МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«В Петербург пришла зима. За два дня выпала треть месячной нормы осадков. В некоторых районах толщина снежного покрова составила 17 сантиметров. Разгул стихии стал настоящим испытанием для коммунальных служб. Уборка дорог и тротуаров, сброс снега и наледи с кровель находится под особым, губернаторским контролем». 

Мощный циклон «Бенедикт» накрыл почти всю страну. Но Москве и Петербургу досталось больше всех. Город встал в 10-балльных пробках. Петербуржцев просили отказаться от личного транспорта и воспользоваться метро. На Литейном мосту было так много снега, что тяжелую конструкцию не смогли развести для прохода судна. В Пулково на 20 часов задержали рейс в Доминикану. Туристы всю ночь ждали вылета в аэропорту, потом 3 часа сидели в самолете, а позже им сказали, что они никуда не летят. На борьбу со стихией Комитет по благоустройству бросил тяжелую технику и дворников.

ВАДИМ МИЗЮКИН,начальник Управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству:  
«В ночную смену у нас вышло 965 единиц техники и 460 работников ручной уборки. Уборочные машины по четыре, шесть, восемь единиц ходят, в зависимости от ширины проезжей части. И точно так же тракторная техника вышла на тротуары».

Фронт работ в городе довольно протяженный. Убирать приходится почти 3500 километров дорог. С наступлением утра защищать город от осадков начал целый полк борцов со снегом. На улицы вывели больше 1100 работников ручного труда и столько же единиц техники. Во дворах на помощь приходят средства малой механизации и дворники.

НАТАЛИЯ ВЕПХВАДЗЕ,директор ЖКС №3 Центрального района:
«Самое основное – это подходы к контейнерным площадкам, выходы из парадных, арочных проездов. На 9 утра 97 процентов мы даем готовности прочищенных проходов, дальше вступает комплексная зачистка дворов».

Малогабаритная техника чистит и подходы к остановкам, крупным магазинам, станциям метро. Снежные фонтаны улетают на обочины и газоны.

Весь собранный снег грузят в самосвалы и увозят на пункты переработки. Специальная автоматизированная система позволяет получить точные данные о количестве принятого снега. Машина проезжает под рамкой устройства со скоростью пять километров в час. Снежные массы в кузове измеряют с помощью бесконтактного лазерного сканирования. Данные автоматически заносят с систему учета.

ЮЛИЯ АЗОВЦЕВА,заместитель директора филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:
«Снег выгружается в снегоплавильную камеру, дальше он смешивается с талой водой, по системе тоннельных коллекторов уходит на очистные сооружения, на полный цикл очистки».

Снежные массы топят с помощью сточных вод, температура которых около 13 градусов. Каждый снегоплавильный пункт способен за сутки принять 450 машин.

По данным Комитета по благоустройству, за минувшую неделю в Петербурге выпало более 34 сантиметров снега. Работают 7 снегоприемных пунктов и 11 снегоплавилок. Их общая производительность составляет 101,5 тыс. кубометров в сутки. С 24 ноября, когда стартовал зимний сезон, там приняли рекордное для начала декабря количество снега —  162 373 кубометра. Больше всего снежных масс растопили в пункте на Октябрьской набережной — почти 4 тысячи кубометров за сутки. Ночью на уборку города выходит более тысячи единиц техники, еще столько же работает на улицах днем. Кроме того, снег с тротуаров убирают более тысячи работников ручного труда. По данным Жилищного комитета, в минувший понедельник дворы убирали более 7 тысяч дворников, 825 средств малой механизации и 669 единиц техники.

Проблема утилизации снега существовала и в Петербурге 19 века. Снежные массы из центра складировали на окраинах. За это собственники участков получали по пять копеек с воза. Санитарная комиссия также разрешала сбрасывать снег в реки. Официально было выбрано несколько мест: Нева напротив Фонтанки, Малая Невка у острова Голодай и Средняя Невка ниже яхт-клуба. Считалось, что весной эти свалки вместе с тающим льдом унесет в море.  В начале прошлого века популярность приобрели снеготаялки: большие деревянные ящики, внутри которых – железный шатер, где горели дрова. Сверху бросали снег, он таял, а вода стекала в канализацию. Деревянный ящик не горел, поскольку всегда оставался влажным. Снеготаялки могли работать на любом топливе (предлагали даже электричество), однако нужно было следить, чтобы «дворы при действии топки не застилались дымом». А талые воды перед спуском в городскую систему проходили через особый «осадочный колодезь». Снегопогрузчики в СССР начали делать еще в 30-е, но привычный для нас вид они приобрели только после Великой Отечественной войны. Снегопогрузчик С-3 был сконструирован на базе грузовика ЗИС, только ездил он задом наперед. Кабина водителя располагалась над передним правым колесом. Это грохочущее чудо техники захватывало снег «лапами» и по транспортной ленте отправляло его в кузов самосвала. Ленинградцы дали автомобилю название «золотые ручки», «хап-хапыч», «давай-давай». Снегопогрузчики в СССР делали и на гусеничном ходу — для труднопроходимых районов. А в 60-е начали использовать универсальные машины: летом они поливали улицы, а зимой спереди на раму устанавливали отвал, который сгребал свежевыпавший снег.

