команда фонарщиков. А вот водой петербуржцы обеспечивали себя сами.
ДАРЬЯ КОППЕЛЬ, ведущий специалист экспозиционно-выставочного комплекса «Вселенная воды»:
Ходили к Неве, воду самостоятельно добывали, либо пользовались услугами водоносов, которую носили воду на себе, благодаря коромыслам.
Впрочем и здесь без наказов не обошлось. Пили только невскую воду. А прочую пускали по хозяйской нужде. И в этом была забота не только о здоровье, но и о порядке.
ЕЛЕНА КАЛИНИНА, методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Пётр хотел вырастить нового человека. Он был искренне убеждён, что если написать правильные законы, все будут их исполнять, то в России будет очень хорошо жить. Поэтому привычка к регулярности, в том числе и в застройке, должна была изменить то, как люди относятся к жизни, быту, ко всему.
Дело Петра Первого продолжили его наследники. Но если в быту средний петербуржец остался неприхотлив и проблемой водопровода озаботился лишь в середине 19 века, то к красоте оказался чувствителен. И вслед за выстроенными по линеечке улицами 18 века город украсился городскими и частными садами.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Пётр Первый избрал для новой столицы государства Санкт-Петербурга в том числе и небесных покровителей: святого первоверховного апостола Петра и святого благоверного великого князя Александра Невского. Подробнее об этом можно узнать на новой выставке «Святые Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи» в особняке Румянцева. На ней представлены иконы XVIII–XX веков из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Музея христианской культуры.
На этом всё! Увидимся ровно через неделю – в следующую пятницу, в 20:00, только на телеканале «Санкт-Петербург».