В эфире «Эрмитаж. Говорим и показываем».
На днях в Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась инклюзивная выставка. Называется она «Незримое искусство: расширяя границы возможного». Главная цель этой экспозиции – рассказать и показать зрячим, как непросто приходится слабовидящим людям.
Именно на этой выставке сбудется всеобщая мечта, а именно – потрогать экспонаты руками. Здесь представлены тактильные копии некоторых предметов, которые хранятся в собрании Эрмитажа. Выставка родилась не вчера, а в 2018 году, когда публике была представлена трёхмерная тактильная копия портрета Рембрандта. И сегодня проект «Незримое искусство» является одним из принципиальных для Эрмитажа. Почему?
Это свидетельствует о том, что музей открыт для всех и рад каждому посетителю вне зависимости от его возможностей.
Как проходила работа над созданием этой выставки? Что было самым сложным в переводе сюжетов в тактильный формат?
Самым сложным было понять, как этот самый рельеф создать. Никто никогда не видел живопись в объёме. Задача специалистов музея была как раз в том, чтобы понять, как адекватно донести пластику и ритмику древних рисунков.
Экспонаты можно не только увидеть, но и послушать, кажется все органы чувств задействованы, чтобы прикоснуться к шедеврам Эрмитажа.
Некоторое время назад музей занялся инклюзивными проектами и одним из них был уникальным — специалисты решили оживить фрески Пенджикента. В этих сюжетах есть повторяющаяся перфорация плёнки и было решено создать мультфильм. Это сюжет о трёх мудрецах и тигре — по сути, о том, как разум побеждает мудрость. На самой живописи не очень хорошо было видно все изображения, а благодаря сделанному мультфильму и объёмной живописи, слабовидящие люди смогли понять, что это за шедевр древнего искусства.
Мультимедийное взаимодействие интересно для всех желающих — рядом с каждым экспонатом можно найти QR-код и прослушать историю создания той или иной работы. Переход от экспоната к экспонату, как путешествие между веками.
Ключевой экспонат — автопортрет Рембрандта с затенёнными глазами. Специалисты выбирали наилучшую технологию для передачи света и тени, мастером которых был художник, и пришли к выводу, что лучший вариант — лепной, ручной работы. И если приглядеться, то тени от берета, которые лежат на лице Рембрандта, повторяются на объёмной живописи. Естественно проводились консультации со специалистами по Рембрандту и его творчеству, потому что никто никогда не видел его в объёме, мы же привыкли к нему «в плоскости».
Зато теперь можно потрогать художнику щёчки и усы, и те, кто не сможет увидеть Рембрандта, сможет его почувствовать, ведь мы воспринимаем искусство сердцем и всеми остальными органами чувств.
Несмотря на то, что посетители призваны эти экспонаты не смотреть, а трогать, будет ли дальше развиваться этот проект?
Да, мы надеемся показать эту выставку в филиалах Государственного Эрмитажа, которые находятся в разных городах нашей страны. Также нас уже ждёт азербайджанский музей ковра – наш партнёр и участник этой выставки, благодаря которому были созданы ворсовые ковры.
Те, кто был на выставке, говорят, что одним из хитов стала копия пазырыкского лебедя? Как этому экспонату удалось сохраниться несколько сотен лет?
Да, это не просто детская игрушка, а уникальный экспонат – ритуальное изображение пазырыкского лебедя. Его нашли в пятом пазырыкском кургане вместе с погребальной повозкой, которую, вероятно, этот лебедь сопровождал. Сохранился он только благодаря вечной мерзлоте. Климатические условия сохранили для нас многие памятники древней культуры, которые иначе мы бы не смогли увидеть и тем более потрогать.
А из чего он был изготовлен в оригинале? И из чего изготовлена его копия, которую можно рассмотреть тактильно?
Мы старались максимально приблизиться к тем материалам, которые использовали древние мастера. Это натуральная шерсть и вышивка, которую мы попытались повторить.
А где находится оригинал?
В экспозиции Государственного Эрмитажа, посвящённой пазырыкской культуре.