АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Здравствуйте! Как известно, в преддверии Дня Военно-морского флота нельзя не говорить о роли Петра в основании регулярного флота России. «Морским судам быть» — с постановления боярской думы 1696 года началось строительство русского флота. Азовская флотилия была первым удачным опытом, за которым последовало создание Балтийского флота, любимого петровского детища. Первые корабли «в оборону и на отпор против неприятельских свейских, то есть шведских, войск» начали строить ровно 320 лет тому назад — в 1702 году. А уже в 1704-м царь основал Адмиралтейство. Через несколько лет Балтийский флот уже перешёл в наступление; русские научились строить линкоры и фрегаты, а также пользоваться предложенной Петром тактикой — натиска галер на крупные корабли с последующим абордажем. Всё это оказалось возможным в том числе и благодаря очередному сподвижнику Петра – первому командующему Балтийским флотом, адмиралу Корнелиусу Крюйсу.

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, основан в 1709 году. Большая Морская улица, дом 69А

Обычно эпоху правления первого российского императора называют «Великой эпохой», но я позволю себе немного перефразировать — это «Эпоха Великих людей», к коим относится и один из ближайших сподвижников царя, первый командующий Балтийским флотом и вообще, человек, благодаря которому появился регулярный военно-морской флот — Корнелиус Крюйс.

Корнелиус Крюйс (1655 – 1727) – русский адмирал, первый командующий Балтийским флотом

АНДРЕЙ СМИРНОВ&nbsp
При каких обстоятельствах Пётр познакомился с Корнелиусом Крюйсом?
ОКСАНА КУРНОСОВА,старший научный сотрудник научно- информационного отдела ЦВММ им. императора Петра Великого:
1 сентября 1697 года в Амстердаме в честь прибытия Посольства организуют показательный бой морских яхт, руководит этим боем голландский вице-адмирал Гиль Шхей, Пётр участвовал в бое, он был рулевым на одной из яхт, ему очень понравилось и он уговаривает Шхея поступить на русскую службу, но Шхей отказывается и вместо себя он рекомендует Корнелуса Крюйса. Пётр не сразу соглашается принять Крюйса, Крюйс знакомится с одним из руководителей Великого посольства — боярином Фёдором Алексеевичем Головиным, очень влиятельным человеком. Головин занимался вербовкой на русскую службы и Крюйс ему помогает в этом. И уже когда Головин говорит царю, что «этого человека нельзя пропустить», тогда в мае 1698 года с Крюйсом заключают договор на 4 года. Здесь у нас в витрине представлен портрет Корнелиуса Крюйса — вот он по центру, это Фёдор Алексеевич Головин, по рекомендации которого он и был принят на русскую службу и Фёдор Матвеевич Апраксин.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Не было ли между Крюйсом и Апраксиным какой-то соревновательности?
ОКСАНА КУРНОСОВА,старший научный сотрудник научно-информационного отдела ЦВММ им. императора Петра Великого:
Между Крюйсом и Апраксиным не было, а вот между Крюйсом и Меншиковым — было. Дело в том, что Крюйс был очень честным человеком, Пётр его за это и ценил, и он не хотел прикрывать махинации Меншикова, за это его Меншиков и не любил. Очень интересный инцидент был, когда в 1713 году над Крюйсром состоялся суд … что-то в этом было [дело рук Меншикова], потому что человек был достаточно заслуженный и вынести смертный приговор — довольно странно… Приговор был вынесен, правда после заменён на ссылку в Казань с лишением всех чинов и наград. Но Пётр понимал, что без Крюйса ему флот не выстроить, флот не удержать и поэтому в 1715 году его возвращают обратно в Петербург и возвращают ему все чины.

Серебристый бульвар, дом 24 корпус 1. Российский Государственный Архив Военно-Морского Флота, основан в 1724 году

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Деятельность Корнелиуса Крюйса на службе русского царя детально задокументирована и сегодня с этими уникальными документами в фонде «Канцелярия Крюйса», которая хранится в Российском Государственном Архиве Военно-Морского Флота, включая и то самое, громкое судебное дело.

Я знаю, что в состав вот этой судебной группы вошли сам Пётр Первый, Беринг там был и другие знаменитости.

АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛИН,заместитель директора РГАВМФ:
Да, там был и первый Адмиралтеец Апраксин, адмирал Мишуков, конечно же, Александр Данилович Меншиков. Вот это тот самый приговор с их подписями, печать Апраксина, чёрная печать Петра Михайлова [Петра Первого], Александр Данилович Меншиков.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Можем ли мы утверждать, что Корнелиус Крюйс — это человек, без которого бы Пётр Первый не смог бы добиться таких успехов в строительстве флота?
АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛИН,заместитель директора РГАВМФ:
Один из тех, без которых не было бы флота. Потому что у других петровских сподвижников тоже были замечательные заслуги, не со всеми Крюйс уживался, но тем не менее, только их соединённые усилия и по строительству флота, и по строительству баз, и по использованию этих кораблей, дали Петру возможность победить шведов, в том числе и на воде, на Балтике.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Балтийский флот сыграл огромную роль в Северной войне — помог отстоять Ингерманландию и Петербург, разбил шведский флот при Гренгаме и Гангуте, позволил русским войскам взять под контроль Финляндию, возвращение которой стало козырем во время мирных переговоров. Когда завершилась война со Швецией, Балтийский флот насчитывал 29 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 200 галер. Ещё около 80 военных кораблей стояло на Каспийском море. Россия превратилась в морскую державу. Сегодня об этой славной странице отечественной истории вспоминают с помощью новых музейных экспозиций. В рамках проекта «Наследие Петра Великого — достояние Российского флота» продолжается благоустройство территории докового Адмиралтейства Кронштадта. Там открылся новый музей на воде «Потешная флотилия».

КРОНШТАДТ

ДМИТРИЙ РАТКИН,корреспондент:
Вот у меня в руках как раз макет того самого ботика Петра Первого, тут очень детально изображены пушки, паруса. И мы сейчас вместе с вами спускаем его на воду — это точная копия Кронштадтской гавани. А подробнее нам об этом расскажет архитектор Илья Юсупов.
ИЛЬЯ ЮСУПОВ,архитектор:
Стилизованный макет Кронштадтской гавани — здесь вы можете увидеть самые знаковые объекты : это форт Кроншлот, форт Александр I, памятник Петру I , и, конечно, Морской Кронштадтский собор. Данный макет со всей композицией и водоёмом предназначен как раз для запуска кораблей и для популяризации судомоделизма, судомодельного спорта, чтобы все дети могли прийти в этот парк, позапускать корабли и лучше узнать историю Кронштадта, историю Санкт-Петербурга, его культуру.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
А в Переславль-Залесском, в рамках проекта «Реставрация масляной живописи,посвящённой эпохе Петра Первого» с участием петербургских реставраторов  восстановили картину Дмитрия Кардовского «Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года», написанную в 1927 году. Именно на берегах Плещеева озера юный Петр строил свой первый русский флот, вошедший в историю под названием «потешный».

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В научно-образовательном проекте Союза реставраторов России приняли участие студенты и молодые специалисты из Петербурга, Москвы, Ельца и Нижнего Тагила. После фотофиксации и изучения, картина Кардовского была помещена на рабочий подрамник для процесса укрепления красочного слоя и грунта. Затем картину перенесли на экспозиционный подрамник, подвели реставрационный грунт, притёрли лак и сделали тонировки. Обновлённая «Флотилия» вернулась на постоянную экспозицию в музее «Ботик Петра» близ Переславля.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
В одном из «Петровских» музеев России – в знаменитом тульском Музее оружия, который в следующем году отметит своё 150-летие, открылась специальная экспозиция в рамках торжеств в честь юбилея Петра Великого. На выставке «Шедевры тульских мастеров» представлено свыше 120 эксклюзивных экспонатов из собрания крупнейших музеев Москвы, Санкт- Петербурга и частных коллекций. В их число входят подлинные образцы работ тульских оружейников XVIII — XXI веков.

ТУЛА

АЛЕКСАНДР АРБЕКОВ,куратор выставки, научный сотрудник Тульского государственного музея оружия:
Да, есть одна легенда и несколько её трактований. Каких-то документальных подтверждений подобного визита в Тулу нет. Но вот есть легенда, в рамках которой Пётр, проезжая Тулу, решил дать заказ местным оружейникам изготовления алебард, и на их изготовление вызвался будущий Никита Демидов. Таким образом, по легенде произошло их знакомство, а потом, вероятно, исходя из логики это легенды, Петр I решил, что Тула будет колыбелью оружейного производства специализированного для нашей армии и флота.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
О наследии Петра Великого вспоминают и на выставке «Русский эпос в камне» в Музее Фаберже в Петербурге, где представлены произведения современных уральских камнерезов. Традиции художественной обработки цветного камня существуют на Урале уже три сотни лет.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЛЮДМИЛА БУДРИНА,куратор выставки «Русский эпос в камне»:
Так же как Петербург, также, Екатеринбург — камнерезное дело в России это детище Петра Великого. Его путешествия в Европу познакомили русского императора с шедеврами, которые украшали дворцы европейских вельмож, европейских монархов. Параллельно велись геологические изыскания в Уральских и Алтайских горах, искали в первую очередь медь и железо, но как мы вами понимаем, найти только то, что ты ищешь невозможно, поэтому параллельно были открыты богатейшие залежи русского цветного камня. И совершенно естественно — в мыслях императора соединился собственный камень и отсутствующее пока камнерезное производство. И уже в 1721 году был подписан указ о создании первого императорского русского каменного производства — Петергофской императорской гранильной фабрики.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Я предлагаю отправиться в ещё один город петровской морской славы – в Воронеж, где завершилось создание росписи в честь 350-летия Петра Великого. Двухсотметровое граффити разместили на ограждении железнодорожных путей на пересечении улицы Фридриха Энгельса с проспектом Революции.

