Андрей Смирнов,ведущий:
Как бы историки ни спорили о личности и реформах первого российского императора, никто не оспаривает главной особенности его преобразований – они носили всеобщий характер. Казалось ни одна сторона жизни от армии до быта не ускользнула от внимания царя-реформатора. Многие учёные и общественные деятели дореволюционной России: Погодин, Белинский, Герцен — называли преобразования Петра I революцией. Без преувеличения можно говорить, что с его эпохи начинается новый отсчёт времени государства. Символично, что и календари, в привычном нам понимании, значении тоже появились при Петре.

ПЕРВЫЕ КАЛЕНДАРИ ПРИ ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ

До Петра I считать дни недели было не принято. С очередных восходом встречали, скажем, не понедельник, а День памяти Святого, о котором напоминали вот такие маленькие месяцесловы.

Марина Гордеева,заведующая отделом редкой книги библиотеки Академии наук:
Вот издавались они регулярно в таком формате и люди ими пользовались. Им не нужен был календарь для того, чтобы знать какое сегодня число. Они знали, что сегодня, я не знаю, Дмитрий Солунский. И всё прекрасно.

С 16 лет Пётр I благодаря своему учителю — голландцу Францу Тиммерману — был влюблён в астрономию. И путешествуя по Англии, не просто посетил Гринвичскую обсерваторию, но и сам провёл наблюдение Луны. Через несколько лет за фазами спутника Земли станут следить и подданные Петра Великого, листая новинку — календарь.

Марина Гордеева,заведующая отделом редкой книги библиотеки Академии наук:
Первый календарь напечатанный был издан 28 декабря 1708 года. Это очень редкое издание. Единственный экземпляр сейчас сохраняется в Москве. А вот у нас есть следующего года — 1709 года. Он похож до некоторой степени на наш еженедельник. В более позднее время, в 20-е годы, опять-таки по инициативе Петра, он любил минимализм, календари стали издаваться ещё в более мелком формате.

Но несколько десятилетий слово календарь у россиян ассоциировалось с изданием, которое было не совсем календарём. И связано оно с шотландцем Яковом Брюсом — одной из самых загадочных фигур в окружении Петра I, а может и всей российской истории.

Наталья Бахарева,старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Он занимался созданием русской артиллерии. Он занимался астрономией. И вообще Брюс был одним из самых образованных людей своего времени. Первая обсерватория в России, она создаётся тоже Брюсом.

Однако, не случайно не только обыватели судачили о Якове Брюсе, как о слуге дьявола и чернокнижнике. Но и Пушкин называл его русским Фаустом. И глядя на знаменитый брюсов календарь, поверить в это нетрудно. Загадочна даже история этих огромных и очень дорогих листов, которые гравировались в течение нескольких лет. Сколько их было создано и для кого они предназначались — история умалчивает. Учёные спорят даже — кто же был настоящим автором этих таблиц — сам Яков Брюс или московский купец-самоучка и книгоиздатель Василий Киприянов. Не известно и кому пришла в голову мысль сделать настольные копии.

Наталья Бахарева,старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
В XVIII веке, я думаю, этот календарь был большим подспорьем. Хотя многое сейчас кажется нам в нём наивным, волшебным, может быть даже в чём-то смешным, но это потому что у нас с вами сейчас есть возможность открыть интернет и послушать прогнозы учёных. А для того времени это было, в принципе, научное достижение.

В брюсовом календаре можно было найти массу различной информации: от расположения планет, географических координат и карт губерний до гороскопов по знакам зодиака — ещё одной новинки петровской эпохи. Но славу календарю принесла предсказательная часть, по которой любой грамотный человек мог узнать не только о грядущих стихийных бедствиях и изменениях в политике государства, но и стоит ли ему затевать новые дела в такой-то день. Так что шотландец Яков Брюс и московский купец Василий Киприянов, удачно соединив астрономические премудрости со святцами и народными приметами, подарили России первый свод правил жизни.

