андрей смирнов,ведущий: Здравствуйте! Итак, наступает самый важный период Года Петра Первого в России: весь май и июнь по всей стране пройдут главнейшие мероприятияпетровских торжеств, в центре которых, как мы вам уже неоднократнорассказывали, будет Петербург. На этой неделе в городе на Неве, основанномПетром, стартовал юбилейный – 30-й Всероссийский кинофестиваль «Виват,кино России!», посвящённый 350-летию со дня рождения первого российскогоимператора. Какой же он – Пётр Первый в кино?!
Юбилейный, 30-й кинофестиваль «Виват кино России» начался символично – с полуденного выстрела пушки Петропавловской крепости, который произвела Светлана Крючкова, в свое время сыгравшая дочь Петра I, императрицу Елизавету. Петербургский киносмотр, разумеется, не мог пройти мимо самого статусного юбиляра этого года. Благо, у Петра Великого фильмография внушительна — в истории отечественного кинематографа первый российский император фигурирует больше 20 раз.
Началась киноистория Петра в 1910 году, когда отечественный кинематограф ещё только зарождался. Наивная, как лубок, немая картина Василия Гончарова и Кая Ганзена не была шедевром и не осталась в народной памяти. В отличие от фильма Владимира Петрова, снятого в конце 1930-х годов по роману Алексея Толстого. Воплощённый Николаем Симоновым образ самодержца, неистового в своем стремлении перевернуть патриархальный быт России, на десятилетия стал каноническим. Алексей Толстой оказался прав, когда утверждал: не важно, что актёр не похож на своего венценосного героя, страна запомнит Петра Великого именно таким.
Кстати, первым экранизировать роман «красного графа» хотел молодой Сергей Герасимов. Но свою мечту он смог воплотить лишь полвека спустя, сняв дилогию о юном царе, рубящем окно в Европу с энтузиазмом Павки Корчагина. На исходе застойных 70-х годов такой Пётр напоминал зрителю об уже позабытом образе сильного лидера, ведущего отечество к светлому будущему. Удивительно ли, что сыгравший главную роль Дмитрий Золотухин получал письма с обещаниями «всегда любить свою Родину»?
Александр Митта, взявшись пофантазировать на тему биографии арапа Петра Великого, хотел рассказать о судьбе интеллигентного человека в неинтеллигентном мире. Но император перетянул одеяло на себя, а точнее Алексей Петренко – ради него был переписан сценарий, и Пётр Алексеевич из эпизодического персонажа стал стержнем, вокруг которого вращается сюжет лёгкой и даже водевильной мелодрамы про влюбленного арапа.
Если в фильме Митты Пётр I показан умным правителем, остро переживающим за судьбу страны, то в 1990-е годы царю-реформатору предъявили счёт в духе Фёдора Михайловича Достоевского: разве стоили все его усилия перевернуть страну пролитой им крови и прежде всего собственного сына, в картине Виталия Мельникова, обретшего едва ли не иконописные черты.
Спустя столетие после первого своего появления на экране, Пётр Алексеевич вновь возник – не бездушный отец и победоносный правитель, а бесконечно одинокий на своей вершине власти. Но Владимир Бортко в своем многосерийном фильме не просто рассказал историю трёхсотлетней давности, а связал прошлое с настоящим.
Санкт-Петербург. Летний сад
андрей смирнов,ведущий: Строго по расписанию в Петербурге открылся Летний дворец Петра Первого -один из ранних памятников архитектуры нашего города. Он был построен 310лет назад по проекту архитектора Доменико Трезини. Сегодня в Летнем дворцеможно узнать о вкусах, интересах и устремлениях Петра I. Так, например, водном из залов музея представлен интереснейший ветровой прибор анемометр,заказанный Петром I в Дрездене. Ну а мы же вместе с вами прогуляемся повсему Летнему саду, на территории которого и располагается резиденцияоснователя Петербурга.
«Чтоб великолепием своим Версалию превосходил!» — мечтал Пётр Первый, закладывая Летний сад в 1704 году. Под свой царский огород он выбрал обширную территорию, ограниченную Невой, Мойкой, Безымянным ериком и прорытым позже Лебяжьим каналом. И сам наметил первоначальный план: три прямые параллельные аллеи от Невы, которые пересекают несколько перпендикулярных.
