АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Здравствуйте! Пётр I хотел построить свою будущую столицу из камня. Непростая задача, учитывая, что природного камня в регионе не хватало. В 1714 году царь издал указ, запрещающий строительство из камня везде, кроме Санкт-Петербурга. Ещё одним непременным условием Петра была особая планировка: в отличие от традиционных русских городов, организованных вокруг кремлей-детинцев, – в Петербурге должна была быть плотная застройка вдоль прямых параллельных улиц, дома, соприкасающиеся боковыми стенами и образующие непрерывные ряды, ровные сетки каналов. Именно такими запомнил царь европейские города, которые посетил с Великим посольством, в частности, Амстердам. Все новаторские идеи государя воплощал первый архитектор Санкт-Петербурга – швейцарец Доменико Трезини.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Университетская набережная, дом 7/9. Здание Двенадцати коллегий (Главный корпус СПбГУ), архитекторы – Д. Трезини, Л. Т. Швертфегер, годы постройки: 1722 – 1742
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Пётр Первый задумывал Васильевский остров, как административный центр новой столицы России. 300 лет назад Трезини приступил к строительству – как бы мы сказали сегодня – Дома Правительства. Вот оно – легендарное Здание Двенадцати коллегий — крупнейший по размерам памятник «петровского барокко». Здание представляет собой двенадцать одинаковых трёхэтажных корпусов — аркад, соединённых между собой. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчёркивает их взаимосвязь при решении государственных задач. Кстати, здание выходит торцом к Неве, а своим парадным фасадом на нынешнюю Менделеевскую линию. По задумке Трезини в этом районе всё должно было быть как в Венеции – канал, по которому подплывали бы на лодках в здание по государственным делам. Тут действительно был прорыт канал, засыпанный уже во времена Екатерины II, поэтому и парадный фасад здания выходит именно на эту сторону. Любопытная археологическая деталь – после одной из реконструкций перед зданием удалось восстановить кладку брусчаткой петровского времени.
Здание Двенадцати коллегий – более 800 метров в длину и первоначально имело открытые галереи, причём с обеих сторон. Всё, как в Венеции. Кстати, если сегодня присмотреть к главному корпусу Санкт-Петербургского Государственного университета, то легко можно различить эти 12 однотипных секций. Первоначально каждый корпус имел свою собственную отдельную крышу, а также свой собственный отдельный вход вместе с крыльцом. Всё это находится на восточной стороне.
Интерьеры здания Двенадцати коллегий многократно перестраивали и ремонтировали. Начальную отделку сохранил только квадратный в плане, двусветный зал под названием Петровский — шедевр архитектуры периода правления императрицы Анны Иоанновны. Его отделка выполнена в середине 30-х годов XVIII века под руководством ученика Трезини – архитектора Михаила Земцова.
Несмотря на то, что зал назывался Сенатским, его оформление племянница Петра – императрица Анна Иоанновна посвятила своему великому дяде. Именно она вновь вернула столицу Империи в Санкт-Петербург, приказала двору вернуться из Москвы в Петербург и заставила Трезини возобновить строительство Офиса для госаппарата. Кстати, обратите внимание, что в интерьере сохранились вот эти лепные десюдепорты с вензелями на латыни «Р» и «А» — начальные буквы имён Петра I и Анны Иоанновны, которая провозгласила себя продолжательницей дела своего дяди.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Пётр Первый сыграл решающую роль в установлении дипломатических и торговых отношений между Россией и странами Востока. По его распоряжению благодаря различным экспедициям и миссиям сформировались богатейшие фонды, началось планомерное изучение культур стран Востока. Личность самого Петра оказала заметное влияние на политику восточных стран. Об этом говорили на научной конференции «Пётр Великий и Восток», которая прошла в Институте восточных рукописей Российской Академии наук в Петербурге.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДАРЬЯ БОГДАШКИНА,корреспондент: В 1717 году русские военные нашли вот эти рукописи. Их доставили Петру Первому и тот хранил их у себя в кабинете как реликвию.
Привезли их из ойратского монастыря, известного как Семь Палат, сейчас это территория Северного Казахстана. Тибетские письмена содержат буддийские сутры.
