МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«Кем стать? Куда пойти учиться? Эти вопросы волнуют всех старшеклассников. Задача педагогов — раскрыть потенциал  каждого ребенка. Для этого в образовательных учреждениях создаются специальные цифровые лаборатории. Такие кабинеты предпрофессиональной подготовки должны быть в каждой петербургской школе. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».

Одиннадцатилетний Артур Афанасьев — самый молодой системный администратор в стране. Его имя даже внесли в Реестр рекордов России. Достигнуть таких высот мальчику помогли занятия в Академии цифровых технологий. В течение трех лет он учился сетевому и системному администрированию. Эта программа рассчитана на детей от 12 лет, но для Артура сделали исключение.

АРТУР АФАНАСЬЕВ,ученик Академии цифровых технологий:
«Мне это нравится из-за того, что здесь не так все просто, до этого нужно додумываться. Либо же искать правильные ответы в интернете, потому что в интернете не всегда можно найти понятную информацию. Также на некоторых компьютерах операционные системы вообще не хотят запускаться, нужно искать другие, очень сложные пути, чтобы их можно было запустить». 

Академия цифровых технологий открылась на Большом проспекте Петроградской стороны четыре года назад. Уже в названии подчеркивается, что это образовательное учреждение «нетиповое». 4,5 тысячи воспитанников приходят сюда после уроков в школе, чтобы осваивать аддитивные технологии, промышленный дизайн, робототехнику, программирование, инженерное 3D-моделирование, микроэлектронику, ювелирное дело — всего 170 образовательных программ. Обучение длится от одного года до трех лет.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ,директор Академии цифровых технологий:
«Правительство Санкт-Петербурга, когда задумывало это учреждение, была поставлена одна из самых главных задач — это чтобы ребята и их родители смогли себе представить будущее. И если походить по нашим помещениям, по учебным аудиториям, видно, что будущее настало и идет вперед. Ребята с большим удовольствием сюда ходят. Это повышенный уровень образования. Обучение от 1 до 3 лет. Некоторые ребята здесь собственно живут фактически, что на нас очень радует».

Десятилетний Дмитрий Сокин — один из тех, кто фактически живет в Академии. Здесь он изучает разные языки программирования и создает компьютерные игры. Самую первую мальчик написал в пять лет. Сейчас игр уже больше 20. Например, викторина с вопросами про космос заняла первое место в городском хакатоне "Scratch. Technology. Science". Еще есть игра по мотивам фильма «Пираты Карибского моря», где нужно стрелять по кораблям, а в другой — по воздушной кукурузе.

 Еще Дмитрий занимается олимпиадной математикой, учится играть на гитаре и пианино, ходит на дополнительные занятия в Университет ИТМО, создает там 3D-игры на популярной платформе Roblox Studio. Главный герой, вооружившись лазерным мечом, спасается от зомби.

Академия цифровых технологий активно сотрудничает со школами. Ребята имеют возможность попробовать себя в самых разных профессиях и понять, что им ближе: создание одежды, журналистика или WEB-дизайн. Обучение ведется даже по таким специальностям, которые не признаны Министерством труда официально, например, связанным с управлением дронами или нейротехнологиями. Сотрудники Академии оказывают помощь руководителям школ, которые хотят открыть у себя такие же хорошо оснащенные кабинеты предпрофильного образования. Деньги на закупку оборудования выделяет правительство Петербурга.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ,директор Академии цифровых технологий:
«Мы же понимаем, что процесс трудоустройства сейчас начинается значительно раньше. Требования рынка труда начинаются значительно раньше, чем это было еще 5 — 7 лет назад. В  сложившихся условиях нашей страны нам нужно иметь постоянно кадры и быстрее их обновлять. А без знания технологий и без стратегической линии, которую выбрало правительство Санкт-Петербурга, это сделать достаточно сложно».
МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«Погружаться в мир профессий петербургские школьники начали еще в прошлом году. Тогда первые 33 школы на гранты правительства открыли лаборатории. В этом году на конкурс было подано 163 заявки. Жюри выбрало 66 проектов. Это инженерные, гуманитарно-технологические, химико-биологические, курчатовские, медицинские, педагогические, кадетские и другие профильные классы. На создание лаборатории каждая школа получит 15 миллионов рублей. Общий объем средств, выделенных на гранты, составил 1 миллиард рублей».

