АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Здравствуйте! Известный исторический факт: Пётр Первый был большим поклонником всего европейского и активно внедрял западный образ жизни в патриархальные русские реалии. Но, справедливости ради, стоит заметить, что учиться у Запада в Русском царстве стали ещё в 17 веке при первых Романовых — Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче. Но — недостаточно быстро. Предпочитая гуманитарные, а не точные науки. Бытовые диковинки, а не технологии. Надо было модернизировать страну энергичнее, решительнее! Вот этим и занялся четвёртый Романов на русском престоле — Пётр I Алексеевич.

Дворцовая набережная, дом 32. Эрмитажный театр (бывшее здание Зимнего дворца Петра I), архитектор – Дж. Кваренги, годы строительства: 1783 – 1787

Пётр Великий, первый российский император, государственный деятель, полководец, дипломат… Список можно продолжать до бесконечности. Государь имел множество титулов и заслуг, но прежде всего он был инноватором. И зачастую его реформы касались даже мелочей. А ещё у императора была масса хобби, среди которых одно поистине королевским – токарное дело!

Токарня Петра I

СЕРГЕЙ НИЛОВ, заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Государственного Эрмитажа:

Один из 12 сохранившихся на сегодняшний день станков Петра Великого — это токарно-копировальный станок, изготовленный Юрием Курносовым. Это один из токарей Петра I, вообще он был англичанином, но у нас его так звали, а вообще он был Йорген Пенс. На этом станке можно было по объёмному копиру вытачивать объёмные фигурки из кости, из дерева, из рога. Копир был сам металлический, бронзовый, и вы видите как бы считывает во этот палец-ролик неровности и резец вырезает на дереве точную копию. То есть. Не будучи скульптором, а этот копир был отлит Карлом Растрелли, скульптором, Пётр I мог выточить на токарном станке хоть сто, хоть двести одинаковых фигурок. Это была подставка по чашу .под подсвечник, то есть это были вещи, которые потом царь дарил не только своим друзьям, но и европейс4ким монархам, потому что вот такое точение на станках — это было занятие королей. Точили все — и польский король, и французский, и шведский, а, естественно, прусский король. И Пётр получал от него такие подарки, медальоны, которые прусский король присылал сюда. И опять же — не золото и бриллианты дарил царь, а своими руками сделанное, а это же дороже золота-алмазов.

Он был рачительный такой хозяин у нас, царь, он старался экономить. Резцы вот вы видите — у нас их 400 хранится в Эрмитаже, здесь их 160, это личные инструменты царя.

Столовая Петра I

А вещи, которые на столе представлены, конечно уникальные. Вот, например, эту бутылку с красным вином нашли во время раскопок в царском дворце, 1725 год как мы считаем. А вот этот вот кубок с кровлей или крышкой сделан был в Германии, гравирован в Голландии. И если присмотреться, на этом кубке можно увидеть корабль выгравированный и по верху написано «Виват, Ост-Индская компания!», то есть на верфях этой компании Пётр Великий учился строить корабли. Ну а пивная кружка говорит о том, что Пётр в армии ввёл в рацион пиво, считалось, что пиво от цинги спасает — отсылки такие к петровским реформам, петровским новшествам.

Продолжая тему царских трапез, можно вполне уверенно сказать, что Пётр отличался отменным аппетитом: за один присест он мог съесть 3 килограмма вишни и 2 килограмма инжира. Обычно на обед царю ставили борщ, телятину, жаркое из цыплят и дичи, заливное, стерлядь, спаржу, пироги, гурьевскую кашу и на десерт — мороженое. Особенно царь любил астраханские арбузы, их к ним в детстве приучил отец — царь лексей Михайлович. Из зарубежных деликатесов Пётр больше всего любил сыр с душком. Многие знали: хочешь добиться царского расположения — привези ему из Голландии лимбургский сыр.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Итак, первый российский император был невероятно энергичен и любопытен, с интересом осваивал прикладные науки и умения. К 25 годам владел как минимум 14 ремёслами. Мог зарабатывать на жизнь кузнецом, столяром, токарем по дереву, плотником, матросом, штурманом, солдатом, артиллеристом. Но главной его мечтой стал флот! Для флота нужны были профессиональные кадры — судостроители и моряки. И их начинают готовить, а не только нанимать на Западе. С ноября 1696 года молодых дворян командируют в Европу учиться математике, навигации, судостроению. А с началом строительства Петербурга мечты царя о собственном военно-морском флоте становятся реальностью. Первая здание на левом берегу Невы — Адмиралтейство: верфи и символ юного города.

