ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Мы продолжаем императорское утро на телеканале «Санкт-Петербург». Сегодня почти вся наша программа посвящена дню рождения самого известного российского монарха — основателя нашего города Петра Алексеевича Романова. Много десятилетий в городе, который он основал, работает легендарная художественная школа для талантливых детей.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Царь Пётр нередко оказывается в центре внимания юных художников. К памятной дате открыта целая экспозиция «Царь Пётр — герой рисунков учеников изостудии Эрмитажа». Теперь эти дети имеют полное право сказать, что мои работы выставлялись в Эрмитаже. Напомните, пожалуйста, когда образовалась ваша изостудия, и какие она переживала самые яркие моменты за время своего существования?
ИРИНА ДЮБАНОВА,заведующая научно-методическим отделом «Школьный центр» Государственного Эрмитажа:
Чрезвычайно гордимся тем, что у нас в Эрмитаже работает старейшая в нашей стране детская изостудия, которая существует при музее. На самом деле Эрмитаж начал заниматься с детьми и творчеством, и историей искусства ещё, представьте себе, в XIX веке. Мы опять же очень гордимся этим. Что же касается изостудии, то она была основана в 1957 году, и в разные времена ею руководили очень талантливые, прекрасные художники, а с 1976 года ею руководил Борис Константинович Кравчунас — член Союза художников, великолепный педагог, которого обожают дети. Так что благодаря его работе с детьми в основном собственно создана была и эта студия, и эта выставка, которую мы открываем.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Сколько работ принимает участие, и каковы их сюжеты в основном?
ИРИНА ДЮБАНОВА,заведующая научно-методическим отделом «Школьный центр» Государственного Эрмитажа:
Очень интересная получилась выставка. 50 работ разного времени, но об этом, наверное, расскажет моя коллега. Что же касается темы, этот год юбилейный, Петровский. Мы не могли его пропустить, понятное дело. Но надо сказать вам, что для детей Пётр I — это очень интересный персонаж. Потому что он чрезвычайно детям близок. Ведь ребёнок, а у нас занимаются дети с 5 лет, ребёнок в это время узнаёт мир, для него всё интересно. Он хочет себя попробовать в разных занятиях. Поэтому человек, о котором рассказывают, скажем, родители или преподаватели в Эрмитаже или бабушка с дедушкой, гуляя по городу, когда показывают ребёнку Медный всадник, человек такой кипучей натуры, как Пётр I ребёнку очень интересен. Есть некие сходные моменты, которые ребёнок хочет также попробовать, как Петр всё пробовал. Так и дети хотят всё попробовать и понять, куда приложить свой интерес, свою энергию. Так что в рисунках детей Пётр I и командует войсками во время битв, и находится на палубе корабля, который сам построил.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Какие сюжеты вам показались самыми оригинальными?
ИРИНА ДЮБАНОВА,заведующая научно-методическим отделом «Школьный центр» Государственного Эрмитажа:
Каждый сюжет оригинален. Например, Пётр I работает за конторкой и явно пишет какой-то документ исторический, государственный. И он так занят, что не может отвлечься в этот момент. Хотя в этот момент показывается служанка с подносом с кофе. И Пётр решительным жестом её останавливает. Именно так и называется картина «Сейчас не до кофе». Именно так ребёнок и назвал свою картину.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Как тонко передана огромная ответственность, нагрузка, которая ложится на плечи руководителя государства. Давайте перенесёмся в Эрмитаж, там находится наша коллега Юля Чеснокова.
Юля Чеснокова,корреспондент:
Сколько всего работ?
Наталья Кроллау,заведующая методическим сектором научно-методического отдела «Школьный центр» Государственного Эрмитажа:

На выставке «Царь Пётр I — герой рисунков учеников изостудии Эрмитажа» представлены 50 работ выпускников разных лет, начиная с 1983 года. Все они объединены одной идеей — это эпоха Петра I и, конечно, главным героем в них является сам Пётр. Царь в этих рисунках очень разный — вот на этой картине маленькой художницы он мечтательный, и она дала нам намёк — мечтает царь о будущем Петербурга. А вот здесь он решительный, волевой, указывает на план крепости, который он собирается воздвигнуть. Но для этого ему надо было учиться и она отправляется в Голландию, о том, что это голландский пейзаж, мы понимаем не только по флагу, но и по ветряной мельнице на фоне.

Вообще руководитель изостудии рассказывает детям о Петре, эпизоды из его жизни, легенды связанные с ним. И вот то, что ребёнку запало в душу — то и становится темой его работы. Вот замечательная работа — «Нововведение»: широкий шаг, размашистая походка, А ведь автору 5 с половиной лет. Пётр изображён на фоне Петербурга и в одной руке у него ящик с инструментами, а в другой — кофейник, потому что мальчик запомнил скорее всего, что именно Пётр привез кофе и традицию кофепития в Россию. Обратите внимание, из кармана у него торчит кораблик, а на плече сидит самый настоящий, живой двуглавый орёл.

А вот здесь шестилетняя Арина изобразила сон Петра Первого. И видите, кроватка немножко увеличена, чтобы ножки его поместились, и так трогательно торчат из-под одеяла эти босые ножки, а рядом спит его собачка и понятно, что он видит какие-то очень сладкие сны и возможно сбываются его мечты. О чём он мечтает — ну наверное о звёздных мирах, суда по подзорной трубе, которая направлена в небо.

Вообще все Эрмитажные кружки отличаются от других кружков города тем, что дети не просто учатся рисовать, не просто учатся лепить, а они познают музей через своё творчество.

КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Скажите пожалуйста, как стать учеником вашей изостудии, что для этого нужно сделать?
ИРИНА ДЮБАНОВА,заведующая научно-методическим отделом «Школьный центр» Государственного Эрмитажа:
Конечно, ребёнку нужен талант. Каждый ребёнок рисует, правда? Но есть ребёнок, который просто самовыражается, а потом забывает и опять же пробует что-то новое. Нам нужны детки, которые склонны рисовать, которые будут понимать, что впереди их ждёт работа. В том смысле, что человечек будет посещать изостудию 6 лет еженедельно. И соответственно еженедельно рисовать. Мы должны в результате годового обучения сделать выставку. Таким образом, человек может потом рассказывать своим близким, что 6 раз выставлялся в Эрмитаже. Конечно, нам нужны детки усидчивые. Но в любом случае Эрмитаж всегда преображает. Конечно, это чудесное здание искусства, которое нас вдохновляет, возвышает и наполняет.