Строгая геометрия парка лишь подчеркивала пышность пейзажей. Живые изгороди создавали лабиринты, сложные цветочные композиции благоухали нежными ароматами, беседки и гроты
манили тишиной и таинственностью. Свой роскошный сад Пётр распорядился украсить скульптурами. Статуи покупали в Италии, многие были сделаны на заказ специально для далёкого Петербурга.
И всё это роскошное убранство было лишь обрамлением для главных украшений парка, ради которых Пётр и задумал свой грандиозный проект – фонтанов! Первые струи забили в небо уже в 1706 году, а через три десятилетия полсотни разнообразных фонтанов поражали самых искушённых гостей. Реку Фонтанку назвали в честь фонтанов Летнего сада, Лиговский канал прорыли, чтобы питать их водой.
Летний сад был гордостью Петра и его любимым детищем. Здесь государь любил устраивать шумные ассамблеи с фейерверками и принимать иностранные посольства. Это была его царская
резиденция, дворец под открытым небом – сад, достойный великого монарха.
Заказник «Северное побережье Невской губы»
андрей смирнов,ведущий: От деревьев Летнего сада к старейшему дубу в пригороде Петербурга! 300-летний исполин номинирован на звание «Дерева России» 2022! Черешчатыйдуб, растущий на территории заказника «Северное побережье Невской губы», является практически ровесником Петра – возраст дерева более 300 лет. С недавних пор Петровский дуб включён в Национальный реестр старовозрастных деревьев России под номером 489.
ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент: Доброе утро! Сегодня попытаемся отыскать в заказнике «Северное побережье Невской губы» дуб-памятник — свидетель эпохи Петра первого. Маловато будет! Этот — тоже не наш вариант. Наш дуб — долгожитель. А вот же он, наш красавец, дуб 22 метра высотой! Такой ни с кем не перепутаешь.
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВА,главный специалист ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»: Герой нашего сегодняшнего дня — прекрасный старовозрастный дуб, который в конце марта этого года был удостоен чести получить статус дерева-памятника живой природы.
Ещё бы, ведь этому красавчику ни много ни мало триста лет. Возраст биологи вычислили, обследовав фрагмент его древесины на томографе. Значит, дуб застал самого императора Петра Первого, который был большим поклонником этого царь-дерева.
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВА,главный специалист ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»: И, конечно же, он не мог не узнать, что здесь, на берегу залива есть небольшая роща дубовая. Она приглянусь Петру Первому, и здесь была заложена небольшая усадьба. Рядом с усадьбой был заложен парк. Это дерево, которое ещё могло застать Петра и могло быть свидетелем его визитов сюда на пути следования в Сестрорецк.
По дороге из Петербурга в Сестрорецк император посадил не одну дубовую рощу. Сегодня эти великаны разменяли четвёртую сотню лет. А мы можем стать последними свидетелями этого зелёного наследия Петербурга.
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВА,главный специалист ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»: Одна из наших задач — сохранять деревья на всех стадиях их жизненного цикла, потому что, старея и умирая, деревья продолжают выполнять важную функцию предоставления места обитания другим организмам. И такие гиганты, которые уже закончили свою жизнь. Здесь поселяется большое количество других организмов: мхов, лишайников, грибов, которые часто и не встречаются на живых деревьях.
Пока же природный заказник стал настоящим пансионатом для таких великовозрастных деревьев. Пространство вокруг дуба-памятника расчистили, самые тяжёлые ветки срезали, дупла закрыли. Осталось лишь памятную табличку здесь установить. А вокруг уже подрастают молодые дубки, которые со временем придут на смену старожилу.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
андрей смирнов,ведущий: Тем временем в Государственном Эрмитаже в рамках масштабного празднования 350-летия со дня рождения императора Петра I работает выставка «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке».
Пётр I взошёл на престол в 1682 году, а уже в 1689-м один из ближайших сподвижников молодого царя, Фёдор Головин, заключил Нерчинский договор о караванной торговле и границах с Китаем. Тогда в качестве дипломатических подарков правителям были поднесены удивительные золотые чашечки, украшенные тончайшей филигранью и драгоценными камнями. В 1692 году из Москвы в Пекин была снаряжена миссия с петровскими наказами об установлении торговых отношений с Китаем. В Арапском зале Зимнего дворца теперь можно увидеть произведения китайского искусства, которые были преподнесены Петру Первому в дар китайским императором Канси или приобретены в Поднебесной по указам царя. Восточная коллекция, собранная целенаправленно в первой трети XVIII века в Петербурге, была уникальна для своего времени и по составу, и по количеству памятников, и остаётся важнейшим свидетельством истории взаимоотношений с Китаем и формирования в России востоковедения и музейного дела.
