ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Петербург продолжает переходить на новую модель транспортного обслуживания. Второй этап реформы стартовал 1 июня. Зачем это нужно городу? И что изменится, в первую очередь, для нас — пассажиров? Комфортный, быстрый, современный общественный транспорт — вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».

 О том, как будет проходить транспортная реформа в Петербурге, губернатор Александр Беглов в начале весны, перед стартом первого этапа реформы, доложил Президенту страны Владимиру Путину. На линию, по словам губернатора, выйдут 339 новых трамваев. Фондом национального благосостояния выделены деньги на приобретение 950 новых вагонов метро. Кроме того, в городе строится парк для автобусов, работающих на экологическом топливе.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«С 15 июля уже 2800 автобусов выйдут на газомоторном топливе. Это автобусы не старше 1 года, малой, средней и большой вместимости. Владимир Владимирович, вы хорошо знаете, что такое маршрутки, и какое безобразие творится там. Мы в своей реформе перешли на другую систему. Маршрутки уйдут. Появятся современные автобусы малой вместимости»

Губернатор терпеливо ждет автобус на остановке. Такого жители Приморского района еще не видели. Глава города решил лично проверить, как Петербург переходит на новую модель транспортного обслуживания пассажиров. Александр Беглов проехал на 267-м автобусе, который с 1 апреля заменил коммерческий 367-й. Маршрут связал окраину Приморского района, где идет бурное жилищное строительство, с Выборгской стороной. Правда, в отличие от своего коммерческого дублера, социальный автобус следует только до станции метро «Выборгская». Пассажиры попросили губернатора вернуть удобную схему движения.

С апреля на 97 маршрутов вышли более 800 современных автобусов. Работают на экологически чистом газомоторном топливе. В салонах кондиционеры, видеонаблюдение, информационные табло, зарядки для телефонов.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Самое главное, что мы постепенно отказываемся от маршруток. И везде у нас оплата на наземном общественном транспорте социальная. То есть уже не так, что тебя не пускают в какой-то автобус. С 15 июля весь общественный транспорт будет социальным». 

А вот кондуктора в салоне нет. Оплатить проезд можно всеми видами электронных носителей, включая банковскую карту. А еще: заранее купить разовый билет с QR-кодом в кассах метрополитена и киосках «Организатора перевозок».

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ,председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга:
«Рекомендуем и призываем на наземном транспорте всем пользоваться системой «Подорожник». Во-первых, это позволяет экономить 30 процентов на стоимости поездки. У нас разовый билет, так называемый «гостевой тариф», стоит 60 рублей. Разовый проезд по подорожнику — 40 рублей». 

В Комитете по транспорту отмечают: за комфортом и удобством пассажиров следят постоянно, в режиме онлайн, с помощью камер наблюдения.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ,председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга:
«Мы сейчас находимся в нашем центре, коллеги здесь следят, внимательно смотрят, в том числе, за наполняемостью автобусов. Если вы обратите внимание, на мониторы выведены камеры, которые показывают салон автобуса. Там, где мы видим, что автобус переполнен, на такие маршруты выпускается дополнительный подвижной состав. В том числе и наших государственных перевозчиков».

И, конечно же, перед стартом второго этапа транспортной реформы в профильном комитете подводят итоги первого этапа. Делают выводы, разбирают проблемные и болевые точки. Отмечают положительные моменты и успехи.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ,председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга:
«Горожане увидели новый подвижной состав, новое качество транспортного обслуживания. Сейчас в Петербург, уже в мае, начинают поступать новые трамваи и троллейбусы. В целом облик наземного транспорта кардинально к 2024 году изменится. Это, наверное, основной успех, что мы смогли, невзирая на все текущие экономические ситуации, сохранить все задачи по закупкам подвижного состава, по модернизации наших парков. Конечно, несомненный успех — это переход на газомоторное топливо. С учетом того, что транспорт в целом дает существенную нагрузку на экологию нашего города, переход общественного транспорта на экологические виды топлива или электрическую тягу, естественно, сделает воздух в нашем городе лучше и чище».

Второй этап транспортной реформы в Петербурге стартует 1 июня. По новым маршрутам и маршрутам с изменением трассы поедут 693 новых автобуса. И, как правило, главные изменения коснутся, в том числе, и социальные маршруты. И вот что именно изменится здесь.

