Андрей Смирнов,ведущий:
Эпоха Петра – одна из самых ярких страниц истории России. Победа над мощным врагом – Шведским Королевством – в Северной войне 1700 – 1721 годов увенчалась вознёсшейся за два десятилетия новой столицей. Первыми ансамблями города уже с XVIII века был заложен высочайший уровень градостроительства, архитектуры и инженерных пространственных решений блистательного Санкт-Петербурга. И главная заслуга в этом бесспорно, принадлежит швейцарскому инженеру и фортификатору – Доменико Трезини.

ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ И ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

Андрей Смирнов,ведущий:

По проектам Трезини были заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, был построен Летний Дворец Петра I в Летнем саду, расширен первый Зимний дворец Петра, сооружена Галерная гавань. Но среди всех архитектурных шедевров есть два особо уникальных, которые построил уроженец швейцарского кантона Тичино. И их на сегодняшний день можно назвать настоящими местами силы «петровского Петербурга». Давайте, начнём, что называется, с самого начала – с Петропавловской крепости.

С этого фортификационного сооружения для защиты молодого города от шведских военных кораблей и начался сам Санкт-Петербург в 1703 году. Спустя три года по приказу царя Трезини начинает перестраивать Петропавловскую крепость, тогда она называлась просто крепость Санкт-Петербург, в камне. В ходе реновации по проекту архитектора были построены эти знаменитые триумфальные ворота – Петровские — первый дошедший до наших дней триумфальный памятник военным победам России в годы Северной войны. Сначала они были с каменным основанием и деревянной верхней частью с резным убранством. В 1716 году Трезини сам же перестраивает их полностью в камне. Петровские ворота, долгое время служившие единственным входом в Петропавловскую крепость, возводились в честь освобождения Невских земель от шведов и петровских викторий.

В этом году исполняется 310 лет с начала строительства каменного Петропавловского собора. Пётр I прекрасно понимал, что России нужна новая архитектура, которая бы смогла выразить идеи своего времени. Стремясь укрепить главенствующее положение новой столицы по сравнению с другими старыми русскими городами, государь задумал новое строение, которое должно было возвыситься настолько, что по своей высоте переплюнуло бы колокольню Ивана Великого и Меншикову башню в Москве. По задумке царя новый храм должен был стать самым грандиозным и самым заметным сооружением новой столицы России – Санкт-Петербурга.

Итак, собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — небесных покровителей самого Петра I, — является идейным и композиционным ядром всего ансамбля Петропавловской крепости. Строительство под руководством и по проекту Доменико Трезини растянулось на целых 20 лет, и завершилось лишь к 1732 году. Главное украшение собора — резной золочёный иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и его супруги Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Трезини группой мастеров-резчиков под руководством Ивана Зарудного. Программу иконостаса из 43 икон составили лично Пётр I и его сподвижник — архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Хочу обратить ваше внимание, что напротив алтаря находится кафедра для произнесения проповедей. В русских православных церквях прежде не существовало практики для чтения проповедей чтения проповедей. Она появилась в России исключительно в царствование Петра I. Ну а сами императоры находились напротив.

Андрей Смирнов,ведущий:

Как уже было сказано, святые апостолы Пётр и Павел – небесные покровители самого Петра I. Их ежегодно чтят 12 июля в Петербурге и в других петровских городах России. Например, в Архангельске, где в канун большого церковного праздника прошёл масштабный исторический фестиваль День Новодвинской крепости. День этих святых почитается как праздник крепости с тех пор, когда в центре цитадели, основанной по приказу царя Петра в 1701 году, была воздвигнута деревянная церковь во имя Петра и Павла.