Среди победителей прошлого года — 631-я гимназия Приморского района. На средства гранта — он составил 25 миллионов рублей — был реализован проект «Успешный старт». Его цель — развитие естественно-научного направления обучения от начальной до старшей школы. По инициативе самих учеников были организованы лаборатории по химии, физике и биологии. Проект дает детям представление об экологии окружающего мира и решении проблем, связанных с ней. От сортировки мусора до вопросов молекулярной биологии и генетики. Получить новые знания школьникам помогают ученые из Санкт-Петербургского государственного университета и Первого медицинского университета имени Павлова. Юные натуралисты исследуют клеточные структуры организмов на высокотехнологичном оборудовании. VR-полигон дает возможность моделировать и визуализировать процессы, которые изучаются на уроках астрономии, химии, биологии. А в лингафонном кабинете, который тоже открыли на средства правительства, школьники могут более углубленно изучать иностранные языки. Все это позволяет старшеклассникам получить первую профессию еще в школе.

Лаборатории школы создают в партнерстве с профильными вузами. Один из активных участников проекта — Курчатовский институт. При его поддержке профильный класс оборудуют в 226-м лицее Фрунзенского района.

ТАТЬЯНА СЕМЕНОВА,

директор лицея №226 Фрунзенского района:

     Первого сентября энергокласс откроется в 334-ой школе Невского района. Это совместный проект компании «Россети Ленэнерго» и Горного университета. Начиная с 8 класса, ребята смогут познакомиться с будущей профессией, получить компетенции, необходимые для поступления на профильные факультеты вуза.

НАТАЛЬЯ НАГАЙЧЕНКО

директор школы №334 Невского района:

«У нас совместная деятельность. Будут и преподаватели Горного приезжать к нам, читать различные курсы, а также наши ребята будут заниматься в лабораториях Горного университета. Дальше, участвуя в олимпиадах Горного университета, они смогут получить такой шанс, чтобы поступить в Горный университет на профессию, связанную с электроэнергетикой».     После окончания Горного университета, выпускники смогут трудоустроиться в компанию «Россети Ленэнерго».

АНДРЕЙ ФИЛИМОНОВ,

заместитель главного инженера по производственной безопасности и производственному контролю ПАО «Россети Ленэнерго»:

«Для нас принципиально важно, как и во всех предприятиях, есть проблема с кадрами, и мы крайне заинтересованы продвигать эту профессию, чтобы молодежь с детства слышала, чем мы занимаемся, понимала нашу профессию, важность, нужность. И, конечно, ориентировалась на нас, в дальнейшем приходили к нам работать».     369-й лицей получает грант уже во второй раз. В прошлом году там внедрили цифровые технологии, а в этом оборудуют химико-биологическую лабораторию.

КОНСТАНТИН ТХОСТОВ,

директор лицея №369:

«Это лабораторный практикум, который позволяет ребятам более глубоко формировать свои знания в химико-биологическом направлении. Это тот фарм-кластер, который очень активно развивается в Петербурге, это медицинский кластер, который представлен в нашем городе. И партнерство с медицинскими вузами — это то значимое начинание, которым может городиться Ленинград, Санкт-Петербург».     В реализации образовательного проекта активно участвует и Педиатрический университет. Важнейшее направление работы учреждения — подготовка будущих врачей. И сегодня она начинается уже со школьной скамьи. 80% выпускников 197-й школы Центрального района, где работает профильная лаборатория, поступили в университет.

ВИТАЛИЙ РЕЗНИК,главный врач клиники Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета:
«В настоящее время Педиатрический университет взаимодействует более чем с 10 школами. Формат работы в школах — это проведение мастер-классов, занятий по базовым дисциплинам.  На территории университета — это посещение музея, посещение симуляционных классов».

В симуляционных классах старшеклассники увидят, как на манекенах студенты отрабатывают навыки оказания первой помощи при остром инфаркте миокарда и проводят профилактический осмотр новорожденных. Руководители школ и университетов уверены: ранний старт обеспечит молодым людям конкурентные преимущества на рынке труда, а город получит максимально мотивированные и квалифицированные кадры. И правительство готово поддерживать новый подход к обучению.