Социальные 66-й, 70-й, 71-й теперь будут ходить и по Путиловской набережной. 116-й, 147-й, 197-й, 325-й — тоже продлевают свои маршруты. А вот 372-й маршрут закрывается. Его теперь будет дублировать новый автобус №252. Маршрут 396А, теперь его конечная остановка — Заводской проспект в Колпино. 481-й, 482-й и 482В, эти маршруты будут перенаправлены в обход Красного Села и Ивангородскому проспекту.

Маршрут К-32 дублируется автобусами № 14, № 47, троллейбусами № 9, № 43, новыми маршрутами № 222, № 230. К-40 теперь дублируется автобусами № 38, 40, новым автобусом №219. К-44 дублируется автобусом № 6, трамваем № 6, новым автобусом №249. Вместо К-52 откроется новый маршрут № 52. Вместо К-53А будет ходить новый автобус №253.

От метро «Старая деревня» маршрутка К-94 больше ходить не будет. Вместо нее на линию выйдет новый автобус 294. И это еще не полный список изменений. С подробной информацией и всеми деталями изменений можно ознакомиться на официальном сайте Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.

Красногвардейский район. Здесь уже прошел первый этап транспортной реформы. Перед стартом второго этапа подводят итоги. Делают выводы. Прислушиваются к мнению жителей.

ЕВГЕНИЙ РАЗУМИШКИН,глава администрации Красногвардейского района:
«Основной плюс — это безопасность. То, что изменился подвижной состав. То, что меньше стало проблем с коммерческими маршрутками, которые потихоньку уходят небытие. Остановки в незапланированных местах — это тоже вопрос безопасности. Второй момент, который очень немаловажен, это доступность для маломобильных граждан. Новый подвижной состав — он как раз эти вопросы и решает, обладает такими возможностями. В коммерческих маршрутах такого практически не было. Ну, и еще, наверное, плюсы заключаются в том, что появляются новые маршруты. Не только замена коммерческих маршрутов, а появляются новые. Это тоже хорошо. Ввели новый маршрут тогда и, скажем так, дублировали коммерческие маршруты, с «Новой Охты» и «Цветного города», которые доходили до станции метро «Академическая». Сейчас вводится 240-й маршрут, он будет доходить до «Гражданского проспекта». Это как раз то, что просили жители. 288-й свяжет нас с Купчино, такой длительный маршрут, который будет пересекать три района. И 23 коммерческих маршрута уходят, вместо них приходит нормальный социальный общественный транспорт».

 Вот они: новые вместительные автобусы "Volgabus". Те, которые выходят на замену старых коммерческих маршрутов. Главная особенность — работа на природном газе.

Кроме того, салоны оснастили видеонаблюдением и системой пожаротушения, а также современными атрибутами: зарядками для телефонов и автоинформаторами. Автобусы умеют наклонять кузов в сторону дверей, чтобы облегчить процесс клининга. Также созданы условия для пассажиров с ограниченными возможностями или проблемами со зрением. Автобусы оснащены пандусами, системами звуковых и световых оповещений, а также кнопкой вызова водителя с шрифтом Брайля.

А вот так выглядит заправка ближайшего будущего. Привычная АЗС, такой же автобус. С первого взгляда все также. Только вместо горючего, и не в бак, а в специальный резервуар, поступает сжиженный газ. Экологично.

Помимо очевидной экономии на топливе, очевидна и польза для окружающей среды. Выбросы минимизированы. Обновление автопарка на экологически чистый — первый и важный шаг транспортной реформы Петербурга.

АНТОН ВАЛЬШИН,заместитель генерального директора по перевозкам компании-перевозчика:
«Третий парк будет обслуживать 905 автобусов. Все автобусы будут абсолютно новые. Они низкопольные. Оборудованы всеми современными средствами, мультимедийное табло в салоне позволяет пассажиру наблюдать, где автобус в данный момент проходит». 

Всего на газ переведут 2800 городских автобусов. К встрече эволюционного транспорта подготовили и городскую инфраструктуру. Компания-оператор уже построила 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

ТИМУР СОИН,генеральный директор компании «Газпром газомоторное топливо»:
«На сегодняшний день в городе эксплуатируется 15 АГНКС. В соответствии с дорожной картой к 2024 году мы должны построить 25 заправок. Это более 2 миллиардов рублей».

Впрочем, в городе активно использовать голубое топливо для транспорта начали примерно три года назад. И в 2021-м объём использованного сжатого газа превысил 35 млн. кубометров.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«В Петербурге все ТЭЦ и основные котельные уже используют только природный газ. К 2023 году в сотрудничестве с «Газпромом», заводом «КАМАЗ» и Министерством промышленности и торговли мы планируем перевести на газ весь пассажирский транспорт и коммунальную технику».

