ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
В эфире телеканала «Санкт-Петербург» Эрмитаж. Говорим и показываем. В декабре в Государственном Эрмитаже открыли выставку двух картин одного из самых интересных, самобытных и ярких художников Италии первой половины XVIII века, представителя так называемого реалистического направления Джакомо Черути.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Его работы «Прачка» и «Пряха» можно будет увидеть в музее до конца января 2022 года. Как появилась идея создать такую выставку?
ИРИНА АРТЕМЬЕВА,директор центра «Эрмитаж-Италия»:
Идея возникла в прошлом году на пике пандемии. Италия ведь оказалась страной, которая приняла на себя самый сильный удар вируса. Эрмитаж сразу же в конце марта организовал несколько трансляций для итальянских зрителей. Тогда же совместно с министерством иностранных дел Италии, итальянским институтом в Петербурге и Центром «Эрмитаж-Италия» было решено оказать моральную поддержку городам, которые оказались в эпицентре пандемии, приняли на себя первый тяжёлый удар, где было самое большое количество заболевших. Это Бергамо и Брешиа. Возникла идея обмена произведениями искусства между Эрмитажем и художественными галереями этих городов.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
А почему для экспонирования был выбран именно Черути?
ИРИНА АРТЕМЬЕВА,директор центра «Эрмитаж-Италия»:
Выставка двух картин Черути входит в такой цикл, который в Эрмитаже проходит уже в течение многих лет. Он называется «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Там мы показываем одну — максимум две картины одного мастера и выбираем по принципу, представлен ли этот художник в Эрмитаже. Черути как раз не представлен, поэтому мы и решили с ним познакомить посетителей.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
А почему выбрали именно эти картины?
ИРИНА АРТЕМЬЕВА,директор центра «Эрмитаж-Италия»:
Нам показалось, что они очень характерны для Чарути, основная тема творчества которого изображение простых людей. И это характерно как раз для ломбардской школы. В данном случае Черути — наследник традиций школы Бергамо и Брешии – северной части Ломбардии, которая принадлежала Венецианской республике. Эта традиция ведёт своё начало ещё с эпохи Возрождения, когда была заложена манера реалистического изображения людей, портретного искусства.
Юлия Чеснокова,корреспондент:
Это та самая «Прачка», которая сто лет назад вернула Джакомо Черути на его родину, сделала его знаменитым, сегодня — в Эрмитаже.
Татьяна Бушмина,куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Джакомо Черути работал в разных областях – писал портреты, натюрморты, исполнял заказы для церквей, но самой большой популярностью пользовались его работы, изображавшие простой народ, бродяг, людей так называемого низшего сословия. Италия в то время была одной из самых отсталых стран в экономическом отношении и многие люди оказались выкинуты из своей привычной жизни и вели нищенской существование.

Черути всегда изображает человека с достоинством — без усмешки, без сентиментальности. Его полотна монументальны, и когда на выставке в Милане было выставлено 46 полотен Черути, искусствоведы и публика поняли, что это большой мастер, самобытный, с большим чувством живописи, очень тонкий колорист. Кстати, вот такие резервуары для стирки сохранились в итальянских городках и используются по назначению.

На второй работе изображена пряха, девушка с прялкой на какое-то время отложила работу и смотрит на нас, переживая какие—то свои нерадостные думы. Его работы удивительно фотографичны и столь же живописны. Такой приём — фигура приближенная к краю холста, исходит к живописи Караваджо, с его гуманистичным отношением к изображённым на картине людям.

Юлия Чеснокова,корреспондент:
Выставка будет работать до 23 Января наступающего года.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Можно ли сказать, что на сегодняшний день творчество Черути полностью изучено или нас ещё ждут открытия?
ИРИНА АРТЕМЬЕВА,директор центра «Эрмитаж-Италия»:
Думаю, что ни про одного художника нельзя сказать, что его творчество досконально изучено. Открытия у нас происходят довольно часто. Что касается Черути, то его творчество действительно было открыто для широкого зрителя и в том числе для искусствоведов не так давно. Не прошло и ста лет, когда была обнаружена коллекция. Несмотря на то, что прошло уже несколько монографических выставок, в ближайшее время в Брешии должна состояться очередная монографическая выставка Черути. Я думаю, что и она тоже будет богата открытиями.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Почему Черути называли маленький нищий?
ИРИНА АРТЕМЬЕВА,директор центра «Эрмитаж-Италия»:
Это не совсем точный перевод. Я бы сказала бродяжка. Его так называли именно из-за того, что он посвятил своё творчество жанровым сценам, изображению людей самых низших слоёв общества. Но это было очень характерно для Италии, потому что обеднение населения в XVII-XVIII веке из-за междоусобных войн и больших европейских конфликтов, таких как 30-летняя война, очень способствовало оттоку крестьянского населения из деревень, обнищанию, появлению таких специфически итальянских явлений, как разбой.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Итальянская сторона была очень рада этому проекту. Какие ещё совместные проекты с итальянскими музеями можно ожидать от Эрмитажа?
ИРИНА АРТЕМЬЕВА,директор центра «Эрмитаж-Италия»:
У нас много проектов, они продолжали реализовываться и в годы пандемии. Мы собираемся продолжать. Если помнят наши посетители, у нас была огромная выставка из национальной галереи Умбрии «Искусство Средневековья». Большую выставку из Эрмитажа мы осенью 2022 года отправим в Перуджу, а оттуда мы ждём несколько работ Перуджино.