Андрей Смирнов,ведущий:
Указом Президента России наступающий 2022-й объявлен Годом Петра Великого в честь 350-летия со дня рождения царя-реформатора, первого российского императора и основателя Петербурга. Северная столица вновь станет центром всех федеральных торжеств в рамках юбилейного года. Вообще, 350-летний юбилей Петра – неординарное событие в жизни нашей страны. Он даёт возможность со значительной временной дистанции оценить роль личности Петра Великого в русской и европейской истории, глубже понять воздействие его преобразований на историю России и судьбы её народов. Поэтому мы решили вместе с вами начать погружаться в историю России рубежа XVII – XVIII веков, анализировать традиции и разрушать мифы, которые вот уже три столетия связаны с именем Петра. История Петра Первого – это история Петербурга, которая началась с первого русского военного укрепления на берегах Невы – Петропавловской крепости, ставшей настоящим символом будущей столицы империи.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

«Отсель грозить мы будем шведу!» Дерзкий вызов или мудрый расчёт? Но в мае 1703 года государь Пётр Алексеевич начинает строительство новой цитадели на только что отвоёванных у шведов землях, на небольшом острове в устье Невы. И нарекает крепость Санкт-Питер-Бурх. Пётр сам составляет первые чертежи, сам следит за воплощением замысла. Он спешит и меньше, чем за год, земляные стены укреплений готовы. И тут же он отдаёт распоряжение – облачить их камень. Своё любимое детище Пётр видит главным форпостом на Балтийских берегах. И строит такую цитадель, каких ещё не видела Россия. Диковинная шестиугольная форма – вопрос военной стратегии. Пётр использует каждый метр Заячьего острова, чтобы вражескому десанту негде было высадиться. И устанавливает орудия на каждом из 6 бастионов, чтобы вести круговую оборону. Но пушки крепости ни разу не стреляли по врагу. Вокруг неё с необычайной быстротой вырос город, который всего через 10 лет стал новой столицей Российской империи, блистательным Санкт-Петербургом.

Андрей Смирнов,ведущий:
Недавно страна отметила 300 лет образования Российской империи – произошло это в результате победы в Северной войне в 1721 году. Первая четверть XVIII века в истории России связана с тектоническим сдвигом всего государственного устройства и миропорядка, когда центр власти смещается из Москвы в новый город, новую столицу, который впоследствии назовут «Петровский Парадиз».

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ПЕТЕРБУРГ

Андрей Смирнов,ведущий:

Как известно Заячий остров или по-фински Янисаари, для строительства первой русской военной крепости царь Пётр выбрал сам, ибо только что взятая шведская цитадель Ниеншанц в месте впадения речки Охты в Неву не устраивала государя с оборонительной точки зрения. Вообще, начиная Северную войну со Швецией, Пётр I хотел прежде всего вернуть России земли «отцов и дедов», потерянные в годы смутного времени в Московском государстве и уступленные шведам по Столбовскому миру в 1617 году.

Сразу же после закладки первой русской военной крепости на берегах Невы солдаты за три дня собрали и домик для самого царя. Домик Петра I сохранился и до наших дней.

Надежда Александрова,старший научный сотрудник–хранитель сектора «Летний дворец и Домик Петра I» Государственного Русского музея:
Это культовое здание, это реликвия Санкт-Петербурга. Построен в 1703 году специально для Петра, для того, чтобы следить за строительными работами, которые проходили именно вот здесь. Скорее всего именно здесь чертился план Санкт-Петербурга. Но судьба у него, с одной стороны была очень благополучной, а с другой стороны он был открыт всем наводнениям. Все наводнения, которые происходили в Санкт-Петербурге, они коснулись Домика Петра. И в настоящее время около 40% брёвен — это брёвна петровского времени, им триста с лишним лет.
Андрей Смирнов,ведущий:

Для создания города на болоте требовалось огромное количество ресурсов. Прежде всего человеческих. Понятное дело, что в военных условиях нужно было закрепиться на берегах Невы сразу и навсегда. Причём закрепиться нужно было любой ценой. В общей сложности, и я сразу хочу оговориться, что вокруг этой цифры до сих пор ведутся жаркие споры историков, на строительстве Петербурга погибло около 300 тысяч человек. Основные причины – это климат и неурожай: аномально холодное лето, постоянно сильный ветер и нехватка провианта, из-за чего сразу же заболевали работный люд и солдаты. А из-за этого начинались массовые эпидемии. Как вы можете догадаться, в начале XVIII столетия с ними просто не умели бороться.

