АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Здравствуйте! В истории России было два периода, которые современники называли Смутным временем. Первое Смутное время — это начало XVII века, эпоха гражданской войны и польско-литовской военной интервенции. Но Смутным временем называли ещё и политические события конца XVII века. Знаменем смуты того периода стали стрельцы. Первый стрелецкий бунт произошёл 340 лет тому назад в мае 1682 года. 10-летним мальчиком будущий царь Пётр наблюдал бесчинство стрельцов в московском Кремле. Эти события оставили глубокий след в душе будущего государя. И как бы сказали современные психологи, это стало той самой отправной точкой в формировании деспотичного нрава Петра Первого.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Площадь Островского, дом 1-3, Российская национальная библиотека, основана в 1795 году
Когда мы говорим о Петре Первом как великом государе, то не стоит забывать один немаловажный факт – какой ценой сам Пётр получил русский престол. 14-й ребёнок в семье царя Алексея Михайловича мог так и не добраться до царствования и причин тому было очень много: родовые войны кланов Милославских и Нарышкиных, постоянные стрелецкие бунты, а также амбициозная сестра Софья.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ,заведующий отделом рукописей РНБ, доктор исторических наук: Существовал очень мощный антагонизм со стороны стрельцов. Стрельцы — это была привилегированная часть русского войска, весьма боеспособная, они при Алексее Михайловиче переживали «золотой век». Но при Фёдоре Алексеевиче их положение ухудшилось, потому что кризис случился в государстве, они стали получать меньше денег, их стали обременять новыми обязанностями. По этой причине — социальная подоплёка тоже была, независимо о борьбы кланов. Мы имеем здесь две основные точки зрения: одна официозная, восходившая к Петру о том, что злокозненная царица Софья Алексеевна могла погубить, извести род Нарышкиных и Петра Алексеевича — царя. Со своими родственниками — Милославскими она подговорила стрельцов и стала душой этого стрелецкого заговора, а потом и бунта. И есть у нас, например, записки Сильвестра Медведева — это монах, человек, который принадлежал в партии Софьи, который излагает несколько иные обстоятельства. Он тоже сообщает о бунте стрельцов, но полностью этот бунт возлагает на стрельцов. А вот Софья, наоборот, когда произошёл этот бунт, приложила немалые усилия, проявила себя как хороший дипломат и усмирила этот бунт и обеспечила переход власти двум царям на российском престоле — Пётр Алексеевич и Иоанн Алексеевич и регентша Софья Алексеевна, и обеспечила ещё семь лет спокойного правления.
Гравюра, на которой изображён драматический момент, когда два царя изображены перед бушующей толпой стрельцов, на их глазах гибнут царедворцы, бояре, Тимон Сергеевич Матвеев.
Записки графа Андрея Тимоновича Матвеева являются один из важных источников по истории стрелецкого бунта. Андрей Тимонович Матвеев оставил описание, он сам был очевидцем и участников тех событий, ему было тогда 17 лет, на его глазах убили его отца — боярина Матвеева, он сам прятался в покоях царевны Марфы Алексеевны, трое суток он просидел в ужасе, потом его вывели и он спасся. Он был членом клана Нарышкины, потом был сподвижником Петра Великого, не ближайшим сподвижником, но он выполнял важные миссии дипломатические в Голландии, в Англии, во Франции.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Итак, «начало славных дел» молодого Петра выдалось очень тяжёлым. Сопротивление старой боярской знати сопровождало царя практически на протяжении всего его царствования, что в итоге привело к печально известному заговору против государя, где был замешан и его сын царевич Алексей. Пётр покончил с этим слишком дорогой ценой: смертью сына, переносом столицы России в Петербург и формированием новой дворянской знати – тех самых сподвижников, которых потомназовут «птенцов гнезда Петрова».
Так или иначе, 300 лет назад на правом берегу Невы напротив Адмиралтейства началось очередное грандиозное строительство. Петербург совсем недавно превратился из столицы Русского царства в столицу Российской империи, а значит городу, подстать его императору, полагались имперские амбиции. Первое административное здание предполагаемого центра столицы сегодня является крупнейшим по размерам памятником петровского барокко.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Планируя новую столицу Пётр отводил Васильевскому острову роль центра, которым будут восхищаться все гости города. Здесь государь предполагал разместить и важнейшие правительственные учреждения, задумав расположить их под одной крышей. Для этого он объявил первый в России архитектурный конкурс и лично выбирал из лучших проектов.