Наталья Шпанова,директор Архангельского краеведческого музея:
Мы, наверно, думаем, что и сама крепость, и сама церковь стали неким прообразом Петропавловской крепости и собора Петропавловского в самой Петропавловской крепости. Слишком много аналогий.
Олег Попов,организатор фестиваля «день Новодвинской крепости»:
Первый раз проводили на такое большое количество населения. Проходило 2 дня. Первый день у нас проходил на Красной пристани в городе Архангельске, где были представлены часть площадок исторических реконструкторов, выступления творческих коллективов, звёзд. А уже 10 июля прошёл праздник на территории самой крепости. Где были представлены все площадки реконструкторов, которые к нам приехали. Порядка 120 человек. И московские стрельцы, и питерский полк, и наши местные реконструкторы, из Карелии реконструкторы приезжали. И каждый желающий, каждый зритель, который приехал на фестиваль, мог погрузиться в эпоху петровского периода.
Андрей Смирнов,ведущий:
Вновь вернёмся в Петербург, где 12 июля в Петропавловском соборе в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла прошла Праздничная Божественная Литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Накануне в соборе прошло Всенощное бдение. А в сам престольный праздник Петропавловского собора Патриарх Кирилл отслужил Божественную Литургию. Сегодня Петропавловский собор – одна из главных святынь Санкт-Петербурга, усыпальница Императорского Дома Романовых — занимает особое место среди храмов Северной столицы.

Андрей Смирнов,ведущий:
В дореволюционной иконографии самого Петра I зафиксировано 949 его гравированных прижизненных и посмертных изображений. Их подробное описание, выпущенное ещё Императорской Академией художеств, занимает 248 столбцов основного текста и 17 страниц дополнений. Столь обширной портретной галереи не имеет ни один государственный деятель императорского периода русской истории. Ну а в Музее Академии художеств сейчас работает выставка под символичным названием «Не царское дело».

ВЫСТАВКА «НЕ ЦАРСКОЕ ДЕЛО»

Дмитрий Аксёнчик,корреспондент:

Столярное, токарное, кузнечное ремёсла. А также стоматология и картография. Всё это, казалось бы, не царские дела. Однако именно этими профессиям и не только владел Пётр Великий. Многогранной личности царя-преобразователя посвятили выставку в музее Академии художеств. Одни из самых интересных экспонатов в нашем обзоре.

Пётр Алексеевич имел широкие познания в медицине и всегда носил с собой набор стоматологических инструментов. И не спроста. Собственноручно вырванные им зубы — своеобразная коллекция Петра Алексеевича.

Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»:
Он её собирал, чтобы показывать, что вот — зубы испорчены. Их надо удалить. Поэтому он их хранил. Чтобы сограждане понимали, что в этом есть толк и в этом есть какой-то смысл. Раз царь сам делает, значит правильно. На базе этой коллекции смогли издать труды медицинские, и основаны медицинские музеи и, конечно, это очень повлияло на развитие медицины в то время.

Во время великого посольства, в Амстердаме, Пётр I узнал о новых технологиях книгопечатания после чего, передовые станки стали доставлять в Россию из Европы.

Дмитрий Аксёнчик,корреспондент:
Буквенный набор ставился на эту раму, затем вставлялся лист и прижимался прессом. Сложный и дорогостоящий процесс книгопечатания при Петре сделали более доступным.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»:
Почти не издавались книги светского характера. Они были библиографической редкостью. А после Петра они стали общедоступными. Тиражи до 1200 экземпляров, которые начали издаваться — та же арифметика Магницкого или геометрия Брюса.

Можно смело утверждать, что благодаря царю научной литературы оказалось издано в разы больше, чем за всё существование печатного дела в России допетровской эпохи. В том числе благодаря реформе алфавита. Было 46 букв, стало 38.

Дмитрий Аксёнчик,корреспондент:
Адмиралтейство, амнистия, инструмент, карта — всё это заимствованные слова, которые вошли в состав русского языка при Петре I. Поэтому понадобился словарь новых терминов, который правил собственнолично царь.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»:
Он дописал «Забытие прегрешений». Авторы по амнистии написали «забытие». Как будто человек просто что-то забыл. Амнистия имеет другое значение, поэтому Пётр внёс свои поправки.