Андрей Смирнов,ведущий:
Одним из центральных проектов юбилейного года Петра является разработка новых туристических маршрутов, связанных с именем царя-реформатора. Один из активных участников программы — Институт Петра Великого, созданный по инициативе Даниила Гранина в Петербурге в 2010 году. Знаменитый писатель – автор романа «Вечера с Петром Великим» выступил с идеей создания программы, направленной на изучение наследия Петра I и культурную интеграцию петровских городов.
Инна Свидерская,руководитель Института Петра:
Само название «культурные маршруты», оно, возможно, в названии такая уже дезориентирующая информация содержится, потому что мы сразу начинаем думать про туризм, да. Маршрут — это туризм. Но на самом деле как бы и да, и нет. Под культурным маршрутом понимается такой многоплановый проект, включающий в себя и научно-исследовательские какие-то составляющие, и культурные обмены для молодёжи, и выставочную деятельность, издательскую деятельность и в том числе, конечно, культурный туризм. То есть в рамках маршрута будут проводиться и научные мероприятия, и какие-то международные выставки, посвящённые петровским городам, петровским объектам в разных странах. И будет, конечно же, также и туристическая составляющая, то есть разрабатываются такие локальные маршруты по объектам, связанным с Петром и его сподвижниками как на территории России, так и на территории европейских стран.
Андрей Смирнов,ведущий:
Петербург продолжает отмечать важные исторические юбилейные даты, связанные с реформаторской деятельностью Петра I. В Российской национальной библиотеке открылась выставка «Три века российской прокуратуры» к 300-летию с момента основания.

Проект очерчивает основные этапы истории: петровский указ об учреждении прокуратуры в 1722 году, образование Министерства юстиции при Александре I в 1802-м, судебную реформу Александра II 1864 года, «Положение о прокурорском надзоре» столетней давности и создание советской прокуратуры в 1933 году, реформу прокуратуры после принятия конституции 1977 года и, наконец, современный этап её истории, начавшийся 30 лет назад.

Андрей Смирнов,ведущий:
А в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого также представили специальную выставку в честь 300-летия отечественной прокуратуры, но со своей спецификой. Экспозиция получила название «Военно-морские прокуроры на страже закона».

Центром экспозиции дореволюционного периода стало зерцало с указами Петра Великого — обязательный атрибут государственных учреждений Российской Империи, символ главенства закона. Представлены изображения кораблей, крушение которых повлекли за собой прокурорские разбирательства. Не обойдены вниманием громкие процессы, например, следственные дела о восстании на броненосце «Потёмкин» и крейсере «Очаков», дело адмирала Небогатова.

Андрей Смирнов,ведущий:
Год Петра I стартовал и в Музее этнологии и этнографии РАН. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году. 9 июня 2022 года, в день 350-летия императора, музей откроет новую постоянную экспозицию – «Петровская Кунсткамера».

На первом этаже будет располагаться Teatrum mundi, то есть «театр мира», организованный по принципу «вся Вселенная в одном пространстве». В галерее второго этажа башни разместятся предметы из коллекций, собранных во время первых академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий. В новую экспозицию войдут и предметы из фондов Кунсткамеры, которых не видел никто, кроме посетителей XVIII века. В их числе медное ядро, присланное Петром I из Персидского похода и поступившее в Кунсткамеру в 1723 году, бутылка с порохом, ставшая трофеем при осаде шведским войском Тихвинского монастыря в 1613 году и отправленная в музей как свидетель русской победы, реплика гипсовой посмертной маски Петра I и посмертная гипсовая маска со следом пули, от которой погиб шведский король Карл XII.

Андрей Смирнов,ведущий:
Мемории о Петре и его времени разбросаны по всей стране, а также за его пределами. Отдельный блок представляют знаменитые Домики Петра, как правило обычные скромные избы или дома, в которых царь жил до своих знаменитых петербургских дворцов. Все мы прекрасно знаем Домик Петра в Петербурге, но я предлагаю познакомиться и с другими, например, с Домиком Петра I в столице России. Это единственный в Москве мемориальный музей, посвящённый царю-реформатору. Русские плотники и голландские корабельные мастера построили этот домик специально для Петра I в устье Северной Двины 320 лет назад, в 1702 году. Давайте узнаем, как он оказался в итоге в Коломенском?
Виктор Баранов,экскурсовод:
На открытом воздухе не совсем способствует сохранению древних памятников столетиями, поэтому в XX веке, особенно с учётом бурного строительства на Белом море уже индустриального, принято было решение перенести этот памятник в Москву, в самое такое петровское место в Москве — Коломенское. Он был там разобран. Каждое бревно, каждый элемент был пронумерован и перевезён в Москву в 30-х годах XX века. А открыли его для посещения в 45-ом году, буквально за пару дней до окончания Великой Отечественной войны.
Андрей Смирнов,ведущий:
28 января, по старому стилю, мемориальная дата и для самого Петра I – в этот день в 1725 году он умер. История болезни и смерти императора до сих пор окутана массой мифов. Мы, как всегда, решили разобраться.