Именно с этих — «золотых», как их называют учёные — рукописей, началось увлечение императора коллекционированием старинных редкостей. Чем ещё манил Восток самодержца, и в чём заключалась его восточная политика — обсуждали на конференции в Институте восточных рукописей РАН, приуроченной к 350-летию императора. Цель — показать всё разнообразие деятельности Петра на Востоке.
ИРИНА ПОПОВА,директор Института Восточных рукописей РАН, член-корреспондент РАН: Пётр, проживший не столь долгую жизнь, а прожил-то он всего 52 года, вот в последние годы своей жизни, а точнее в последнее десятилетие обратился на Восток, причём очень значительно. Им были снаряжены основные экспедиции на Камчатку, Сибирь, Дальний Восток, которые принесли очень значительные результаты. Им были направлены посольства. 1724 год — посольство в Китай, в Бухару, Персидский поход 1722-ого года… Это было действительно совершенно осознанное освоение Востока.
1711 год: желание Турции вернуть себе Азов с прилегающими землями вынудило Россию вступить в военные действия против Османской империи. Основные силы и ресурсы в этот период уходили на ведение Северной войны. В ход шли все способы решения второго конфликта. Действовать пытались в том числе через такие «универсалы» — воззвания Петра Первого на турецко-татарском языке к кубанским и ногайским татарам.
МАРК КОЗИНЦЕВ,аспирант Института Восточных рукописей РАН, младший научный сотрудник: Основная цель создания этих Универсалов была удержать татарское население Ногайской орды, Буджакской орды, крымских татар от противодействия русским войскам, но все мы знаем, что Прутский поход — довольно тяжёлая страница петровского времени, и всё пошло в этом походе не так, как царь задумал.
Изначально универсалы отливались на медных досках — для пущей сохранности. И хотя, как показывает нам история, к нужному результату они не привели, но, несомненно, стали важным дипломатическим документом времён Русско-турецкой войны.
Успешнее складывались отношения с Китаем. В то время в Поднебесные правила маньчжурская династия Цин во главе с императором КонсИ, которого, кстати, наши современники часто сравнивают с Петром. В 1689 году между двумя великими державами был заключён Нерчинский договор, который устанавливал мир между странами на ближайшие 200 лет.
НИКОЛАЙ САМОЙЛОВ,заведующий кафедрой теории общественного развития стран Азии и Африки Восточного факультета СПБГУ, доктор исторических наук, профессор: России это дало возможность вести торговлю — торговля, которая была очень важна для Петра, для всей страны. Россия продавала пушнину в Китай, а из Китая получала фарфоровые изделия, изделия лаковые, потом пошли ткани.
Пётр Первый вошел в историю как западник, как реформатор, который прежде всего прорубил окно в Европу. Но при этом деятельность императора на Востоке была не менее активной. Он готовил экспедицию на Мадагаскар, налаживал торговые отношения с Персией и искал путь в Индию. Большинству планов Петра суждено было осуществиться.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  8 июля 1709 года, по новому стилю, произошло генеральное сражение Северной войны — Полтавская битва. В честь этой победы установлен День воинской славы России, который ежегодно отмечается 10 июля.
В 1710 году в Петербурге была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве. Перестройка церкви в одноимённый каменный собор началась уже после смерти Петра — в 1728 году и продолжалась 12 лет. Столь долгий срок был обусловлен недостатком средств и замораживанием работ, которые были возобновлены только при императрице Анне Иоанновне. Символично, что собор построил тоже Трезини – дальний родственник первого архитектора Петербурга Доменико Трезини – Пьетро Антонио Трезини. Сегодня Сампсониевский собор – не только храм-памятник Полтавской победы, но и типичный образец «петровского барокко».
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Год 350-летия Петра Первого продолжается по всей стране, и я предлагаю отправиться в Крым. В Ливадийском дворце-музее работает выставка «ПЁТРЪ Великий. Деяния, достойные быть преданы потомству».
ЯЛТА. РЕСПУБЛИКА КРЫМ
На ней представлены предметы из собрания музея, принадлежавшие прежде членам императорского Дома Романовых, портреты императора Петра I и его супруги, императрицы Екатерины I, копии уникальных гравюр «петровского» времени, отображающих баталии, победы и события в России начала XVIII века.