Труднее всего дорожным и жилищным службам приходится в историческом центре города. Узкие тротуары, дворы-колодцы, сложные кровли. В Адмиралтейском районе уборку ведут комплексно. Чистят снег на детских площадках и возле парадных. Там, где это возможно, для вывоза собранного снега используют тракторы. Но чаще всего приходится привлекать к работе дворников и средства малой механизации.

СЕРГЕЙ ОВЕРЧУК,глава администрации Адмиралтейского района:
«Особое внимание уделяется уборке дворов ручным способом. А где возможно проехать технике, механизированным способом. Компании управляющие наращивают усилия, закупили средства малой механизации, заключили договора с подрядными организациями на вывоз снега, альпинистов, чтобы дворы были не только убраны, но и безопасны. Своевременно убирались от наледи, чтобы была посыпка, чтобы люди чувствовали себя комфортно».

О том, что с крыш будут сбрасывать снег и наледь, жильцов предупреждают заранее. Просят убрать машины. Сознательность проявляют не все. Чтобы не повредить транспорт, работники жилищных служб накрывают автомобили специальными щитами. Работы во дворах синхронизированы с дорожными службами. Снег, сброшенный с крыш на тротуары, сразу же убирают, чтобы он не мешал пешеходам. За состоянием кровель жилых домов следят ежедневно. Подходы к парадным обрабатывают противогололедными реагентами.

СЕРГЕЙ ОВЕРЧУК,глава администрации Адмиралтейского района:
«Чтобы меньше было наледи, сосулек и снежных шапок, в городе предусмотрена такая программа, как ремонт кровель и чердаков. Но не во всех домах она есть. Постепенно фонд капремонта и управляющие компании наращивают усилия, чтобы таких холодных чердаков было больше. На них не скапливается снег и снежные массы. Но там, где они есть, выход один: это постоянное наблюдение, постоянный осмотр, постоянный обход и сбрасывание с кровли, чтобы люди чувствовали себя безопасно».

«Холодный чердак» — это система вентиляции и утепления. Зимой воздух с одной стороны выпускается, с другой – впускается холодный. Температура поддерживается, как правило, на 5 градусов больше, чем на улице. Так, сегодня если на улице -25 градусов, то на чердаке — -20. Это позволяет избегать испарений, вода не выходит на крыши и не превращается в наледь. Все здания в Адмиралтейском районе разделили на четыре группы.

СЕРГЕЙ ОВЕРЧУК,глава администрации Адмиралтейского района:
«Первое направление — это многоквартирные дома, которые обслуживают компании ЖКС и управляющие компании, второе — ТСЖ, третье — это социальные, образовательные, культурные, здравоохранение. И четвертое — это малый и средний бизнес, заводы и предприятия. Чтобы была конкретная ответственность. Перед этим мы направили всем субъектам предпринимательской деятельности письма с просьбой следить за своими домами и обеспечить безопасность в зимнее время. Дальше у нас есть бригады, мы обходим это дело. Ежедневно, когда идет снег, мы проводим штабы: утром в 8:15 и вечером в 17:00. Они отчитываются о проделанной работе».

Адмиралтейский район готов поддержать эксперимент Калининского. Там к уборке решили привлечь местных жителей. Не бесплатно. С добровольцами заключают договор. Оплата – 150 рублей в час. Идея созрела после многочисленных обращений петербуржцев, которые по каким-либо причинам нуждались в работе. Некоторые помогают ради физических нагрузок на свежем воздухе.

МИХАИЛ ЛОМАСОВ,заместитель генерального директора ЖКС №1 Калининского района:
«Помощь не бывает никогда ненужной. Помощь всегда нужна. Я не могу комментировать, насколько это будет эффективно, потому что это самое начало эксперимента. Пока сложно судить. Но пока люди идут. Немного, но идут. Посмотрим, что из этого получится».