Сейчас сеть разворачивается преимущественно на юге города. Но уже в этом году подобная заправка появится и в Левашово. Там самым, закрыв потребности почти всех автопарков.

Сошедшие с линии автобусы не отправляют в утиль, их перестраивают, переделывают под дома на колесах. Денис Данилов показывает, как его компания-перевозчик поступает с вышедшими на пенсию автобусами. Осторожно, двери… открываются! Достаточно лишь поднести электронный ключ, как в любом гостиничном номере.

ДЕНИС ДАНИЛОВ,руководитель пресс-службы транспортной компании:
«В данном автобусе можно сделать, например, компоновку четырёхместного номера. Две кровати с одной стороны, одна общая — с другой стороны. Всего вместимость такого автобуса может быть 4 человека. Есть душ, туалет, электричество и отопление». 

В общем, почти как в гостинице. В отдельных автодомах есть даже кондиционеры. Социологи и бизнесмены считают такую концепцию одним из элементов устойчивого развития. Не отправлять отработанные вещи или автомобили на свалку, а давать им вторую жизнь. 

ДЕНИС ДАНИЛОВ,руководитель пресс-службы транспортной компании:
«У нас пока это опытный, экспериментальный образец. Мы смотрим, как это может работать. В таких номерах у нас проживают просто наши друзья, гости. Ребята-сёрферы, кто на паддлбордах катается, на вейкбордах. Это абсолютно для них доступная история. Поэтому мы пока смотрим, как это будет работать».

Конечно, подобное жилище подойдёт не всем. Но есть случаи, когда оно незаменимо. Будь то масштабный музыкальный фестиваль или семейный отдых вдали от мегаполисов и цивилизации, где буквально под каждым кустом может быть и стол, и дом. Но и в самих городах старые автобусы можно увидеть в качестве автолавок, кафе или передвижных ночных клубов. Звучит парадоксально, но старые и местами ржавые маршрутки скоро могут стать одним из драйверов событийного туризма. Конечно, уже в новом качестве.

НИКОЛАЙ МЕЛЬНИК,генеральный директор туристической компании:
«Прежде всего, идёт развитие в плане тура выходного дня. Мы говорим про такие туры, когда граждане, например, хотят отдохнуть у озера, например, в Карелии. В этом плане это будет очень сильно востребовано. И, естественно, когда мы перестроим старые маршрутки в автодома, это добавит конкуренции на рынке, цены стабилизирует и даже немножко их снизит».

Как бы то ни было, списывать со счетов привычные «Пазики» пока не стоит. Самых живучих можно будет увидеть в соседних регионах. Или, опять же, как дома на колёсах и автолавки. И к новой миссии они готовы.

«Советский луноход» — так машину с шумным двигателем называли в прошлом веке. С тех пор автобус претерпел множество изменений. У машин шестидесятых ничего общего с современными автобусами. Всё по последнему слову техники.

По задумке разработчиков новой транспортной модели, автобусы, куда можно будет с лёгкостью заехать с велосипедом, скейтом или инвалидной коляской, должны стать нормой для мегаполиса. Например, для незрячих информация со знаков дублируется шрифтом Брайля.

ДЕНИС ДАНИЛОВ,пресс-секретарь компании-перевозчика:
«Ещё один немаловажный пункт — кондиционер в салоне, потому что мы помним прошлое лето, когда была невыносимая жара. Представьте себе, в пробке стоять, где кабина греется, кроме вентилятора у тебя ничего нет. Конечно, тяжело».

Хусен работает водителем полжизни, с 2005 года. Называет себя старожилом парка. На своём веку видел многое, но до сих пор не перестает удивляться тому, каким комфортным может быть транспорт.

ХУСЕН ШОГЕНЦУКОВ,водитель автобуса:
«Стало удобнее отрегулировать под себя, под любого водителя: под крупного, под такого худого, как я. Вот средняя дверь. Закрываю. Я вижу, что около дверей пассажиров нет».

Изображение с камер видеонаблюдения передается в диспетчерскую службу. Полный контроль. Например, Глеб по одному и тому же маршруту ездит на учёбу уже четвёртый год подряд. Будущий пожарный все изменения видит сразу.

Глеб Михайлов,пассажир:
«Гораздо лучше, чем были до этого автобусы. Тогда были очень шумные, постоянно гудели, что-то шумело. И они очень продувались. Эти более герметичные, печка тоже работает». 