На 400 метров вытянулось здание Двенадцати коллегий. И отнюдь неслучайно его парадный фасад обращён на восток — ансамбль должен был обрамлять главную площадь столицы — Коллежскую.
Двадцать лет велось грандиозное строительство. О том, какими император представлял интерьеры коллегии, можно судить лишь по одному залу — Петровскому. Когда-то здесь проходили заседания Сената. Аллегории премудрости, правды, милосердия и верности украшают стены и своды потолка.
Но идее Петра об административном квартале на Васильевском острое не удалось реализоваться. Со временем министерства, Сенат и Синод переехали на левый берег Невы. И в начале XIX века здание Двенадцати коллегий перешло петербургскому Университету, а открытая двухэтажная галерея, объединявшая все 12 секций здания, была приспособлена для нужд учебного заведения. Теперь это одна из достопримечательностей и символ первого Университета страны.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Мы продолжаем путешествовать по «петровским городам» и на очереди у нас Саратов! Считается, что царь мог побывать в Саратове дважды в 1695 и 1722 годах. В Радищевском музее работает выставка «Пётр I. Взгляд сквозь века», призванная расширить представление о петровской тематике в музейной коллекции.
САРАТОВ
Экспозиция состоит из нескольких разделов, характеризующих первого российского императора как продолжателя династии Романовых, как основателя новой российской столицы Петербурга, как созидателя отечественного морского флота и победителя в Северной войне, а также как основоположника новых европейских традиций в повседневной жизни страны. В выставочных залах Радишевского музея размещены произведения живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства, старинные книги.
Экспозиционное пространство включает как работы неизвестных авторов XVIII столетия, так и произведения замечательных мастеров кисти и резца — Боголюбова, Боброва, Бенуа, а также листы из атласов Ровинского и сборника «Царственный дом Романовых». Следует отметить, что в таком большом объёме изображения Петра Великого из собрания Радищевского музея экспонируются впервые. Также в рамках Года Петра Первого саратовский музей открыл и специальный лекторий, посвящённый великому преобразователю России.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  «Он бог, он бог был твой, Россия!», восторженное восклицание русского учёного Михаила Ломоносова возводит Петра Первого до небес. Но ведь Россия существовала и до Петра, а её история и культура были не менее богатыми чем в петровскую эпоху. Кстати, произведения 12 художников рубежа XX-XXI веков из частного собрания представили на выставке «Русь многоликая» в Свердловском областном краеведческом музее имени О. Е. Клера в Екатеринбурге. 34 произведения отражают христианские праздники и языческие обычаи, образы русских женщин, посвящённые Куликовской битве сюжеты и образы, княжеские пиры, охоту.
ЕКАТЕРИНБУРГ
ЛЮДМИЛА Будрина,кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета, заместитель директора Фонда семьи Шмотьевых: Произведения художников являются отражением их взгляда, понимания, ощущения того, какой была эпоха, какими были люди. Когда мы с вами смотрим на произведения художников исторического жанра, необходимо помнить, что это не документ эпохи, а её ощущения. На эти ощущения очень сильно влияют знания художников, те источники, к которым они обращаются. Иногда это исторические труды, а иногда и литературные произведения. Потому не всегда точный документ.
В этом отношении художники рубежа XX-XXI века являются наследниками русской исторической живописи второй половины XIX столетия, когда как раз допетровская Русь входит в необыкновенную популярность и большую моду. Достаточно вспомнить таких художников, как Васнецов и Константин Маковский, чтобы понять, насколько современные мастера исторической живописи развиваются в контексте классического русского искусства.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Масштабные торжества в Год Петра Великого пройдут и в Липецке, ещё одном петровском городе России. Как известно, в 1700 году по указу Петра Первого в Липецке начали строить «железоделательные» заводы. Из пушек, отлитых здесь, громили шведов под Полтавой. Кстати, в фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся исторические раритеты, связанные с эпохой первого российского императора. Например, плита с отливкой руки Петра Первого и топора любимого инструмента императора. В XVIII веке эта плита размещалась при входе на железоделательный завод в Липецке, в XIX веке над входом в ванное здание курорта «Липецкие минеральные воды».
