АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Здравствуйте! Выход к морю — истинная причина всех военных и мирных усилий Петра Первого на протяжении Северной войны, главный мотив строительства Петербурга на не самом пригодном для жизни людей болоте. И беспрецедентный для мировой истории официальный перенос столицы своей страны на территорию чужого государства за девять лет до заключения мира, по которому эти территории отошли к России. Выход к морю для Петра воплощал ещё и разрыв с ненавистной ему старой Россией, со страхами его детства и юности, а также ознаменовал начало новой, счастливой жизни – недаром скромный посёлок на берегу моря, каким был в начале Петербург, он называл в письмах «раем», «парадизом». И мечтал царь о том, что столица новой России будет иметь настоящий европейский центр!

ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Румянцевский сад

Удивительно: в Северной столице, где многие улицы появились ещё в период правления

Петра Великого, исторические названия смогли сохранить лишь линии Васильевского острова. Изначально император планировал, что это будут каналы под стать венецианским, но северный климат и бесконечный русский авось не дали осуществиться удивительному замыслу. А ещё Васильевский остров – место легендарное в буквальном смысле этого слова.

6-я — 7-я линии Васильевского острова

Достоверных сведений о том, почему самый большой остров в дельте Невы, где строился Санкт-Петербург, назван Васильевским — нет. Происхождение этого названия сопровождают мифы, легенды и просто чьи-то домыслы. Известно, что ещё до того, как здесь появился Петербург, остров назывался Хирвисаари, в переводе с финского — Лосиный. И то, что за эти земли бился со шведами Александр Невский — мы тоже знаем. Название острова связывают с именами новгородских посадников Василия Селезнёва, Василия Ананьина и другими.

Памятник бомбардиру Василию Корчмину, скульпторы – Г. В. Лукьянов, С. В. Сергеев, дата открытия – 24 мая 2003 года

Однако курдонёр дома 34 по 7-ой линии Васильевского острова сегодня украшает бронзовый памятник не новгородским посадникам, а Василию Корчмину. Бравый бомбардир, инженер, генерал-майор, сподвижник Петра I встречает гостей в приветственной позе с мундштуком в руке. Отсюда можно сделать несложный вывод, что главной легендой в происхождении названия острова считается именно его история.

Университетская набережная, Меншиковский дворец, архитекторы – Г. И. Шедель, Дж. Фонтана, годы постройки: 1710 – 1720

Однако Васильевским остров стал называться ровно 285 лет тому назад уже при императрице Анне Иоанновне. С 1704 по 1714 годы им владел первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга и главный сподвижник царя, светлейший князь Александр Данилович Меншиков и название его было то Княжеский остров, то Меншиков.

Кадетская линия Васильевского острова

Первую в России карту Васильевского острова составил по приказу Петра I голландский инженер-майор Лепинас в 1714 году. Это был так называемый фиксационный чертёж с целью дальнейшей застройки острова. В 1714 году Пётр I радикально меняет свои планы относительно этой местности. Остров забрали у Меншикова под городские нужды, ведь именно здесь царь решил разместить центр молодой столицы России. В 1715 году по указу Петра Доменико Трезини создаёт генплан Васильевского острова, и тогда уже появляются знаменитые линии — улицы, линиями их стали называть в 1718 году. Эти линии должны были стать полнейшей доскональной имитацией каналов Венеции. И вот по легенде, самый первый канал был прорыт здесь — где сегодня находятся Кадетская и Первая линии.

7-я линия Васильевского острова

Климат стал главным врагом тех самых каналов Васильевского острова. Когда их прорыли, они оказались слишком узкими и для судоходства, и для движения по сухопутной части, по которой проезжали повозки. Но зато в современной топонимике Петербурга названия линий сохранились и существуют уже более 300 лет, а это, согласитесь, большая дань уважения и историческая память об основателе нашего города — Петре Великом.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Пётр Первый сыграл решающую роль в установлении дипломатических и торговых отношений между Россией и странами Востока. По его распоряжению благодаря различным экспедициям и миссиям сформировались богатейшие фонды, началось планомерное изучение культур стран Востока.

ЭЛИСТА. РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

В Элисте отметили 300-летие встречи Петра Первого и Аюки-хана. Первый калмыцкий хан оставил заметный след в истории ― именно при нём Калмыцкое ханство достигло наивысшего расцвета. Аюка-хан находился у власти более 50 лет. И именно с ним Пётр Первый в ходе подготовки Персидского похода вёл переговоры в Саратове по вопросу участия калмыков в военной операции. В театрализованном представлении, посвящённом историческому событию, приняли участие артисты калмыцких театров. А в Национальном музее Республики Калмыкия можно узнать все подробности этого стратегического союза.

