Гость программы: Наталья Бахарева, куратор экспозиции, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев,ведущий: На минувшей неделе в Ротонде Зимнего дворца состоялась торжественная церемония открытия новой постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Она разместилась в надворной части дворца на втором этаже, где в своё время находились детские комнаты сыновей императора Николая I: Константина, Николая и Михаила. Открытие экспозиции приурочено сразу к нескольким датам нашей истории: трёхсотлетие провозглашения империи, 300-летие Ништадтского мирного договора и 350-летие со дня рождения первого российского императора. «Галерея Петра Великого» — это первая часть постоянной экспозиции?
Наталья Бахарева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Это первая часть экспозиции, которая называется «Галерея Петра Великого». Экспозиция будет посвящена не только Петру I, потому что последующие царствования – это продолжение преобразований, начатых Петром. Поэтому в мае мы откроем ещё два зала, посвящённых Петру I. А дальше залы будут посвящены царствованиям Анны Иоановны и Елизаветы Петровны – продолжателей дел Петра Великого. А сама галерея исторически, традиционно для Эрмитажа со времён Николая I была галереей Петра Великого.
Дарина Шарова,ведущая: Символично, что старт юбилейных мероприятий, которые в этом году пройдут по всей стране, происходит именно у нас, в Петербурге, в его сокровищнице – Государственном Эрмитаже. Что представлено на экспозиции, на что стоит обратить особое внимание?
Наталья Бахарева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Мне кажется, что это вполне логично, закономерно, так и должно было быть. Именно у нас должна была открыться первая и главная экспозиция. Не только потому, что Петербург – это создание Петра I и воплощение идей, мыслей и представлений о государстве и культуре. Город, который возник благодаря его идее и замыслам. Но ещё и потому, что Эрмитаж, который, безусловно, заслуженно гордится тем, что у нас находятся коллекции Екатерины II, Николая I, хочет напомнить и подчеркнуть, что и первая коллекция в России – коллекция Петра I – тоже здесь. Мы являемся хранителями коллекции Петра. Это то, что составляло основу Галереи Петра в XIX веке и составляет основу сейчас: коллекции, которые он приобретал, его собственноручные работы. Каждый император старался пополнить галерею своими памятниками. Те залы, которые открыты сейчас, построены в основном на коллекции самого Петра.
Николай Растворцев,ведущий: Что лично вас поразило в этой коллекции?
Наталья Бахарева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Есть витрина, которая посвящена личным вещам Петра, тем предметам, которые он держал в руках. Там есть табакерка с изображением Полтавской баталии, которая принадлежала императору. Есть его личная печать, которая хранится в специальном футлярчике. Есть чаша-раковина, которую он использовал для вина во время своих походов. И среди этих очень красивых серебряных и позолоченных вещей в витрине лежит маленький неприметный карандаш, который мало чем отличается от современных карандашей. Им пользовался Пётр I. У меня с этим карандашом связаны очень трогательные воспоминания. В 2017 году мы делали выставку в Версале, посвящённую 300-летию визита туда Петра I и установлению дипломатических отношений с Францией. Среди прочих экспонатов, золотых и бриллиантовых вещей туда ездил этот карандаш. Он произвёл очень сильное впечатление на французов, потому что они говорили, что им он писал все свои реформы и преобразования. Их приходилось немножко разочаровывать, говорить, что у него был не только этот карандаш. Но Пётр не любил просто путешествовать. Во время каждого путешествия во всех городах он делал какие-то пометки, что-то зарисовывал. Эти наброски и рисунки сохранились. Во время монтажа выставки я очень переживала за карандаш. Наше утро начиналось с того, что французы мне говорили, что с карандашом всё в порядке. Они не могли сначала понять, почему я за него переживаю больше, чем за бриллиантовые вещи. Я им объясняла, что бриллиантовую вещь может украсть только человек, который хочет что-то украсть. А этот карандаш могут взять просто рабочие, которым понадобится сделать какую-то отметку на стене, чтобы понять, где полочку вешать. Но это действительно карандаш Петра, он перешёл в галерею из семьи Меншикова. Ещё Пётр приобретал много инструментов. Важно понимать, что некоторые из них он использовал как учебное пособие. Он не просто был коллекционером. Каждый приобретаемый им инструмент служил тому, чтобы обучать россиян работать с приборами и инструментами, и чтобы они служили образцами для создания подобных же инструментов в России. И что очень важно и интересно, каждым инструментом, будь то астрономический прибор, будь то медицинские инструменты Пётр профессионально умел пользоваться сам. Походная аптечка привлекает много внимания. Ведь каждым инструментов в ней Пётр пользовался, очень любил делать операции.