ГОРОД ПЕТРА – АДМИРАЛТЕЙСТВО

Почти ровесник Санкт-Петербурга – Адмиралтейство – больше трех веков горделиво устремляет ввысь свой шпиль. Место для него Петр выбрал сам, и сам подготовил чертежи. Гигантское П-образное сооружение со всех сторон окружала вода: Нева и искусственные каналы, а с городом соединяли верфи подъемные мосты. Только в XIX веке рвы закопали, один из них стал Конногвардейский бульваром.

Как и большинство зданий в Петербурге, Адмиралтейство неоднократно перестраивалось. Сначала деревянное, затем каменное, оно нарастало этажами и искусными украшениями, постепенно обретая свой торжественный облик. Но, основа, задуманная Петром, осталась неизменной.

262 корабля было построено в Адмиралтействе за время правления Петра. На верфях государь был главным мастером, он не только контролировал все работы, но и сам нередко брался за топор.

Первый Петербургский корабль – прам «Аркан» – спустили на воду всего лишь через полтора года после основания Адмиралтейства. А через 10 лет Пётр и его юный Балтийский флот начинают одерживать одну за другой победы в морских сражениях над самым опасным противником того времени – Швецией. Именно корабли, сошедшие со стапелей Адмиралтейства, определили исход Северной войны.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Петрозаводские студенты построят копию «дедушки русского флота» — ботика Петра I, который будет спущен на воду в преддверии 350-летия российского императора. Эксперимент проходит в Морском центре петрозаводского клуба «Полярный Одиссей» в рамках проекта Президентского фонда Культурных инициатив «Школа поморской культуры, традиционного судостроения и мореходства». В 1996 году на стапелях клуба уже была построена копия ботика Петра Первого, которая принимала участие в параде кораблей Северного флота в Мурманске, посвящённому 300-летию создания ВМС России. И вот теперь клуб «Полярный Одиссей» с помощью добровольцев строит вторую копию легендарного корабля.
АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВ,директор Музея «Полярный Одиссей», капитан бригантины «Полярный Одиссей»:
Мы ориентируемся на чертежи, которые дошли до наших дней, используем в работе карельскую сосну. В мае мы планируем сделать торжественный спуск ботика, и он будет участвовать в Дне города в последнюю субботу июня. В течение всего лета курсанты Госуниверситета морского и речного флота будут проходить на нём морскую навигацию.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Кстати, в карельской столице завершился XXI Международный конкурс ледовых и снежных скульптур «Гиперборея-2022». В этом году он был посвящён 350-летию со дня рождения Петра Первого.

ПЕТРОЗАВОДСК

В ежегодном фестивале в Петрозаводске участвовали ледовые скульпторы из Москвы, Московской области, Петербурга, Вологодской, Рязанской, Кировской, Мурманской, Свердловской областей, а также Ставропольского и Красноярского края. Победителями стали: в номинации «Малый куб» снежная скульптура «Новый год» — совместная работа петербургского и петрозаводского авторов Петра Белого и Вячеслава Щербина. В номинации «Большой куб» первое место получил «Первый император» скульпторов из Московской области, ну а лучшую «Ледяную скульптуру» создали художники из Карелии – победил проект «Навстречу ветру». Кстати, в Карелии к фестивалю «Гиперборея-2022» изготовили особые монеты с изображениями Петра и Борея, олицетворения северного бурного ветра в древнегреческой мифологии. Завершился 21-й Фестиваль ледовых и снежных скульптур народными гуляньями во главе с самим Петром Первым.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Ну а в Петербурге образ основателя города предстал в изобразительном искусстве! В Голубом зале Музея Академии художеств на Университетской набережной открылась выставка живописных и графических работ «Пётр I. Жизнь во благо России», посвящённая 350-летию со дня рождения Петра Великого. В экспозиции представлено более пятидесяти работ выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Анатолия Перевышко, посвятившего тридцать лет своего творчества созданию картин, охвативших жизненный путь царя-реформатора с юных лет до последних дней жизни.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Анатолий Перевышко,член Союза художников России:
Пётр I такая историческая личность… Впервые я прикоснулся в 90-е годы, когда началась перестройка, даже диплом я хотел назвать «Россия. Ветер вольный», свежесть какая-то чувствовалась перемен. Получил какой-то небольшой заказ, я его исполнил и стал глубже и глубже вникать в биографию Петра Первого. Он меня привлекает прежде всего созидательными своими делами, потому что человек потрясающий и жертвенность его жизни беспрецедентная в истории всех монархов.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
320 лет назад, в январе 1702 года по приказу царя для строительства кораблей Балтийского флота была основана первая верфь Приневья – Сясьская, в месте впадения реки Сясь в Ладожское озеро. Она просуществовала лишь четыре года и была упразднена в 1706 году, зато именно на ней в 1702 году был заложен первый военный корабль молодого Балтфлота – 28-пушечный парусный фрегат «Архангел Михаил», участвовавший в Северной войне. Кстати, именно при Петре впервые в России возникла и новая традиция – проведение военно-морских парадов!