До сих пор устойчиво представление о Петербурге, как о городе, построенном на костях своих первых строителей. Безусловно, существует масса причин, почему царь Пётр так отчаянно хотел построить Петербург именно на этом месте, главная причина – это война со Швецией и стратегическая необходимость закрепиться в Приневье. Но не стоит сбрасывать со счетов и пресловутые психологические травмы детства царя Петра. Создание Петербурга изначально как «русского города с европейским обликом» было противопоставлено Москве и традиционному русскому укладу.

Пётр был 14-м ребёнком в семье второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича. Мальчик появился на свет 9 июня 1672 года, по новому стилю, от второй супруги монарха – Натальи Кирилловны Нарышкиной. Через 4 года царь умер и началась настоящая кровопролитная борьба за русский престол между Нарышкиными и Милославскими, родственниками от первой супруги царя Алексея Михайловича. Огромное количество наследников, амбициозная сестра Софья, Стрелецкие бунты, авторитарная мать и вечная опасность быть убитым своими же родственниками – вот в таких обстоятельствах и прошло детство будущего царя. Не трудно догадаться, что всю свою жизнь Пётр мечтал о новом доме в своём новом городе, с которого начнётся новая история России. Им и стал Санкт-Петербург.

Андрей Смирнов,ведущий:
Пётр I – личность необъятная, под стать своему высокому росту. Такой человек мог изменить не только Россию, но и мировую историю. И изменил. Многие историки, однако, высказывали точку зрения не только о положительном влиянии петровских реформ на страну, но и о слишком резком курсе на европеизацию, на то, что отрублено, как борода, всё старое.
Сергей Дебижев,кинорежиссёр, сценарист:
Реформы Петра I, конечно, привели к, помимо, неких прогрессивных условно, скажем, изменений, к колоссальному количеству трагедий и проблем, можно сказать, неразрешимых. Настолько сильны были эти изменения, что общество в конце концов полностью раскололось на западную часть и глубинную сакральную. Потому что народ остался народом, остался русским народом. А вот вся аристократическая верхушка, она превратилась в таких подражателей западного мира.
Андрей Смирнов,ведущий:
Кажется, нет ни одной институции, ни одной области культуры или сферы жизни современного российского общества, у истоков которой не стоял бы Пётр I. Как писал историк Михаил Погодин: «Нет, не чародей, а Гений, Пётр». Более того, по мере нашего движения во времени эта историческая фигура не уменьшается, не исчезает за очередным поворотом истории, а остаётся такой же титанической и величественной, как и в прошлом.

Главное – популяризация наследия первого российского императора. С этой целью при поддержке Министерства культуры России в канун 350-летия Петра I была создана Ассамблея петровских музеев. В неё вошли крупные федеральные и региональные учреждения, а также краеведческие музеи, связанные с именем Петра. Возглавила Ассамблею – генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» — Елена Кальницкая.