Времени у Петра Алексеевича хватило лишь на четыре буквы алфавита.

Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»:
Это вообще требует отдельного изучения, потому что почерк у Петра был очень сложный.

Во время Великого посольства, Пётр освоил гравировальное дело. После чего гравюры вывешивали даже на площадях. Так население оповещали о победах Северной войны, о праздниках, о коронации.

Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»:
Мы видим, что в результате действительно гравюра стала средством массовой информации для всех и все смогли увидеть с её помощью, что происходит в государстве.

Считается, что за свою жизнь Пётр I овладел 14 ремёслами. Увлечения даром не прошли — пристрастие к получению знаний и освоению новых профессий привело к реформам, которые в корне изменили жизнь России.

Андрей Смирнов,ведущий:
Не стихают праздничные торжества в рамках Года Петра Великого по всей России и особенно в Калининграде. Там уже прошёл очередной этап всероссийского фестиваля «Петровские музыкальные ассамблеи». Музей Мирового океана готовится установить скульптуру молодого царя Петра на территории Фридрихсбургских ворот «Петровского центра», которую подарил известный скульптор Зураб Церетели. Ну а пока в историко-культурном центре «Корабельное воскресение» можно ознакомиться с двумя любопытными выставками. Первая — «Кабинет Петра Первого», посвящённая страсти царя к коллекционированию, его поездкам в европейские страны, знакомству с выдающимися учёными своего времени. Вторая экспозиция — «Пётр I и медицина» о вкладе Петра Великого в российскую медицину и о том, какой след эти преобразования оставили в наше время.
Галина Акимова,научный сотрудник Музея Мирового океана:
В нашей экспозиции есть вот такое уникальное кресло — кресло процедурное. Оно универсальное. Это кресло цирюльника, а цирюльники в то время владели опасными инструментами, поэтому были людьми универсальными: брили бороды, рвали зубы, вправляли конечности. Посмотрите, какой интересный предмет — это подлинный предмет конца XVII – начала XVIII века. В шкафчиках хранили инструменты, полочка для ног, можно было привязать руки пациенту. А вот здесь откидная спинка — прообраз кресла для отдыха.
Андрей Смирнов,ведущий:
Кстати, выставка «Пётр I и медицина» от петербургского Военно-медицинского музея в Калининграде проходит при поддержке Ассамблеи петровских музеев, созданной в канун Года Петра Великого в Северной столице. Её очередное Собрание под председательством статс-секретаря – замминистра культуры России Аллы Маниловой недавно прошло в Воронеже.

В рамках собрания в Театре драмы имени Кольцова состоялось торжественное открытие выставок «Пётр Великий» Государственного исторического музея и «Петровские крепости» Государственного музея-заповедника «Смоленская крепость». Ещё две выставки приехали из Петербурга – во дворцовом комплексе Ольденбургских зрители могут увидеть экспозиции «Образцовые сады Петра Великого» и «Не для только забавы, но и для дела. История Ассамблей Петра Великого» из Петергофа и «Пётр I. Начало янтарного пути» из Царского Села.

Анна Кретинина,заместитель директора историко-культурного центра «Дворцовый комплекс Ольденбургских»:

Наш регион тоже хранит память о Петре Великом. Поэтому с удовольствием рассказываем нашим посетителям. Ещё один интересный проект — «Пётр I. Начало янтарного пути» — прекрасная возможность посетить и увидеть предметы, которые представлены в интерьерах, не выезжая в Санкт-Петербург, не тратя время на дорогу, можно сейчас, в течение июля месяца, у нас.

Андрей Смирнов,ведущий:
Каждый год в июле в Испании в разгар знойного лета вспоминают местного мореплавателя, героя эпохи Великих географических открытий – Педро Сьеса де Леона. Казалось бы, чем он так знаменит?! Ответ прост – именно он первым в 1551 году привёз из Южной Америки в Европу овощ, без которого мы сегодня не можем представить нашу повседневную жизнь – ту самую картошку. Ну а в России картофель появился спустя 150 лет – при Петре I.