Не только тепло, но и экономично. В рамках проекта в силу вступит тариф «60 минут». В течение часа пассажир сможет сделать неограниченное количество пересадок на наземном транспорте. Это касается автобусов, троллейбусов и трамваев.

Удобен автобус и ещё по одной важной причине — он низкопольный. Это значит, что при посадке и высадке не нужно преодолевать высокие ступени. К лету благодаря новой транспортной модели в Петербурге появится почти 3 тысячи таких автобусов.

Один из самых главных и вполне логичных вопросов от пассажиров: а как теперь оплачивать проезд, после изменения и введения новых маршрутов?

РОМАН АГАПИТОВ,руководитель пресс-службы СПб ГКУ «Организатор перевозок»:
«Карта «Подорожник», банковская карта, наличный расчет, но уже не во всех транспортных средствах. Также у нас появился новый вид билета — QR-билет. Есть несколько способов его приобрести. Если мы его приобретаем в кассе метрополитена или киоске организатора перевозок, никакой комиссии нет, его вам продадут ровно по номиналу — 60 рублей. Либо можно сгенерировать этот билет в мобильном приложении, тогда будет комиссия 3 рубля, так как данное приложение не является нашим, оно негосударственное. Его разработал частный разработчик, поэтому он имеет право взимать за свою разработку небольшую комиссию. Мы всем предлагаем приобрести карту «Подорожник». Потому что это выгодно и удобно. Удобно тем, что по ней скидка уже с первой поездки 20 рублей от полной стоимости. То есть пассажир оплачивает на 1/3 меньше полной стоимости. Более того, по карте «Подорожник» включается пересадочный тариф «60 минут». При пересадке в течение часа на наземном транспорте вторая поездка будет стоить 10 рублей, третья и последующая — бесплатно».

Примечательно, что еще в 1961 году, в Ленинграде уже вводился и единый тариф, и обслуживание без кондукторов. Стоимость проезда независимо от дальности составляла 5 копеек. Тогда единственным дополнительным оборудованием в салоне автобуса была касса-копилка, куда люди опускали монеты. Сегодня дооснащение автобуса намного серьезнее.

Конечно, самое главное — это то, что вводится единая система оплаты проезда для всех. Для льготников и обычных пассажиров. Теперь можно купить единый проездной билет и не думать о том, на каком виде транспорта он будет работать. Работает на всех. И это, отмечают эксперты, самый очевидный плюс изменений. По сути, те изменения, которые вводят у нас сейчас, успешно опробованы и введены в европейских городах. Вот немецкий Ганновер. Здесь из общественного транспорта только метро и трамвай. Но на них действует единый проездной. Удобно.

МАРГАРИТА ЧЕХОВА,житель Ганновера (Германия):
«Есть абонементы на месяц. И есть одноразовые, которые вы покупаете в автомате. Есть приложение, которое можете скачать на телефон, смотреть расписание, пересадки, даже приобрести билет». 

Очень похожая система будет действовать на всем общественном наземном транспорте Петербурга. Теперь оплачивать проезд станет удобнее. Да, пока еще не все автобусы перешли на новую систему оплаты. Но это вопрос времени, отмечают эксперты. Тем более, Петербург давно нуждался в такой масштабной транспортной реформе.

ИЛЬЯ РЕЗНИКОВ,эксперт транспортного развития и территорий лаборатории градопланирования:
«Полноценной транспортной реформы в Петербурге не было достаточно давно. То, что готовится сейчас, такого не было на протяжении нескольких десятков лет. Потому что транспортная система города, система общественного транспорта, она развивалась эволюционным путем.  Какие-то попытки отмены маршруток — они были. Глобальный опыт изменения маршрутной сети в городе был, наверное, после войны, после того, как довоенная система закончилась, и заново вводили маршруты. И потом по мере развития метрополитена это происходило. Но именно подобной крупной маршрутной реформы в Ленинграде не было».

Конечно, любые изменения в жизни мегаполиса — это всегда, с одной стороны, риск. С другой — необходимость, вынужденная мера. Потому что такой большой город, как Петербург и его транспортная система, давно нуждались в обновлении. В первую очередь, на себе это ощущали пассажиры. Те, для кого и проводится транспортная реформа.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Главная цель транспортной реформы — единый стандарт обслуживания всех пассажиров. Это так важно для мегаполиса. Поэтому это главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».