ИРИНА ПОТЕХИНА,вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Многие их тех, кто не выиграл в прошлом году, получат гранты в этом. Так что не сдавайтесь. Правительство города поддерживает образование так, как никогда. И в следующем году возможность поучаствовать в конкурсе будет».
МАЙЯ ПИЛЬДЕС,Народный учитель РФ, председатель совета академической гимназии №56:
«Сегодня не только школа ищет своего партнера в вузе и на производстве, сегодня и вузы ищут своих партнеров в школах. И производства, и средние специальные учебные заведения стремятся работать вместе с нами. Это великое и большое дело, потому что таким образом создается уникальное образовательное пространство великого города Санкт-Петербурга».

Многие советские дети кроме школы посещали и секции по интересам. Они были не только местом проведения досуга, но и помогали определиться с будущей профессией. Первые такие клубы начали открываться в Москве, а затем и в других городах Союза. 12 февраля 1937 года свою работу начал Ленинградский Дворец пионеров. Для занятий с детьми были приглашены выдающиеся ученые и деятели культуры: академики Василий Струве, Лев Берг. Лекции по искусству читал директор Эрмитажа Иосиф Орбели, ансамбль песни и пляски возглавил Исаак Дунаевский, занятия по шахматам вел Михаил Ботвинник. 228 заводов, фабрик и институтов помогали в оформлении и оборудовании: машиностроительную лабораторию строил Кировский завод, кабинет физики — «Электросила», автоматическую телефонную станцию — «Красная заря», судомодельную лабораторию с бассейном — «Балтийский завод». Даже в тяжелые годы блокады дети продолжали заниматься в кружках. Воспитанники выступали в военных частях и в госпиталях, а в декабре 42 года во Дворце пионеров даже организовали елку для лучших учащихся города. За годы своей работы Дворец стал стартовой площадкой для многих юных дарований. Его выпускниками были Кирилл Лавров, Елена Образцова, Наталья Бехтерева, Марк Тайманов. Советский космонавт Георгий Гречко занимался в технических кружках и автомотоклубе.

Создание в школах предпрофессиональных лабораторий – это ответ на запросы детей. Сегодня они хотят как можно раньше получать те компетенции, которые потом пригодятся на рынке труда. Идею создания лабораторий поддерживают и родители. 

В городе функционирует 473 отделения дополнительного образования детей. В этом году более 70 тысяч школьников участвовали в семи с половиной тысячах конкурсных мероприятий как индивидуально, так и в составе творческих коллективов. Победителями и призерами всероссийского и международного уровней стали более 19 000 учащихся. В государственном информационном ресурсе «Таланты.рф» зарегистрировано 13 тысяч юных жителей Санкт-Петербурга, проявивших особые успехи на Всероссийском уровне. В прошлом году больше 3 тысяч выпускников окончили школу с медалями. На международных олимпиадах наши школьники завоевали 10 медалей: 8 золотых и 2 серебряных. А уже в этом году Президентский 239-й лицей снова доказал: там готовят математиков мирового уровня. Четверо победителей международной олимпиады в Норвегии — его ученики. Иван Бахарев, Максим Туревский, Таисия Коротченко и Роман Кузнецов. Медали также завоевали Денис Мустафин из Москвы и Галия Шарафетдинова из Казани.

АНДРЕЙ ФУРСЕНКО,помощник Президента РФ:
«Вы показали очень хороший результат. Блестящий. И вообще, выдающиеся люди. Я поздравляю вас от своего имени. Думаю, что Президент поздравит вас от своего имени».
СЕРГЕЙ КРАВЦОВ,министр просвещения РФ:
«То, что мы лидеры в мире, большая заслуга ваших учителей, наставников. Это большая комплексная работа, которая начиналась давно, и сегодня мы видим хорошие результаты».

В международной олимпиаде участвовали более 600 старшеклассников из сотни стран. Российские школьники выполняли задания дистанционно. Соревнования включали два тура. Вопросы охватывали разные области математики, в основном геометрию, теорию чисел, алгебру и комбинаторику. С высокими результатами российскую сборную и их тренера Кирилла Сухова поздравил губернатор города Александр Беглов.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Ребята молодцы. Хорошо отработали. Хотел бы слова благодарности сказать учителям, тренерам, которые принимали участие в подготовке. Молодцы, так держать! Все эти трудности нас укрепляют, делают более сильными».