Это первый в стране подобный проект. В СМИ его уже назвали «дворник-шеринг». По аналогии с сервисом аренды автомобилей. Проще говоря, «дворник напрокат». Принцип такой: ЖКС получает сообщение об ухудшении погоды и уточняет, сколько может выпасть снега. После решают, нужна ли дополнительная помощь и обзванивают тех, кто записался в снежный десант. Работать можно в любом удобном для активиста районе. Всем выдают специальный инвентарь и средства индивидуальной защиты. Чтобы вступить в ряды дворников, нужны паспорт, ИНН и СНИЛС. Одним из первых договор подписал Алексей Абрамов.

АЛЕКСЕЙ АБРАМОВ,участник проекта «Дворник-шеринг»:
«Часто вижу, что дворникам нужна помощь. Ну, очень часто каждый из нас, особенно если водитель, видит, что мест свободных нет, ты все равно берешь лопату, все равно чистишь. А здесь за это можно еще и деньги получить».

Если эксперимент признают успешным, проект «Дворник-шеринг» подхватят и другие районы города. Правда, мнения петербуржцев об инициативе разделились.

Альпинисты на высоте. Очищают крыши в Петроградском районе. Прежде, чем снег все-таки долетит до земли, проходит серьезная подготовка по всем правилам безопасности.

ТИМОФЕЙ ПЕРВАКОВ,альпинист:
«Вот мы почистили два метра. И края мы должны завальцевать. Это делается для того, чтобы вот эта вся шапка снежная не скатилась вниз. Когда мы это сделали, у нас уже более-менее снег держится крепко. Надо убедиться, что внизу находятся люди, которые смотрят за тем, чтобы прохожие под снежной шапкой не стояли».

Архитектура исторических домов для альпинистов – не только предмет восхищения, но и сложная задача. Времени на уборку здесь уходит значительно больше, чем на плоских крышах.

ТИМОФЕЙ ПЕРВАКОВ,альпинист:
«В основном они скатные, а скат подразумевает повышенную опасность. Мы также работаем в других частях города. Но Петроградский район, Адмиралтейский, и все центральные районы являются самыми сложными».

Многие кровли, как и на Каменоостровском проспекте, в списке так называемых «потенциально опасных». Скаты здесь выходят на проезжую часть. Но убраться быстро иногда не получается даже тогда, когда снег сбрасывают во двор.

КИРИЛЛ РЕПРИНЦЕВ,генеральный директор Жилкомсервиса №1 Петроградского района:
«Автолюбители оставили свои машины во дворах, а это затрудняет уборку. Убирать мы начали с утра вчерашнего дня. Приходится подключать эвакуаторы, чтобы их переставлять, чтобы обеспечить сброску снежно-ледяных масс с кровель».

Окончания работ наверху дожидаются службы снизу, их задача — сразу убрать снег с территории. Альпинисты борются со снегом и в Приморском районе.

ЕВГЕНИЙ ХАТКЕВИЧ,директор Жилищного агентства Приморского района:
«Мешает только погода. Сложные погодные условия, то есть долгий, непрекращающийся снегопад. Приходится по несколько раз выходить на одну и ту же крышу, чтобы надлежащим образом ее очистить. Кровельщики у нас набраны. Полный состав».

Всего в Приморском районе порядка 400 крыш, где нужно убраться после «Бенедикта». Уж слишком много снега принесла стихия. Альпинисты говорят, что времени на раскачку в этом сезоне почти не было, и они готовятся еще не раз покорить коммунальные высоты: на скатных, плоских и шатровых крышах.

В каждой стране со снегом и льдом борются по-своему. В Финляндии тротуары посыпают гранитной крошкой. Весной мелкие камешки снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году. На одной из центральных улиц Хельсинки с 1998 года существует тротуар с электрическим подогревом. Гололеда на ней нет даже в морозы. Снег тает, падая на мостовую. А талая вода уходит в ливневую канализацию. В столице Исландии, Рейкьявике, под дорожное полотно тоже укладывают специальную нагревающую конструкцию. Правда, в качестве источника тепла выступает не электричество, а термальные источники. В Швеции с гололедом борются по методу, придуманному ученым Торгейером Ваа. Мелкий песок смешивают в пропорции 7 к 3 с водой, температура которой больше 90 градусов, и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает почти на неделю с ежедневным трафиком около 1500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко.