ВЛАДИМИР ТЕПКЕЕВ,ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН, доктор исторических наук:
Надо сказать, что Аюки-хан был верным союзником здесь на юге России. Практически с середины XVII века калмыки участвовал во всех войнах России, в том числе и в Северной войне, которая, как вы знаете, закончилась для российской армии триумфом и образованием Российской империи. Апофеозом русско-калмыцких отношений стала эта встреча. Практически это была первая и последняя их встреча, потому что буквально через 2 года умер Аюки-хан, а через 3 года Пётр I.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
Как мы вам уже неоднократно рассказывали, в рамках 350-летия со дня рождения Петра Первого на Марсовом поле в Петербурге всё лето работает выставка – «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», посвящённая исторической реконструкции экспозиции, которая прошла здесь же 150 лет назад.

МОСКВА

Тем временем в Парадном вестибюле Оружейной палаты «Музеев Московского Кремля» открылась выставка «Юбилей Петра I в Москве 1872 года», приуроченная к 150-летию Политехнической выставки, которую посвятили 200-летнему юбилею императора Петра Великого. Тогда она стала самым необычным и грандиозным проектом, когда-либо реализованным на территории Московского Кремля.

Ирина Пармузина,старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля, куратор выставки «Юбилей Петра I в Москве 1872 года»:
Во-первых, это была первая в России выставка павильонного типа. Представьте себе, что на территории Александровского сада, набережной и даже внутри Кремля расположилось что-то вроде ВДНХ — было размещено 88 строений, из них большинство это выставочные павильоны по самым разным областям знаний: биология, геология, устройство почтового и телеграфного дела, фотография, прикладная физика и даже образцовая церковь и дом землевладельца. Вторая особенность выставки в том, что это была первая в России выставка действующих производств, то есть показывались не только результаты труда, но и сам процесс создания, как совершенно бытовые вещи — духи, шоколад, так и производство пушечных лафетов и дул орудий.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
В Государственном Эрмитаже торжественно открыли вторую часть экспозиции «Галерея Петра Великого». Новые залы продолжают рассказ о личности императора и его эпохе.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Михаил Пиотровский,генеральный директор Государственного Эрмитажа:
Это рассказ и о нём, и о той памяти, которая сохраняется в веках, которую сохраняли императоры, следовавшие за ним, которую сохраняли музеи, которую сохраняет Эрмитаж.

Всё-таки ещё прежде Пушкина, наше всё — это Пётр. Без которого немыслим такой музей, как Эрмитаж.

ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Во-первых, Пётр основал первый Эрмитаж и он первым начал коллекционировать европейские произведения искусства и вообще произведения искусства как таковые, и ввёл их в обиход именно как произведения искусства в России.

Новые залы наглядно показывают, что произошло, когда Пётр открыл своё знаменитое «окно в Европу». Тогда в него влетели массивные данцигские шкафы для хранения одежды, аугсбургские кабинеты для хранения редкостей — привет из Кунсткамеры, а также обычай выставлять посуду для всеобщего обозрения на полках поставца.

НАТАЛЬЯ БАХАРЕВА,старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
То, что нам кажется привычным, в Петровскую эпоху это всё было впервые: впервые стены украшают живописные полотна, впервые появляются кабинеты, будуары, гостиные комнаты для приёма гостей. Это непривычное для России разделение жилого дома на равноправные мужскую и женскую половину, появление новых интерьеров. И, конечно, такие европейские интерьеры требовали совершенно иного убранства.

Большой парадный стол, прибывший из Архангельска, — первый образец «смешения французского с нижегородским»: конструкция голландская, а роспись — традиционная, русская. Всё вместе — картина нового быта, петровского. В соседнем зале можно увидеть другие знаменитые экспонаты петровского времени — токарные станки, на которых царь-плотник трудился сам, а также инструменты и вещи, сделанные в том числе и его августейшими руками.

