КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
В эфире «Эрмитаж. Говорим и показываем».
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
На днях в Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась инклюзивная выставка. Называется она «Незримое искусство: расширяя границы возможного». Главная цель этой экспозиции – рассказать и показать зрячим, как непросто приходится слабовидящим людям.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Именно на этой выставке сбудется всеобщая мечта, а именно – потрогать экспонаты руками. Здесь представлены тактильные копии некоторых предметов, которые хранятся в собрании Эрмитажа. Выставка родилась не вчера, а в 2018 году, когда публике была представлена трёхмерная тактильная копия портрета Рембрандта. И сегодня проект «Незримое искусство» является одним из принципиальных для Эрмитажа. Почему?
КСЕНИЯ ТИХОМИРОВА,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа:
Это свидетельствует о том, что музей открыт для всех и рад каждому посетителю вне зависимости от его возможностей.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Как проходила работа над созданием этой выставки? Что было самым сложным в переводе сюжетов в тактильный формат?
КСЕНИЯ ТИХОМИРОВА,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа:
Самым сложным было понять, как этот самый рельеф создать. Никто никогда не видел живопись в объёме. Задача специалистов музея была как раз в том, чтобы понять, как адекватно донести пластику и ритмику древних рисунков.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Экспонаты можно не только увидеть, но и послушать, кажется все органы чувств задействованы, чтобы прикоснуться к шедеврам Эрмитажа.
Игорь Малкиель,заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа:
Некоторое время назад музей занялся инклюзивными проектами и одним из них был уникальным — специалисты решили оживить фрески Пенджикента. В этих сюжетах есть повторяющаяся перфорация плёнки и было решено создать мультфильм. Это сюжет о трёх мудрецах и тигре — по сути, о том, как разум побеждает мудрость. На самой живописи не очень хорошо было видно все изображения, а благодаря сделанному мультфильму и объёмной живописи, слабовидящие люди смогли понять, что это за шедевр древнего искусства.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: 
Мультимедийное взаимодействие интересно для всех желающих — рядом с каждым экспонатом можно найти QR-код и прослушать историю создания той или иной работы. Переход от экспоната к экспонату, как путешествие между веками.
Игорь Малкиель,заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа:
Ключевой экспонат — автопортрет Рембрандта с затенёнными глазами. Специалисты выбирали наилучшую технологию для передачи света и тени, мастером которых был художник, и пришли к выводу, что лучший вариант — лепной, ручной работы. И если приглядеться, то тени от берета, которые лежат на лице Рембрандта, повторяются на объёмной живописи. Естественно проводились консультации со специалистами по Рембрандту и его творчеству, потому что никто никогда не видел его в объёме, мы же привыкли к нему «в плоскости».
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: 
Зато теперь можно потрогать художнику щёчки и усы, и те, кто не сможет увидеть Рембрандта, сможет его почувствовать, ведь мы воспринимаем искусство сердцем и всеми остальными органами чувств.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Несмотря на то, что посетители призваны эти экспонаты не смотреть, а трогать, будет ли дальше развиваться этот проект?
КСЕНИЯ ТИХОМИРОВА,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа:
Да, мы надеемся показать эту выставку в филиалах Государственного Эрмитажа, которые находятся в разных городах нашей страны. Также нас уже ждёт азербайджанский музей ковра – наш партнёр и участник этой выставки, благодаря которому были созданы ворсовые ковры.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Те, кто был на выставке, говорят, что одним из хитов стала копия пазырыкского лебедя? Как этому экспонату удалось сохраниться несколько сотен лет?
КСЕНИЯ ТИХОМИРОВА,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа:
Да, это не просто детская игрушка, а уникальный экспонат – ритуальное изображение пазырыкского лебедя. Его нашли в пятом пазырыкском кургане вместе с погребальной повозкой, которую, вероятно, этот лебедь сопровождал. Сохранился он только благодаря вечной мерзлоте. Климатические условия сохранили для нас многие памятники древней культуры, которые иначе мы бы не смогли увидеть и тем более потрогать.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
А из чего он был изготовлен в оригинале? И из чего изготовлена его копия, которую можно рассмотреть тактильно?
КСЕНИЯ ТИХОМИРОВА,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа:
Мы старались максимально приблизиться к тем материалам, которые использовали древние мастера. Это натуральная шерсть и вышивка, которую мы попытались повторить.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
А где находится оригинал?
КСЕНИЯ ТИХОМИРОВА,куратор выставки, художник-реставратор Государственного Эрмитажа:
В экспозиции Государственного Эрмитажа, посвящённой пазырыкской культуре.