Елена Кальницкая,генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
Вот уже 12 лет я думаю о Петре I денно и нощно. Особенно сейчас в преддверии этих праздников — будущего праздника. И думаю о том, что нет такого второго примера действительно объединительного, действительно созидательного.
Андрей Смирнов,ведущий:
Кстати, одна из задач Ассамблеи петровских музеев — создание национальной сети историко-культурных туристских маршрутов «Путь Петра Великого». Проект будет содействовать культурной интеграции больших и малых российских городов, которые обязаны Петру I своим основанием или кардинальными изменениями в своей истории. Считается, что более 120 населённых пунктов в 60 регионах непосредственно связанны с именем Петра Великого. В Белгородском кукольном театре в преддверии юбилейного года состоялась премьера спектакля «Быть по сему!» — фантазия о Петре I по мотивам народных скоморошин и сказок. Она знакомит зрителей с малоизвестной стороной преобразований царя-реформатора — созданием общедоступного театра.
Владимир Гусаров,главный режиссёр Белгородского государственного театра кукол, режиссёр-постановщик спектакля «Быть по сему!»:
Мы использовали различные системы театральных кукол. Так как нужно было создавать конфликт, мы создавали такое театральное зрелище, которое было до появления театра — это народное представление, петрушечное представление, медвежьи забавы. И это мы всё показывали. Должен сказать, что молодые зрители, которые у нас были на спектакле, они с интересом на это всё смотрели, потому что для них это было внове, неожиданно.
Андрей Смирнов,ведущий:
Фигура Петра, его роль в истории — не могла не порождать многочисленные мифы. Благодаря всем видам искусства, особенно кинематографу, в представлении публики Пётр I — некий исполин, ускоривший развитие страны и прорубивший окно в Европу. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения прославленного ленинградского актёра – Николая Симонова, создавшего канонический образ царя в культовом фильме 1937 года.

ОБРАЗ ПЕТРА I В КИНО, ВОПЛОЩЁННЫЙ АКТЁРОМ НИКОЛАЕМ СИМОНОВЫМ

Удивительно, в Советской столице с Кремлёвских башен слетали двуглавые орлы, а в бывшей имперской столице искали императора. Николай Симонов был 15-ым по счёту кандидатом на роль Петра I. И единственным, не похожим ни на один из известных 25-ти портретов самодержца-реформатора. «Что ж», — прозорливо заметил Алексей Толстой — «Значит это будет 26-ой портрет. И он будет истинным, таким Петра будет знать народ».

Александр Поздняков,историк кино:
Там есть такие моменты, когда, Пушкин об этом пишет, «взгляд его ужасен, весь он Божья гроза». Действительно ветер раздувает его волосы, он стоит, у него глаза, он какой-то просто фантастический полубог.

Этот полубог — бессребренник и неприхотлив в быту. Пётр Николая Симонова с одинаковым жаром гонит шведа, дерётся с солдатами и влюбляется в красавицу Екатерину. Он даже окно в Европу прорубает с мужицким хохотом. Но главное Пётр — отец Отечества. Позже Сталин себе дарует почти такое же звание — отец народов. Не случайно, конечно же.

Роман красного графа Алексея Толстого был невероятно популярен. В библиотеках за ним выстраивались очереди. Но только кино могло донести образ народного царя до самых дальних уголков страны.

Съёмки начались в начале августа 1935 года с невиданным прежде в отечественном кинематографе размахом. Вот здесь, на пустынной тогда Поклонной горе в Озерках, полуторатысячная массовка брала штурмом крепость Ниеншанц. На постройку которой пошло 40 вагонов леса.

Александр Поздняков,историк кино:
Это эпическое произведение, двухсерийное, огромное. Видно сколько труда вложено. Там есть батальные сцены колоссальные, снятые сверху. Есть мощь, сила и там есть ощущение масштаба того, что делал этот человек.

Это были жаркие дни не только для массовки. Скромный и тихий в жизни Николай Симонов на съёмочной площадке потрясал своим вулканическим темпераментом настолько, что Михаил Жаров всерьёз опасался царской расправы. «Ей Богу, убьёт!», — переживал актёр, и упросил режиссёра Владимира Петрова снять эпизод безопасным способом. В сентябре 1937 года первая серия этой эпичной фрески вышла на экраны страны. В Ленинграде премьеру решили провести в кинотеатре «Гигант», который ещё недавно помогали строить обычные рабочие с ближайших заводов в свои выходные. Успех был настолько оглушительный, что поколения советских граждан знали историю Петра именно по этому фильму.

Андрей Смирнов,ведущий:
На этом всё. Я поздравляю вас с наступающим 2022-м годом и опять не могу не вспомнить Петра I. Именно он ввёл традицию праздновать начало года именно 1 января. Русское государство пережило реформу календаря в конце XVII века. В 1700-м году страна перешла на Юлианский календарь: 1 января 7209 года «oт Сотворения мира» согласно указу Петра было велено считать 1 января 1700 года «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». До этого исторического момента, в течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта.