ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«В Петербурге всё готово к началу нового учебного года. Во всех образовательных учреждениях прошли проверки систем безопасности, в пищеблоках и школьных столовых. А все новые  объекты строятся с учетом того, чтобы ребенок мог максимально безопасно и, главное, интересно проводить свой день в школе. Комфортное и самое лучшее образование. Вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».

Курортный район Петербурга. Лицей номер 445. Сейчас здесь идет капитальный ремонт. Ход работ приехал оценить лично губернатор Петербурга Александр Беглов. Ему показали обновлённую столовую, кабинеты, актовый и спортивный залы.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Мы идем  поэтапно. Нельзя было полностью школу закрыть, чтобы дети не оказались в стесненных условиях, поэтому пошли этапами. Первый этап – левое крыло, 2020 год. Второй этап – правое крыло, 2021 год. Сейчас приступили к ремонту фасада и центральной части».

Здание школы — одно из самых красивых в Курортной районе города. Лицей построен в виде дворца в стиле сталинского неоклассицизма, всегда была центром социальной и культурной жизни Зеленогорска. Летом 2020 года выполнен ремонт левого крыла здания. В 2021 году – ремонт правого крыла. В этом году ведется ремонт центральной части здания и фасада. Кроме того, Александр Беглов сообщил, что на следующий год планируется благоустройство территории и обустройство спортивных площадок.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Итак. Почти 700 школ в Петербурге откроют свои двери 1 сентября, более тысячи детских садов и около 100 учреждений профессионального образования. 13 новых школ на почти 12,5 тысяч мест в этом годе введут в строй, 26 детских садов на более чем 5 тысяч мест. На ремонт образовательных организаций в Петербурге было выделено без малого 3 миллиарда рублей».

Один из главных и приоритетных вопросов в начале нового учебного года: на каком уровне находится образование в Петербурге? Об этом, в том числе, говорили в понедельник на ежегодном городском педагогическом совете. На встречу приехали руководители исполнительных и законодательных органов государственной власти города, представители научно-педагогической общественности, руководители и педагоги образовательных учреждений.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«По поручению Президента в прошлом году в стране стартовали две большие программы: по строительству новых школ и по капитальному ремонту школ. Петербург не только активно участвует в этих президентских программах, мы приняли собственные городские программы. Сегодня у городского педагогического совета амбициозная повестка – идем на прорыв. Мы, действительно, сейчас находимся в таком состоянии, в той точке истории, когда у образования ключевая роль – преодоление вызовов. С учителей начинается гражданин России, с учителя начинается экономика страны, именно вы открываете и воспитываете новых Королевых, Курчатовых, Пироговых и Мечниковых. Обучение и воспитание – 2 главные задачи системы образования».

Обсуждали итоги прошедшего учебного года. И сформировали ключевые задачи на год предстоящий. Планы большие. Потому что нужно держать высокую планку. В прошлом году образование в Петербурге было признано лучшим в стране. Высшую оценку поставил Рособрнадзор.

АЛЕКСАНДР БЕЛЬСКИЙ,председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«У нас открыты лаборатории во многих школах. Они имеют определенную направленность, чтобы дети, учась в школах, могли определиться с профессией.  Чтобы профессия эта была связана с городом, чтобы школы были связаны с высшими учебными заведениями».
ИРИНА ПОТЕХИНА,вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«У нас базовые предметы, русский язык – великолепно, Петербург лучше всех всегда сдает ЕГЭ по русскому языку. Мы единственные в стране, где половина детей сдает профильную математику, а не базовую. Это тоже роскошный результат».

С сентября в школах Петербурга запустят цикл еженедельных внеурочных занятий «Разговор о важном». То есть о стране, мире, памятных датах. Кроме того, во всех школах города продолжат традицию петь гимн и поднимать государственный флаг в начале каждой учебной недели. Со следующего года двести городских школ введут новую должность советника директора по воспитанию. Он поможет организовать досуг детей, привлекая их к просветительским, культурным и спортивным событиям. Каким вырастет сегодняшний школьник, напрямую зависит от педагогов, уверена житель блокадного Ленинграда Надежда Строганова.

НАДЕЖДА СТРОГОНОВА,педагог, житель блокадного Ленинграда:
«Профессия педагога – самая главная для каждого государства. Мы выжили только потому, что в нас предыдущее поколение заложило, в наши души».

А это Приморский район Петербурга, 56-й детский сад. Новый спортзал, говорит инструктор по физкультуре Виктория Кудряшова, по-настоящему вдохновляет. Бывшая гимнастка с нетерпением ждет начала занятий.

ВИКТОРИЯ КУДРЯШОВА,инструктор по физической культуре детского сада № 56 Приморского района:
«Я сама занималась художественной гимнастикой, и когда я увидела ленточки, сразу представилось, что бы я могла с детьми, с девочками воплотить, научить, даже пусть каким-то маленьким навыкам, но уже с раннего возраста помочь им, привить гибкость, научить их ножки красиво ставить, красиво осанку держать».

Современный детский сад, говорят воспитатели, это почти начальная школа. И пусть вместо большой перемены пока тихий час, но сидя за крошечными партами, малыши сделают первое погружение в обширный мир знаний.

МАРИНА ЗАХАРЕНКОВА,воспитатель средней группы детского сада № 56 Приморского района:
«Окружающая среда, математика, развитие речи – детей будем учить и читать, и писать, и, я думаю, что они готовые совершенно пойдут в школу».

В каждой группе есть своя интерактивная доска. Особая гордость — уроки танцев и вокала. Дошколят начнут изучать английский. И даже совершат путешествие в открытый космос. 

НАТАЛЬЯ ЗАКИРОВА,заведующая детским садом №56 Приморского района:
«Мы планируем интересный кружок для детей открыть по астрономии, у нас уже закуплен планетарий для этих занятий. Так же по робототехнике. Детям, особенно мальчикам, это нравится». 

Это раньше, говорят в администрации Приморского района, они догоняли застройщиков. Теперь современные сады и школы среди новостроек — это аксиома. Всего в этом году в районе откроется 5 новых образовательных учреждений.

АЛЕКСЕЙ НИКОНОРОВ,глава Приморского района Санкт-Петербурга:
«Благодаря нашему губернатору Александру Дмитриевичу Беглову мы сделали достигли баланса. На сегодняшний день, строятся дома, параллельно сразу вводятся социальные объекты. У нас, получается, на 2200 мест будут введены две школы, также одна школа на 470 мест — это начальная школа, детский сад и два детских садика по 230 мест. У нас в 2021 году открылось три школы, в общей сложности 2700 мест для школьников. 7 детских садов – 1110 мест. И еще одна школа с детским садом. За счет прошлого года мы сбалансировали отставание. Александр Дмитриевич взял на особый контроль по всему городу. Эта школа по плану должна была открыться в 2023 году. Но мы ее открываем в 2022 году, потому что с самого начального этапа, когда еще был заложен фундамент, Александр Дмитриевич три раза сюда приезжал, и в четвертый раз приедет на открытие».
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«В последние три года город рекордными темпами строит образовательные объекты. Это означает, что в новых школах и детских садах должны быть с нуля созданы полноценные педагогические коллективы. Это больше двух тысяч учителей и воспитателей в год. Введение в строй детских садов, школ, поликлиник – это не просто здания. Эти здания нужно обеспечить всем необходимым. Прежде всего, квалифицированными кадрами – 2000 в год. С таким кадровым вызовом наша система образования никогда не сталкивалась. Новые объекты мы сразу строим с учетом этого запроса, чтобы, не выходя за пределы школы, ребенок мог комфортно, безопасно и с пользой проводить целый день. Вы видели наши новые школы – с двумя бассейнами, с физкультурными и спортивными залами, с хорошей столовой. Это целый кампус, красивый и удобный. Когда приезжают коллеги из-за границы, они удивляются. Но это действительно большое достижение. И наша задача, чтобы эти школы работали полностью. И наши детские сады. Вы знаете, все детские сады у нас строятся с бассейнами. Мы недавно приняли решение, чтобы в этих детских садах были соляные пещеры. Конечно, нужно, чтобы такие возможности появились и в школах, которые были построены в прошлом веке. Для этого мы предпринимаем несколько важных шагов. Соединяем школы в крупные комплексы, чтобы появился манёвр и в составлении расписания, и в площадях, и для дополнительных занятий. Оснащаем школы современными лабораториями и мастерскими, выделяем финансирование на проведение ремонта».