СМЕРТЬ ПЕТРА I

Андрей Смирнов,ведущий:

Первый российский император умер рано утром 28 января 1725 года, по старому стилю. Все мы прекрасно знаем и помним легенду, что его кончине предшествовало героическое спасение царём в ноябре 1724-го в холодных водах Финского залива близ Лахты тонущих солдат. По этому поводу даже впоследствии был сделан памятник. Якобы это спровоцировало обострение болезни Петра I, и он долго и мучительно умирал. На самом деле в этой легенде правда лишь в том, что действительно смерть Петра I была очень тяжёлой и мучительной. Остальное уже давным давно опровергнуто современными историками. И самое главное медиками. Пётр I скончался по совокупности причин от огромного количества тяжёлых хронических заболеваний, которые обострились за 8 лет до смерти императора.

Пётр I почти половину своей жизни лечился передовыми на тот момент методами, среди которых были и минеральные воды. Известно, что царь периодически выезжал на лечение водами на знаменитые европейские водные курорты: Баден, Карлсбад, Бад-Пирмонт и, конечно же, знаменитый спа на территории современной Бельгии. В фондах Фундаментальной библиотеки Военно-Медицинской академии хранится уникальный подлинник переписки лейб-медика Петра Лаврентия Блюментроста со знаменитыми европейскими врачами. История болезни Блюметростом была написана ещё в 1715 году, накануне очередной поездки Петра в Европу, в Чехию на лечение водами в Карловых Варах.

Полина Руденко,заведующая Фундаментальной библиотекой ВМА им. С. М. Кирова:
В этой «книжечке», которая здесь стоит, описание болезни Петра I. Скорее всего у Петра был хронический гепатит. А в 1723 году Пётр I очень здорово простудился и эта болезнь обострилась заново. Болезнь называется, как наши медики называли – азотемия, это чрезмерное количество азота, азотосодержащих продуктов, в крови.
Андрей Смирнов,ведущий:

Доподлинно известно, что Пётр I умирал в жутких мучениях. 23 января 1725 года в его личных покоях в Зимнем дворце была проведена специальная «операция». Её сделал знаменитый английский хирург Уильям Горн c помощью зонда. Боли во время приступов были настолько сильными, что крики царя были слышны на весь Зимний дворец, а также за его пределами на всей прилегающей территории к Неве.

В медицине такие страдания чаще всего причиняют почечнокаменные колики. Императору после проведённой операции стало чуть лучше, но вскоре произошло кровоизлияние в правое полушарие его головного мозга. В результате чего царь потерял возможность говорить, а также владеть своей правой рукой и правой ногой. В таком состоянии Пётр прожил ещё 36 часов и скончался рано утром 28 января.

Сергей Нилов,заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Государственного Эрмитажа:
Главный экспонат этого музея, нашей экспозиции – это восковая персона Петра Великого, которую создал Карло Растрелли в 1725 году, буквально на третий день после смерти царя. Он пришёл к императору по приказу Екатерины и в присутствии Меншикова и Екатерины I Растрелли с двумя помощниками снял гипсовые слепки с головы, ступней ног и кисти рук Петра Великого. И по отливкам, по гипсовым слепкам сделал — кисти рук, ступни ног и голову, а тело было выточено из дерева.

На знаменитой гипсовой посмертной маске, снятой Растрелли с умершего императора, лицо, как бы сказали врачи, кажется типичным «лицом почечника»: отёчным, одутловатым, разительно контрастируя с известной картиной Ивана Никитина «Портрет Петра I на смертном ложе», где государь кажется просто спящим. Сразу после смерти царя Никитин был приглашён запечатлеть мёртвого императора в лучшем виде, поэтому портрет воспринимается как реквием по «отцу отечества». Сегодня медики пришли к выводу, что резко выраженная почечная патология в купе с аденомой предстательной железы и пиелонефритом спровоцировали инсульт, от которого Пётр I и умер, не успев с трудом левой рукой дописать своё знаменитое завещание: «Всё отдать…»! Оно так и осталось без конкретного имени наследника российского престола.

Андрей Смирнов,ведущий:
Ну а главное наследие Петра I – это, конечно же, созданная им новая столица Российской Империи – прекрасный Петербург. Кстати, в Новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте до конца февраля можно успеть посмотреть любопытную выставку: «У истоков российского краеведения. Первый летописец Санкт-Петербурга Андрей Богданов».

Его главный труд — «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703, по 1751 год» — это первое дошедшее до нас произведение, в котором собраны сведения по географии, топонимике, административной структуре и населению Санкт-Петербурга. Это, по сути, энциклопедия столичной жизни первой половины XVIII века. Однако напечатано Описание было лишь после смерти автора, в 1779 году.

Андрей Смирнов,ведущий:
На этом всё. Увидимся ровно через неделю – в следующую субботу, в 11:10, только на телеканале «Санкт-Петербург».