ЛИПЕЦК
ИРИНА СУЛИНА,директор Липецкого областного краеведческого музея: Липецк основан Петром I также, как и Санкт-Петербург, в 1703 году, когда на реке Липовке были построены Липецкие железные заводы. В нашем музее хранится такая реликвия, как оттиск руки Петра I. Это двухметровая плита 70 сантиметров шириной. По преданию Пётр оступился, и его рука попала в формовочную землю, а мастера затем сделали такую отливку. В XIX веке Липецк был курортным городом. С плиты VIII века стали делать копии, это уже были восьмигранные медальоны, которые хранятся в Кунсткамере Санкт-Петербурга, Оружейном музее Тулы, Эрмитаже.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  Пётр Первый совершил множество революций в быту простого и не очень простого народа. Среди них была и кулинарная модернизация. Царь привёз в Россию голландских, немецких и прочих поваров вместе с их рецептами, посудой, технологиями хранения и приготовления пищи. В русском меню появились такие слова, как: лангет, антрекот, шнитцель, котлета, бифштекс, канапе и прочие. При Петре впервые на производственный поток встали чугунные конфорки для плит, а так же огромное количество иноземных приспособлений для готовки, включая привычные нам кастрюли. Сами кухни изменили свой внешний вид!
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Если что Петр I и любил старинное, дедовское – так это русскую кухню, с её жаркой традиционной печкой, кислыми щами да перловой кашей. Хотя с европейской кухней он свёл знакомство еще в юности, в Немецкой слободе. Говорят, возлюбленная его Анна Монс любила угощать царственного гостя жареными колбасками.
Но – положение обязывает. И раз уж прорубили окно в Европу, то хлебать щи негоже. Европейские стандарты воцарились на русской кухне. В первую очередь губернатора Петербурга, Александра Даниловича Меншикова.
Ирина Саверкина,заведующая отделом «Дворец Меншикова», кандидат исторических наук: Здесь постоянно было очень много гостей, посетителей, гражд и военных чинов. Согласно русскому хлебосолью, Меншиков угощал. Во дворце постоянно готовилась еда, соответственно с новыми требованиями, поскольку Меншиков должен был демонстрировать новую культуру, и своим личным примером внедрял петровские новшества.
Едва ли не главное развлечение новорусской знати – удивлять гостей заморскими блюдами, и на кухнях воцарились иностранные повара: немецкие, голландские и из пленных шведов. А с ними и новая утварь: кастрюли, сковородки и всевозможные формы для выпечки.
Ирина Подгорная,экскурсовод Музея «Петровская акватория»: Теперь можно готовить новые блюда. Например, никто до Петра не готовил никаких котлет. Не было рубленого мяса. Что такое фарш – вообще не знали. И вот теперь появляется возможность рубленое мясо готовить порционными кусками на открытом огне. Делают фарш, из него уже делают котлеты. Появляются паштеты.
Именно при «революционере на троне» похлёбка уступила место немецкому супу, что означает «приправленный». Но что похлёбку, что суп — их ели ложкой, а вот для других блюд на столах появились вилки.
Ирина Саверкина,заведующая отделом «Дворец Меншикова», кандидат исторических наук: Вот эти новые европейские интерьеры, новый этикет, требовал и новой сервировки. Появляется и фарфоровая посуда. Фаянсовая. У Меншикова много серебряной посуды.
Из новой столицы по всей России распространились европейские кулинарные традиции. Впрочем, наша кухня не поддавалась иностранному влиянию, а адаптировала блюда к русским вкусам. Ну а крестьяне – те по-прежнему не стригли бороды, ходили в дедовских рубахах, да и ели, то, что готовили испокон веку.
АНДРЕЙ СМИРНОВ:  На этом всё! Увидимся ровно через неделю в следующую субботу, в 11:10, только на телеканале «Санкт-Петербург».