С 1981 года ученики 239-го физико-математического лицея приносят своей стране медали на международных математических олимпиадах. В образовательном учреждении разработали целую систему подготовки призеров. Примечательно, что девочки попали в команду впервые за десять лет.

ТАИСИЯ КОРОТЧЕНКО,выпускница Президентского Физико-Математического лицея № 239:выпускница Президентского Физико-Математического лицея № 239:
«Я очень благодарна судьбе, что мне удалось поступить в 5-м классе в лицей, потому что без этого я потом никогда бы в жизни не занималась математикой. Это случайность. Но благодаря этому я сейчас здесь».

Ребята поделились секретами успеха. Главное, любить математику и упорно трудиться. А для гибкости ума важно иметь и другие увлечения. Роман Кузнецов, например, окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Свою дальнейшую жизнь победители тоже решили связать с математикой и подали документы в профильные вузы. А Таисия Коротченко с первого сентября будет еще и преподавать в родном 239-м лицее, где уже готовят ребят, которые представят страну в мировом олимпиадном движении в следующем году.

В Центральном районе сразу две школы получили гранты правительства: это знаменитая «Петришуле» и гимназия номер 155. Это учреждение – один из лидеров филологического образования в городе. Ученики углубленно изучают французский и русский языки, историю и литературу. Благодаря реализации проекта ребята смогут заниматься практической деятельностью, выполнять индивидуальные или групповые проекты, участвовать в ситуационных ролевых играх и дискуссиях, знакомиться с вузами и предприятиями-партнерами.

ЕЛЕНА ФЁДОРОВА,глава Администрации Центрального района:
«Можно познакомиться с вузом, куда пойти, посмотреть инфраструктуру, выбрать. Выбор — это всегда прекрасно. И здесь ребенок имеет возможность выбрать, а учебное заведение дает возможность посмотреть, какие образовательные программы дальше дает, введение в специальность и прочее. Мы учимся, чтобы пойти дальше работать, чтобы применить свои знания. И когда предприятие взаимодействует еще со стадии школы, то есть они уже с маленького возраста видят деток, их курируют, координируют, они делают совместные проекты, внедряют свои проекты в деятельность предприятия — это здорово, это классно, это то, ради чего мы должны жить и делать больше проектов». 

В 155-й гимназии будет создан центр гуманитарно-технологических практик «Точка опоры». Он будет включать современный конференц-зал, а библиотеку превратят в медиатеку

«Петришуле» — одно из старейших образовательных учреждений в стране и первая школа Санкт-Петербурга. Была основана в 1709 году. Благодаря гранту правительства там оборудуют 4 лингафонных кабинета, где дети в маленьких группах по 10 человек смогут изучать немецкий язык.

ЕЛЕНА ФЁДОРОВА,глава Администрации Центрального района:
«Когда идет взаимодействие школы, детей, педагогического, университетского коллектива, научного сообщества и предпринимательского, создается такой уникальный симбиоз, который позволяет развивать наш город, нашу страну, выращивать такие умы, которые у нас есть, мы ими гордимся и, думаю, их станет еще больше после реализации таких проектов».

Школы, которые не получили гранты в этом году, смогут снова подать заявку уже на следующий год. В 2023-м на создание лабораторий правительство города снова выделит 1 миллиард рублей.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Лучшие профессионалы — они, безусловно, готовятся в школе. Если мы с вами создаем условия, когда ребенок может выбрать профессию уже в школе и целенаправленно идти, не обязательно в вуз, он может пойти и в колледж, тот проект, который мы сегодня с вами осуществляем, — это первые шаги для подготовки конкурентоспособных ребят, которые в будущем будут вести нашу страну вперед».
МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«Лаборатории — это в первую очередь практические занятия. И очень важно, что в обучении участвуют университеты и крупные промышленные предприятия. Каждый ребенок должен раскрыть свои способности и подойти к выбору будущей профессии осознанно. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».