Ирина Фоменко,главный хранитель — заведующий научно-фондовым отделом Ливадийского дворца-музея: Мы отталкивались от того, что личность и деяния царя, а в последствие императора Петра Первого изучались и почитались в семье венценосных владельцев Ливадии, а также в аристократической среде. Уникальный, дубовый письменный стол времён императора Александра III представлен в экспозиции Ливадийского дворца, четыре его фасада украшены резьбой, воспроизводящей уникальные гравюры, возможно уже утраченные в настоящее время. Три их этих сюжета расшифрованы: это «Пётр I раскрывает заговор стрельцов», «Основание Санкт-Петербурга» и «Визит Петра I во Францию», когда он с маленьким Людовиком XV был на руках.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  В год 350-летного юбилея первого российского императора в Государственном Музее истории религии в Петербурге открылась масштабная выставка, посвящённая Петру I, его реформам, строительству Санкт-Петербурга и зарождению российской наградной системы. В экспозицию вошло более 110 экспонатов, четверть из которых выставляется впервые.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Владимир Безродин,старший научный сотрудник Государственного музея истории религии: Первые 20 лет существования Петербурга были отмечены энергичным строительством храмов – появляются и православные церкви, «иноверческие» – вот Анненкирхе, к примеру. И мы здесь показываем, как они выглядели в разное время своего существования. Дело в том, что церкви постоянно перестраивались. Вот на этом экспонате можно увидеть четыре варианта Исаакиевского собора, начиная от петровского, заканчивая современным, который мы все с вами знаем.
Ксения Сотникова,корреспондент: Ещё один важный раздел посвящён российской наградной системе. Что здесь представлено?
Владимир Безродин,старший научный сотрудник Государственного музея истории религии: Дело в том, что каждый русский орден носит имя того или иного святого. Идею создания орденской системы европейского типа Пётр привозит из Великого посольства и начинает создание первого русского ордена – Ордена Андрея Первозванного. Появляется Орден Святой Екатерины – женский орден. И Пётр планирует – но эту идею реализовала уже его супруга Екатерина, уже после его смерти, — создание специального ордена для военных Ордена Александра Невского. Ну а в витрине вы можете увидеть продолжение именно орденской системы, потому что здесь расположены хромо-литографии с изображением кавалерствующих одеяний. Они были установлены Павлом I.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  «Петровские» города России также продолжают отмечать Год Петра Великого. В Саратове прошёл Фестиваль уличной культуры. Его основная идея — осмысление наследия Петра I, известного реформатора и покровителя науки и искусств.
САРАТОВ
Фестиваль прошёл сразу на нескольких локациях, размещённых в пространствах и на территории Арт-кластера РОСИЗО «Склады Рейнеке». Участники фестиваля в своих работах использовали синтез современных технологий и достижений науки и искусства, представляя, таким образом, самые актуальные направления в искусстве.
Яркий пример такого совмещения — цифровизация искусства и перевод художественных работ в формат NFT.
На фестивале зрители увидели региональный художественно-исследовательский проект «Текстура», аудиовизуальный перфоманс в виртуальном пространстве, музыкальный сет от локальных музыкантов и диджеев, а также состоялась акция по художественному закрашиванию передвижной выставки «Остановка по требованию».
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Между прочим, самую большую NFT-коллекцию выпустили к 350-летию Петра I в Петербурге! Её создали художник Алексей Сергиенко и digital-художник Роман Ходырев. В неё вошли 350 цифровых объектов в стиле поп-арт и гравюры. Увидеть коллекцию можно в сети, а одну из работ – в арт-центре Алексея Сергиенко. Среди объектов коллекции авторы разместили и головоломку.
АРХАНГЕЛЬСК
Ежегодно День Новодвинской крепости в Архангельске празднуется в выходные накануне Дня святых апостолов Петра и Павла, отмечаемого Русской православной церковью 12 июля. В этом году исторический фестиваль отдаст дань и петровской эпохе — в программе праздника не только реконструкции бытовых сценок и мастер-классы ремесел того времени, но и уличный спектакль «Как царь Петр» . Поэтому если вы окажитесь 9 и 10 июля в столице Поморья, то обязательно посетите события праздника под открытым небом!
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  На этом всё! Увидимся ровно через неделю – в следующую пятницу, в 20:00, только на телеканале «Санкт-Петербург».