КАРТОФЕЛЬ ПРИ ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ

Как известно, Пётр I вникал во всё: в строительство кораблей, городов, обустройство фонтанов, развлечение и дресс-код жителей своей страны. Мог ли он остаться в стороне от кухни и того, что на ней готовили? Ответ очевиден. И на Стрельнинской мызе Пётр I выращивал то, что прежде на Руси и не росло – от артишока и подсолнуха до картофеля и редиса. Кстати, этот красный хрустящий корнеплод так пришёлся по царскому вкусу, что без него Пётр Алексеевич не садился за стол. Но всё же не редиска удостоилась чести стать нашим национальным продуктом.

Елена Кузьменко,начальник участка «Территория у Дворца Петра I» отдела заповедных территорий ГМЗ «Петергоф»:
Пётр I в конце 90-х годов XVIII века прибывает в Нидерланды по корабельным делам и впервые пробует картофель Он ему настолько понравился, что Пётр решает развести этот необыкновенный овощ и на земле российской.

Говорят, Пётр самолично высадил первую грядку картофеля в своём огороде на Стрельнинской мызе. Легенда это или нет, в любом случае российская история картофеля началась именно с этого места. Но ещё целый век заморскому корнеплоду противостоял отечественный – репа, о котором сегодня мы вспоминаем только по поговорке «проще пареной репы».

Елена Кузьменко,начальник участка «Территория у Дворца Петра I» отдела заповедных территорий ГМЗ «Петергоф»:
Её ели жареную, пареную, вареную. Немногие знают о том, что у репы использовалось в еду не только корнеплод, но и вершки. И заквашивались в бочках, как белокочанная капуста. Из репы делались репные щи, готовился знаменитый репный квас.

Ну тем временем картошка исподволь проникала на русский стол, вначале на царский – императрица Анна Иоанновна любила подавать в конце приёма модный десерт – картофель с сахаром. Деликатес был настолько дорог, что гостям доставалось по паре небольших клубней. Настоящий картофельный прорыв случился благодаря арапу Ганнибалу, крестнику Петра и прадеду Пушкина. Ему был отпущен долгий век и уже при Екатерине II он купил усадьбу Суйда в 50 километрах от Петербурга и вдали от придворной суеты принялся выращивать картофель.

Надежда Жирнова,заведующая музеем-усадьбой «Суйда»:
В этом сундуке Абрам Петрович Ганнибал привёз в Суйду картофель. Екатерина II поручает Ганнибалу культивировать картофель. И в 1765 году он уже отчитывается ей, что в Суйде плоды используются в еду, и всё хорошо.

В конце концов сытная картошка победила малокалорийную репу. А спустя десятилетия великий генетик Николай Вавилов основал в Суйде первую в СССР селекционную картофелеведческую станцию, где вывели новый сорт картофеля под названием «Ганнибал», в народе известный как «Синеглазка». Могила же первого российского картофелевода Абрама Петровича затерялась, осталась лишь стела, напоминающая о нём. И по иронии судьбы в первые годы советской власти эти поля засеяли именно картошкой, без которой мы теперь никуда.

Андрей Смирнов,ведущий:
В Петербурге стартовал XI Международный фестиваль «ОПЕРА — ВСЕМ». Его специальным событием станет постановка редко исполняемой оперы выдающегося представителя немецкой романтической школы XIX века Альберта Лорцинга «Царь и плотник».

Это первое обращение к образу русского царя на Западе, использующее в качестве сюжетной канвы подлинный эпизод из биографии Петра – его пребывание incognito в Голландии в качестве ученика на судостроительной верфи.

Андрей Смирнов,ведущий:

На этом всё. Увидимся ровно через неделю – в следующую пятницу, в 20:00, только на телеканале «Санкт-Петербург».