Можно только гадать, каким был бы сегодня российский флот, если бы однажды летом 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлово юный Пётр I не обнаружил 6-метровый английский бот, принадлежавший его двоюродному деду. И в этот момент рядом с Петром не оказался его учитель математики, корабельный мастер Франц Тиммерман, который и передал свою любовь к морю царственному ученику.

Первую викторию России в борьбе за выход в Балтику принесли вовсе не фрегаты, а маленькие юркие галеры.

ВЛАДИМИР АВДЕЕВ,старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Первая победа на море в устье Невы была одержана тогда, когда еще никакого флота не было. В 1703 года после взятия Ниеншанца, дозорные, которые находились на берегу Финского залива, обнаружили, что к этому месту подходит шведский флот. И в этот момент из-за островов на лодке гвардейцев двух полков Семёновского и Преображенского, под командованием самого Петра и его помощника Меншикова, пошли на абордаж этих судов. И взяли их.

Пётр I тогда словно вошел во вкус лихого абордажного боя и 27 июля 1714 года у мыса Гангут лёгкие галеры русских вновь взяли верх над шведами.

ВЛАДИМИР АВДЕЕВ,старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Это была очень важная история в жизни Петра. Он решил её раскрутить как можно больше. Он заказал статьи в зарубежных газетах, европейских, об этой победе. Батарея плавучая превратилась во фрегат. По вооружению она примерно соответствовала. И поэтому на картинках, которые появились через год, два после этой битвы, это уже был фрегат.

С Гангутского триумфа началась традиция морских парадов в Петербурге — тогда в сентябре 1714 года жители новой столицы с восторгом встречали эскадру победителей. А спустя шесть лет, 27 июля 1724 года, победа русского флота в бою у острова Гренгам привела к окончанию Северной войны. На торжественном молебне в честь виктории у Гренгама Феофан Прокопович вспомнил об историческом ботике, сравнив его с тем библейским горчичным зернышке, из которого выросло мощное дерево…

ВЛАДИМИР АВДЕЕВ,старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Пётр был очень чувствителен к всякого рода символике, и видимо, это ему запало в душу, и следующий этап продолжения морских парадов был уже связан с ботиком.

11 августа 1723 года в честь второй годовщины победы в Северной войне состоялся морской парад, ставший символическим. Тишину ясного дня разорвал гром пушек – более полутора тысяч орудий боевых кораблей, выстроившихся в линию, приветствовало ботик Петра I, «дедушку русского флота». А спустя почти три века традиция чествовать морской флот, заложенная Петром Великим, стала ежегодной.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
И в завершении нашей программы спешу поздравить всех с наступающим 23 февраля – Днём защитника Отечества. А если вдруг вы окажетесь в выходной день в Туле, то загляните в Тульский государственный музей оружия, где открывается выставка «На службе Отечества», посвящённая 310-летию основания Тульского оружейного завода и 350-летию Петра Великого. Проект раскрывает историю Тульского оружейного завода в контексте военно-политических событий с XVIII века до современности. На этом всё! Увидимся ровно через неделю – в следующую субботу, в 11:10, только на телеканале «Санкт-Петербург».