В усиленном режиме трудятся дорожные предприятия, подведомственные Комитету по благоустройству. Сейчас их усилия сосредоточены на вывозе снега.

АЛЕКСАНДР КОЛОБЕШКО,водитель:
«Мы едем сейчас на подметальной технике, в данный момент сейчас снег убран, мы формируем вал, идет отгрузка, а так обычно перед снегом машины выставляются на дежурство, и ждем в зависимости по погоде, если надо контролируем ситуацию, в первую очередь осыпаем посты, перекрестки».

Когда город спит — они работают. Ночью технике не мешает общественный транспорт и автомобили. Но если снегопад сильный, выходят и днем. Дороги и тротуары обрабатывают пескосоляными смесями и специальными растворами. С начала зимы использовали почти 20 тысяч тонн противогололедных средств. Благодаря новой технике с последствиями снегопада справляться удается значительно быстрее — одновременно убирают и главные, и второстепенные улицы.

Уже по традиции проблему с уборкой создают припаркованные вдоль тротуаров автомобили. Время идет, а немногие водители становятся сознательнее. Мешают уборке они нередко и во время движения снегоуборочной техники. В Комитете по транспорту надеются, что увеличение зоны платной парковки поможет коммунальным службам. С первого декабря это почти сотня улиц в Центральном районе.

МИХАИЛ КУРДЯЕВ,руководитель СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга»:
«Мы наблюдаем то, что серьезно снизился трафик, стало намного проще запарковаться. Больше порядка стало на улицах. И глядя на сегодняшнюю ситуацию, в зоне платной парковки намного проще убираться, потому что машины не стоят долго, они меняются, и всегда есть возможность убрать под освободившимся местом».

По поручению губернатора Александра Беглова пристальное внимание уделяют остановкам общественного транспорта. Пассажиры не должны пробираться по сугробам. Подходы к остановкам очищают и посыпают песком. Представители Комитета по благоустройству проехали по центру города на общественном транспорте, чтобы оценить состояние остановок и оперативно устранить замечания.

ВАДИМ МИЗЮКИН,начальник Управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству:
«На остановках мы стараемся разгрести. Машины, когда подметают, остается вал. Этот вал в одну и в другую сторону должен быть специальными вспомогательными средствами отодвинут. Чтобы был подъезд. Потому что вывоз снега — это уже следующая история, на которую специально отводится время».

Водители общественного транспорта отмечают: снег серьезно осложнил обстановку на дорогах. Подъезжать к остановкам стало сложнее. А пассажиропоток при этом увеличился.     

Специалисты Комитета по транспорту пообещали: по факту всех нарушений правил стоянки будут составлены административные протоколы, автомобиль эвакуируют на штрафстоянку.

АЛЕКСЕЙ ГОНЧАРОВ,заместитель председателя Комитета по транспорту:
«Конечно, они мешают. Мы работаем совместно с Комитетом по благоустройству. Сверяем с ними маршрут движения их уборочной техники. И обязательно для осуществления уборки эвакуируется автотранспорт. Либо фиксируется в атоматическом режиме нарушение парконами».

Вслед за снегопадами в город пришли морозы. А это значит, у коммунальщиков есть время вывезти скопившийся на улицах снег и сбить сосульки. С каждым годом адресов, где образуются ледяные гиганты, все меньше. Технология «холодный чердак» внедрена уже в 7 тысячах зданий. А на Московском проспекте в качестве эксперимента применили противоположный способ. Перекрытия засыпали керамзитом, вентиляционные каналы обшили теплоизоляционным материалом.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Мы применили новую технологию, до этого применяли технологию «холодный чердак», в этом доме применили технологию «теплый чердак», это возможно при капитальном ремонте, когда мы полностью утепляем кровлю. Это дороже, и можно делать только тогда, когда капитальный ремонт. И хотел бы отметить, что когда мы начали программу «холодный чердак», вот сегодня морозы, снежная зима у нас, и мы впервые видим, что у нас эксперимент удался. Эксперимент будем продолжать, смотреть как будут вести себя кровли, зима нам помогает понять правильное ли решение мы приняли».
МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«По прогнозам синоптиков, декабрь в Петербурге будет снежным. А значит, коммунальные службы еще не раз столкнутся со стихией. Несмотря на аномалии погоды, самый северный мегаполис мира должен жить обычной жизнью. Сделать так, чтобы пешеходы и транспорт передвигались по городу с комфортом даже зимой, задача, которая находится под особым, губернаторским контролем».