Республика Карелия. Музея истории курорта «Марциальные Воды»
андрей смирнов,ведущий: После четырёхлетнего перерыва одно из исторических зданий первого российского курорта вновь доступно для посещения. Открытие постоянной экспозиции в Доме смотрителя – долгожданное событие для Музея истории курорта «Марциальные Воды», филиала Национального музея Республики Карелия.
Экспозицию обогатили уникальные вещи петровского времени, переданные из фондов Национального музея Карелии. Интересно, что некоторые из предметов могли принадлежать самому Петру Первому, по чьему указанию в 1719 году в Марциальных Водах появился курорт, созданный по образцу европейских курортов на минеральных водах. Сам Пётр четыре раза посещал Марциальные Воды и остался доволен лечебным действием местной воды.
МИХАИЛ ГОЛЬДЕНБЕРГ,директор Национального музея Республики Карелия: Пётр пил минеральную воду на курортах Западной Европы: в Карлсбаде, в Спа. Но очень хотел, чтобы курорт был и в России. Для него минеральную воду в России искали и нашли: на Северном Кавказе, в Подмосковье и даже в Петербурге — Полюстровскую воду. Но по рекомендации врачей ему нужна была железистая вода. А у нас, в Марциальных водах, марциальная вода названа как раз в честь бога войны и железа Марса. Она в четыре раза более железистая, чем в Спа. Знаете, сколько он выпивал в день во время лечения воды? 9 литров.
Санкт-Петербург. Шереметевский дворец
андрей смирнов,ведущий: Тем временем в залах Парадной анфилады Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной реки Фонтанки открылся масштабный по значимости для Петербурга проект. Он включает выставку «Четвёртое столетие с именем Петра», просветительские акции, тематические экскурсии, музейные праздники и концерты, посвящённые памятным датам в истории России и охватывающие период от Петра до наших дней. Проект организован в рамках деятельности Ассамблеи петровских музеев России, созданной в год 350-летия со дня рождения Петра I.
Ольга Ходякова,заведующая отделом хранения Шереметевского дворца, куратор: Самым эффектным и ярким инструментом, находящимся в центре, является литавра голштинских войск. Датирована она концом XVII — началом XVIII века и является ярчайшим представителем петровской эпохи, современницей Петра Первого и его сподвижников. Выставка посвящена трём значительным юбилеям: 370-летию со дня рождения фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, 310-летию усадьбы и 350-летию основателя Петербурга, царя-реформатора Петра Великого.
юля чеснокова,корреспондент: Что мы ещё здесь видим интересного?
Ольга Ходякова,заведующая отделом хранения Шереметевского дворца, куратор: Это литавра, это барабан, гобой, английские рожки, натуральные трубы. Всех музыкантов называли гобоистами и барабанщиками независимо от того, на чём они играли. Барабанщики подавали сигналы к бою, к отступлению. Солдаты должны были двигаться со скоростью 100 шагов в минуту. И этот ритм должны были задавать барабанщики.
Тверь. Областной библиотеки им. А. М. Горького
андрей смирнов,ведущий: В Большом зале Тверской областной библиотеки им. А. М. Горького на этой неделе открылась выставка «Весь узел русской жизни сидит тут» к 350-летию со дня рождения Петра I. Выставка раскрывает неоднозначность личности и деятельности царственного реформатора в свете отношения к нему Льва Николаевича Толстого и знакомит с документами, репродукциями, графическими изображениями, рукописями и фотографиями из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве, связанными с деятельностью первого русского императора. Среди многочисленного окружения Петра были и предки Л. Н. Толстого, известно, что писатель хотел написать роман о грандиозной фигуре царя, но впоследствии отказался от этой идеи.
На этом всё! Увидимся ровно через неделю – в следующую пятницу, в 20:00, только на телеканале «Санкт-Петербург».