НАТАЛЬЯ БАХАРЕВА,старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Такой широкий диапазон был его работ — с одной стороны это вот этот великолепный деревянный кубок, украшенный вставками из слоновой кости, это явно кубок, сделанный в подарок, такие вещи часто служили дипломатически подарками, а с другой стороны мы с вами видим тоненькую деревянную тарелку и деревянные миски — это тоже создавал Пётр первый, как тогда говорили «в часы отдохновения» от государственных дел, и этими своими изделиями Пётр пользовался и говорил, что он с большим аппетитом ест из посуды, которую создал своими руками.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp
В этом году отмечается ещё один исторический «петровский» юбилей – 325 лет с начала того самого Великого посольства, когда русский царь под именем простого дворянина Петра Михайлова путешествовал по европейским странам и постигал всё новое. В итоге этого путешествия он вывез из Европы не только инструменты, специалистов, впечатления и трудовые мозоли, но и идею, которую понимал предельно просто: грядущее могущество России – в переносе на русскую почву европейских институтов, порядков, знаний, правда, с учётом российской специфики, с сохранением основы её существования – самодержавия. И на европейский манер Пётр обустраивал всё. В том числе парки.

ПАВЛОВСК. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Мы восхищаемся розами в Павловске, наслаждаемся ароматом сирени и ищем пятилистный цветок, чтобы загадать желание. Благодаря Петру Первому зацвели в России эти «куриозные и чуждые планты», как их тогда называли.

Правда история эта началась раньше: и сирень, и тюльпаны, и лилии, и нарциссы цвели в садах отца Петра — царя Алексея Михайловича. А розы в Московии появились и вовсе при первом Романове — Михаиле Фёдоровиче, их привёз немецкий купец. Мы не знаем как к цветам относился дед Петра Первого, а вот отец его был настоящим агрономом и в своих подмосковных усадьбах разбил сады, в которых росли даже дыни.

АНДРЕЙ СЫТИН,доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Ботанического института РАН:
Алексей Михайлович был в это плане передовым человеком — его окружали сады, которые были по тем временам просто чудеса света: там была целая система цветников, там были необыкновенные розы, там были лекарственные растения, был виноград — такие украшения русского Эдема, Райского сада. Пётр в этом великолепии воспитывался.

Пётр Алексеевич унаследовал от своего батюшки эту страсть к ботанике. Даже занимаясь строительством военного флота в Воронеже, он распорядился основать на берегу реки сад из заморских деревьев, кустарников и цветов. И кто занет, может царь-садовник и сам брался за лопату?

Бережливый и расчётливый во всём, Пётр не скупился, когда дело шло о деревьях и цветах. «Привези из Любека сирены тысячу кустов — белой и синей», наставлял он посла, отправлявшегося в Германию. Из Голландии корабли везли тысячами луковицы тюльпанов.

Марина Бережная,заместитель директора по внешним связям и развитию ЦПКиО им. С.М. Кирова:
Тюльпан был одним из самых любимых цветов, и он завёз несколько новых сортов в начале XVIII века в Россию, ну а массово уже в Летнем саду выращивались тюльпаны.

Современный Летний сад не напоминает тот, что создал Пётр Первый. Не случайно в первые годы существования сад назывался Цветочным. Скорее всего в будущем императору представлялось то, что сегодня можно увидеть в Царском селе. Летний сад только разбили а Пётр уже шлёт в Москву письма, чтобы из усадьбы его отца в город на Неве «отправляли всяких цветов, да поболе, да как можно более душистых», и чтоб обязательно были кусты пионов. Это растение, которое в Китае называют «цветком императора», российский император ценил не только за статус.

АНДРЕЙ СЫТИН,доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Ботанического института РАН:
Он был такой человек чувственный, любил крупные большие цветки и запах, и здесь всё сошлось. Пионами он специально интересовался и просил, чтобы ему их прислали.

Так что, пусть не Пётр Первый привёз в Россию сирень, пионы, розы и даже тюльпаны, но именно он сделал их красоту национальным достоянием, наслаждаться которой могли не только сановные вельможи.

АНДРЕЙ СМИРНОВ:&nbsp

Еще одна диковинка из Европы — первый в России карильон был приобретён Петром Первым и установлен в Петербурге в строящемся Петропавловском соборе. Этот карильон с 35 колоколами, купленный в Голландии за огромную по тем временам сумму, был уничтожен молнией во время ночной бури 1756 года. Второй карильон в Петропавловском соборе был установлен в 1776-м и играл до 1840 года. Карильон «состарился» и был разобран. С 1991 года началось создание карильона для Петропавловского собора. Теперь его можно услышать в том числе и на ежегодном Международном карильонном фестивале «Музыка над городом», который до 8 июля проходит в Петропавловской крепости на Соборной площади.

На этом всё! Увидимся ровно через неделю – в следующую пятницу, в 20:00, только на телеканале «Санкт-Петербург».