Рабочие в люльках, двери в целлофане — 156-я школа еще не слышала шума больших перемен. В новом здании учителя еще привыкают к техническому изобилию. Татьяна Худякова, кажется, и сама готова сесть с дочкой за парту. За строительством школы всей семьей с нетерпением следили из окон. Знания в шаговой доступности, говорит петербурженка, лучший подарок на первое сентября. Для самых увлеченных учебой в школе готовят инженерные классы. Преподавать в них будут, в том числе, представители флагманов петербургской промышленности.

ИРИНА БЕЗБОРОДАЯ,директор школы №165 Приморского района:
«Ребенок будет иметь возможность здесь получать знания, которые он получает в области своего предмета. Дальше у него есть возможность дополнительного образования, в том числе, на базе, например, завода «Климов». Таким образом, ребенок сможет себя реализовать».

Пока ее будущие ученики отдыхали на каникулах, преподаватель английского Ирина Кокорева усиленно осваивала новую программу. Обещает — будет сложно, но интересно. И только так иностранный язык станет по-настоящему родным.

ИРИНА КОКОРЕВА,учитель английского языка:
«Мы будем делать и некую специализацию и спецификацию языка. Мы будем изучать основы технического английского, химико-биологического профиля, мы будем познавать навыки и умения в проектно-исследовательской деятельности. Например, исследование молодежного сленга, юных тиктокеров, предположим».    

Несмотря на свою оснащенность, это учебное заведение не уникально. Инновации — новый стандарт среднего образования в городе. В рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в городе примут своих учеников четыре школы. Проект реализуется Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Школы, которые открываются в рамках этого проекта, позволяют не просто выявлять, но и развивать таланты каждого ученика.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«В новом учебном году в пилотных школах старшеклассники вместе со школьной программой начнут осваивать первую профессию: лаборанта-биотехнолога, оператора мобильной робототехники, флориста, графического дизайнера и другие востребованные в Петербурге специальности. Чтобы сохранить качество петербургского образования, но при этом наполнить его нужным количеством педагогов, мы разработали комплексную систему кадрового обеспечения отрасли, привлекли к этой работе наши ведущие университеты».

Ольга Ершова уже давно мама, но только в этом году пойдет первый раз в первый класс. Несколько лет она руководила кружками, но поняла — хочет стать настоящим учителем.

ОЛЬГА ЕРШОВА,учитель начальных классов школы №164 Красногвардейского района:
«Я думаю, что я буду учителем внимательным к каждому ученику. Если будешь добрым, то, я думаю, что дети могут и не слушать ничего, если злым — бояться, надо некую середину найти».    

Педагог научит читать, писать, считать — все необходимое уже готово. В преддверии Дня знаний на партах аккуратно разложены новенькие прописи и учебники. Основной упор для старшеклассников эта школа делает на естественные науки. В новом здании для начинающих ученых появятся современные лаборатории.

ЮРИЙ ЖЕЛЕЗНОВ,директор школы №164 Красногвардейского района:
«В этом году школа выиграла проект оснащения кабинетов на 15 миллионов рублей, в котором участвовали все школы Санкт-Петербурга. Будем строить кабинеты, связанные с биофизикой, биотехнологией, физхимией и так далее».    

Подростков 353-й школы Московского района научат обращаться с оружием. Кабинет ОБЖ оснащен электронным тиром с безопасными копиями легендарных Макарова и Калашникова. В соседнем классе — токарные станки, небольшой цех для уроков труда. Побороть стресс от контрольных, ударив в бубен или нырнув в сухой бассейн, можно в кабинете релаксации. В темноте под присмотром двух психологов. За окнами рекордов ждет пара стадионов. Рядом с классическим спортзалом — секция для профессионального занятия кроссфитом. Теперь, замечают педагоги, будет не просто красиво, а профессионально. Да и в целом школа станет ядром притяжения для тысяч жителей близлежащих домов. 

ОКСАНА ТРОФИМОВА,житель Санкт-Петербурга:
«У нас раньше не было ни музыкальных, ни художественных, ни спортивных учреждений, и мы надеемся, что новая школа станет центом развития и дополнительного образования».    