ВОРОНЕЖ

Стрит-арт представляет собой путешествие по реке Дон от крепости Воронеж мимо Тавровской верфи и города Павловска к Азову. В росписи стены приняли участие преподаватели и студенты местных вузов. Единая концепция росписи определена эскизами, выполненными студентами Воронежского художественного училища под руководством живописца Константина Финакова.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
С детских лет будущий император грезил морем, а во время путешествия по Европе, овладел в числе прочих профессией корабела. Он умел ходить под парусом и делал это всегда с огромным удовольствием, по свидетельству современников. Но не таков был Петр Первый, чтобы в одиночестве предаваться любимому увлечению. Он мечтал привить интерес к морскому делу всем и каждому, и хотел сделать яхтинг традиционным светским времяпрепровождением.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Это, конечно, забавно: Россию, о море спохватившуюся лишь в самом конце XVII века, и оказавшуюся в стороне титанической борьбы морских держав Европы некоторые историки считают родоначальницей яхтинга. В апреле 1718 года Пётр Первый издал указ об основании «Потомственного Невского флота» или ещё проще – «Невской флотилии». И эта Невская флотилия со своим уставом, собственным флагом, форменной одеждой, чётко прописанным этикетом могла бы претендовать на первенство, если бы членство в ней не было принудительно-добровольным. Но что при Петре I в России не было таковым?

СЕРГЕЙ КЛИМОВСКИЙ,учёный секретарь ЦВММ им. императора Петра Великого:
Задача была приобщить граждан Санкт-Петербурга к водной стихии. Как известно, Пётр Первый поначалу не разрешал строить мостов, жители переправлялись на всех подручных средствах и вот яркий пример этого, это знаменитая верейка, которая находится в домике Петра Первого.

Итак, в апреле Петр Алексеевич издал указ, а в мае «…безвозмездно и в вечное пользование родал 141 судно». Можно себе представить, как не рады были царскому презенту новоявленные «яхтсмены» – сановники, вельможи, члены Сената, Иностранной Коллегии, насельники Невского монастыря, и даже некоторые влиятельные дамы. Подарок подданным обошелся казне в баснословную сумму 125 199 рублей. Для сравнения: в том же 1718 году жители новой столицы за килограмм «говяжьего доброго мяса» платили три с половиной копейки.

СЕРГЕЙ КЛИМОВСКИЙ,учёный секретарь ЦВММ им. императора Петра Великого:
По пушечному сигналу с Петропавловской крепости в выходные, праздничные дни, владельцы судов невского флота должны были собираться, производить разного рода манёвры на реке Неве.

Тех, кто пытался избежать этих многочасовых «речных штудий», сославшись на морскую болезнь и различные недуги, царь наказывал штрафом: в первый раз – 3 рубля, во второй – 6. В третий раз ослушаться вряд ли кто рисковал. В конце концов, к водным прогулкам привыкли, тем более что проходили они под музыку, празднично, да в финале ещё и банкет закатывали. Но через семь лет Петр Алексеевич умер, а вместе с ним почил и Невский флот. Не навсегда…

ТАТЬЯНА УШАКОВА,хранительница музейных предметов сектора «Дворцы и музеи Нижнего парка» ГМЗ «Петергоф»:
Пусть больше, чем через сто лет сбылась наконец мечта великого реформатора и в правление Николая I в 1846 году создаётся императорский яхт-клуб в Санкт-Петербурге, по образцу английского королевского клуба, который посетил Николай Первый в 1844 году.

Вот так из-за не сразу у нас возникшей любви к морскому делу, мы уступили статус первого яхт-клуба в мире британцам. Но — только формально.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

История регулярного российского военного-морского флота началась, как мы знаем, с Азовской флотилии. В Год Петра на Дону традиционный фестиваль военно-исторических клубов «Осада Азова» будет впервые посвящён взятию турецкого Азова Петром I в ходе Азовских походов 1695-1696 годов. Главным зрелищем фестиваля станет реконструкция боевых действий, в которой примут участие более 180 реконструкторов со всей России! Фестиваль пройдёт в первую субботу августа.

Ну а основные морские торжества в честь 350-летия основателя Петербурга и Военно-морского флота в этом году состоятся уже в ближайшее воскресенье, 31 июля, в городе на Неве. День Военно-морского флота посвящён Петру Первому! За всеми событиями грандиозного праздника можно будет наблюдать в прямом эфире телеканала «Санкт-Петербург»!

На этом всё! Наша программа уходит на летние каникулы! Так что увидимся в конце августа, как всегда, только на телеканале «Санкт-Петербург».