марианна ДЬЯКОВА,ведущая: В эфире совместный проект государственного Эрмитажа и телеканала «Санкт-Петербург» Эрмитаж. Говорим и показываем. И сегодня в центре нашего внимания обновлённая экспозиция в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в Главном штабе. Летом часть произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов отправилась в Париж на масштабную выставку. Какие картины туда отвезли, и когда нам ждать их обратно?
МИХАИЛ ДЕДИНКИН,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: В сентябре мы открыли выставку в Фонде Louis Vuitton. Это новое замечательное музейное пространство в Булонском лесу в Париже, где мы проводим уже вторую выставку. Первая была посвящена замечательной коллекции Сергея Щукина. Мы делали её совместно с Пушкинским музеем, и она стала рекордной по посещаемости. За 4 месяца её посетило 1 250 000 человек. В последние дни она работала с 7 утра и до полуночи из-за непрекращающейся очереди. Конечно, сейчас в пандемию мы уже не можем рассчитывать на такой успех, но то, что я знаю, говорит о том, что на ближайшие три месяца все билеты на эту выставку уже проданы.
Нынешняя выставка посвящена коллекции братьев Морозовых, и она проводится не только вместе с Пушкинским музеем, но и с Третьяковской галереей. Выставка занимает четыре уровня. Это трудно даже назвать выставкой. На самом деле мы на какое-то время привезли в Париж целых большой новый музей. Он посвящён не только французскому искусству, но и русскому. Поскольку братья Морозовы также собирали русское искусство. Но французское искусство является центром этой экспозиции, поэтому нам пришлось пожертвовать многим из того, что украшало наши залы. На эту выставку ушло 65 вещей, в марте всё будет возвращено в Россию. Мы стараемся делать то, что всегда – показываем лучшее. А для того, чтобы посетитель в принципе не ощутил дискомфорта от того, что произошли такие изменения, мы сохраняем то либретто экспозиции, которое существует в Эрмитаже с конца 50-х, начала 60-х годов.
Рассказ о современном французском искусстве мы не прерываем, не искажаем те основные этапы, моменты, узловые явления, которые характерны для этого искусства и этого времени. Все они по-прежнему представлены в экспозиции. Но приходится, конечно что-то растягивать и брать вещи из фондов. Посетитель, если он не нацелен на то, чтобы увидеть определённую картину, вряд ли ощутит, что мы убрали что-то значительное. Мне кажется, что у нас получилось хорошо и интересно. Немножко двигается рассказ. Вместо монографического зала Клода Моне, например, появляется зал французского пейзажа – пейзажа импрессионистов, что тоже очень интересно. Потому что любое перекладывание карт в этой колоде всегда создаёт новые образы и новое восприятие.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: Присутствие Клода Моне в 403-м зале Государственного Эрмитажа по-прежнему ощутимо, но у него появились весьма достойные соседи.
Ольга Леонтьева,научный сотрудник Отдела Западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Монографический зал Клода Моне превратился в зал импрессионистического пейзажа и теперь рядом с Моне выставляются картины Альфреда Сислея, Камиля Писарро и многих других художников, таким образом зал заиграл совершенно по-новому. Вообще, ре-экспозиция — это всегда сложная работа. даже если мы изымаем из экспозиции одну или две картины, уже приходится весь зал переделывать. Что уж говорить о 60-ти картинах! Конечно, это огромная работа.
Жемчужина коллекции, прославленный шедевр Клода Моне “Дама в саду”, она была создана за семь лет до рождения импрессионизма, как художественного объединения, так и самого слова. Дело в том, что выставка импрессионистов 1874 года — историческая, знаменитая, значительная, повлекла за собой рождение самого слова “Импрессионизм” от французского impression (впечатление). Это было ругательство, “впечатленцы” их даже называли. Эта картина, не смотря на то что она создавалась задолго до самого импрессионизма, содержит всё, что мы знаем и любим в этом направлении живописи — и солнечный свет, и звучные яркие краски, и вообще это в первую очередь пейзаж, женщина здесь вторична.
Она соседствует с совсем другим по настроению и цвету пейзажем — это “Большая набережная в Гавре” Моне, картина, которая была создана буквально за пару месяцев до рождения самого импрессионизма до исторической выставки импрессионистов.
В коллекции есть картина, которая была участницей той самой выставки, повлиявшей на становление искусства XX века, это картина Камиля Писарро “Парк в Понтуазе”. Здесь художник изобразил свою дочь Нинетту — девочка скончалась незадолго до открытия той самой выставки, и такой биографический момент, по всей вероятности, повлиял на включение именно этого произведения в состав той выставки.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая: Правда, что появился зал, который неформально именуется залом парижской светской жизни? Какие картины в него попали?
МИХАИЛ ДЕДИНКИН,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Я бы не сказал, что такой зал появился. Эти картины примерно в этом составе существовали. Они просто переместились из одной части экспозиции в другую. Ничего радикального не произошло. Что произошло действительно существенного, так это мы убрали две монументальных композиции: «Средиземноморье» — триптих Боннара и «Историю Психеи». Мы не могли этого не сделать, потому что, во-первых, это те вещи, которые создают образ коллекции Морозова (без них выставка в Париже была бы невозможна), а, во-вторых, мы благодарны Фонду Louis Vuitton, который помог нам сделать и профинансировал реконструкцию архитектурной декорации, в которой мы выставляем картины Мориса Дени. Без этой прекрасной архитектуры панно Дени не очень понятно зрителю. А когда это объединено вместе, то многое становится на свои места, и для нас это был сознательный и обязательный жест благодарности.
НИКОЛАЙ РАСТВОРЦЕВ,ведущий: Эксперты отмечают, что одним из ключевых событий в рамках данной экспозиции стало открытие сразу трёх залов Пабло Пикассо. Произведения расположены по хронологическому принципу. Насколько это важный момент?
МИХАИЛ ДЕДИНКИН,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Эти произведения были и всегда располагались в хронологическом порядке. Просто возникла некая путаница, коронавирус многое смешал в нашей жизни. Один из залов – зал ранних картин Пикассо — выпал из того цикла, которые были открыты для посещения. Некоторое время он просто стоял закрытым. Для того, чтобы шедевры вновь встретились со зрителем, мы сделали небольшую перевеску, и теперь можно увидеть все главные произведения.