етербург называют столицей дополнительного образования. Исторически именно в нашем городе сформировалось это направление. В Ленинградском дворце пионеров имени Жданова в Аничковом дворце преподавали выдающиеся ученые и деятели культуры. Ансамбль песни и пляски возглавлял Исаак Дунаевский, занятия по шахматам — Михаил Ботвинник. Лекции по искусству читал директор Эрмитажа Иосиф Орбели. Свою работу учреждение не прекращало даже во время блокады. Дети рисовали, пели, танцевали, занимались рукоделием. А в 43-м здесь прошла городская олимпиада детского творчества, в которой приняли участие почти 8 тысяч школьников осажденного Ленинграда. Легендарный космический корабль «Восток» превращен в авиационный тренажер. Школьники под контролем опытного инструктора могут управлять Боингом-737. Система моделирует полеты в любой аэропорт мира, в кабине имитируются ветер, отказ двигателей и другие реальные факторы. Почти все выпускники Юношеского клуба космонавтики имени Германа Титова при Аничковом дворце связывают свою жизнь с небом.

Петербургскую систему образования, конечно же, невозможно представить без учителей. Педагогический состав — это тот ресурс, переоценить который невозможно.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«С 1 сентября 2020 года классные руководители – в Петербурге их более 20 тысяч – получают ежемесячные президентские выплаты по 5 000 р. Город тоже не снимает свою надбавку, также выплачивает деньги классным руководителям. С прошлого учебного года аналогичные выплаты президент установил для кураторов учебных групп в колледжах, город также делает соответствующие выплаты. Месяц назад я подписал постановление о двукратном увеличении премии педагогам-наставникам, подготовившим победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад. В 2 раза. Также удвоена премия лучшим педагогам дополнительного образования и лучшим воспитателям».    

В тяжелых условиях связанных с ковидом ограничений они находили возможность переформатировать программы обучения и не терять связь со своими учениками. О своих достижениях в профессии педагоги города с гордостью рассказывают на всероссийском уровне. Делятся опытом. Так, например, Петербург на главном педагогическом конкурсе России представит учитель истории и обществознания школы 619 Калининского района. Егор Киреев вышел в финал регионального этапа и готовится к конкурсу «Учитель года России», он пройдет 20 сентября в Тюмени. Среди участников — лучшие педагоги из всех регионов страны, всего 85 человек. Петербургский учитель считает, что самое главное в его работе — доброжелательность и честность в отношениях с учениками.

ЕГОР КИРЕЕВ,учитель истории и обществознания школы 619 Калининского района:
«Я вообще всегда с учениками честен. Мне кажется, это очень важно. И они это видят. Может, и не объясняют сами себе, но подсознательно это чувствуют. В конечном счете, им нравится, когда им приносят предметы быта прошлого. Музей приезжает на урок».    

История буквально оживает в школьном кабинете. Егор Киреев — не только учитель, но и исторический реконструктор. Занимается  воссозданием быта, доспехов и культуры Средневековья и других эпох. Для Егора Киреева урок — это не монолог учителя, а возможность совместного творчества с учениками.

В Петербурге меняется подход к обучению. Через 10 лет рынок профессий изменится до неузнаваемости, и чтобы экономика страны росла и развивалась, сегодня необходимо инвестировать в образование. Так, в прошлом году в городе запустили предпрофессиональные классы, оборудованные мощными компьютерами.

ИРИНА ПОТЕХИНА,вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Мы уже отработали первый год, мы видим первые результаты. Они нас очень воодушевляют. И сегодня мы понимаем, что это задача номер один — импортозамещение, новые инженерные кадры, конструкторы, исследователи. Мы должны не просто независимость технологическую формировать, мы должны лидерами быть».    

Особое внимание сегодня уделяют подготовке профессиональных кадров, способных не просто давать знания, но и мотивировать учеников на открытия. Нехватки педагогов в Петербурге нет. Только в этом году около двух тысяч педагогов были трудоустроены в новые школы. И, конечно, глядя на такие классы для занятий, кажется, что выражение «школа будущего» — это уже не фантастика, а наша жизнь. И этот тезис подтверждают сами педагоги.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Новый учебный год мы тоже начнем впервые, после двух пандемийных лет, практически в обычном режиме. И хотя эпидемическая ситуация сейчас неспокойная, мы научились справляться с этой угрозой. Петербург сохраняет лидерство в стране по качеству образования. Спасибо Вам за это».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Жить и работать в Петербурге — многие специально переезжают сюда, чтобы дать своим детям достойное образование. Специалисты высокого класса и современные методики преподавания — этим всегда отличался наш город. Комфортное и самое лучшее образование — вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».