ДАРИНА ШАРОВА,ведущая: В эфире совместный проект Государственного Эрмитажа и канала «Санкт-Петербург» — Эрмитаж. Говорим и показываем. В этом году мы отмечаем 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Государственный Эрмитаж тоже, конечно, не прошёл мимо этой даты. Тем более, что многие его экспонаты связаны с именем легендарного полководца.
НИКОЛАЙ РАСТВОРЦЕВ,ведущий: В восточном крыле Главного штаба сейчас открыта постоянная экспозиция церкви благоверного князя.
ДАРИНА ШАРОВА,ведущая: На ней представлены памятники русского церковного искусства первой четверти XIX века. С какими событиями в первую очередь связаны эти экспонаты?
АННА ИВАННИКОВА,научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Наверное, это самая интересная часть. Многие думают, что это исключительно церковное искусство. И это действительно памятники церковного искусства, но в основном они связаны с темой Отечественной войны 1812 года. Это неслучайно, поскольку в целом комплекс Дворцовой площади и монументальное здание зодчего Росси – это тоже памятник войне 1812 года. В церкви Александра Невского — небесного покровителя победителя Наполеона Александра I можно увидеть очень интересные экспонаты, связанные с Отечественной войной. За ними стоят целые судьбы. Вот посмотрите в витрину, а там интересный крест лежит. Что за крест? Он принадлежал такому отцу Василию Васильковкому, который с ним прошёл всю Отечественную войну, служил в егерском полку, то есть был полковым священником. Был ранен в бою под Витебском с отбитием мизинца, об этом есть и надпись на кресте. Эту пулю сохранили, вмонтировали в нижнюю часть креста, её можно увидеть. К сожалению, отец Василий не дошёл до Парижа, он скончался от многочисленных ран, которые получил во время военных действий. Также есть икона, которую благодарные жители Смоленска преподнесли в дар Кутузову. К сожалению, Кутузов тоже скончался, а икона попала его родственникам, а потом уже оказалась в собрании Государственного Эрмитажа.
НИКОЛАЙ РАСТВОРЦЕВ,ведущий: Центральное место экспозиции занимают атрибуты походной церкви Александра I, которая сопровождала императора во время войны 1812 года?
АННА ИВАННИКОВА,научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Да, можно посмотреть на походный иконостас. Это копия, выполненная по личному указу Александра I уже в 1816 году. Этот удивительный иконостас называли придворно-походным. Он уже не участвовал в походных действиях, но при этом сначала располагался в Зимнем дворце, когда у Александра болели ноги и он не мог посещать богослужения. После его смерти иконостас перевезли в Александровский дворец. Перед ним прошли целые судьбы, поскольку он частично выполнял роль домовой церкви. Его устанавливали в Малиновой гостиной. Перед ним Николай I крестил своего преждевременно родившегося внука от своей любимой смертельно больной дочери, которая умерла в тот же день. И ребёнок тоже не выжил. Перед ним венчался вторым браком император Александр II с княжной Екатериной Долгорукой.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: История домовой церкви Главного штаба весьма непростая и очень интересная. Казалось бы, почему при министерстве, при государственном учреждении была образована церковь?
Илья Астров,заместитель заведующего отделом «Главный штаб» Государственного Эрмитажа: Это стандартная практика дореволюционной России. Пожалуй, самые известные – это большая и малая домовые церкви Зимнего дворца, их все знают по куполу над восточной частью здания. Домовые церкви открывали в гимназиях, в университетах, в военных школах, и, естественно, в таких крупных учреждения, как Министерство иностранных дел, которое занимало немалую часть помещений Главного штаба.
Помимо обычных служб, а это была обычная православная церковь, большей частью прихожан, конечно, были чиновники, но и люди с улицы могли сюда зайти, тем более, что был отдельный вход с набережной Мойки. Здесь проходило бракосочетания дочери канцлера Нессельроде — Елены Карловны, с дипломатом Хрептовичем, который потом был посланником в Брюсселе. Здесь же проходила панихида по умершему министру иностранных дел Николаю Гирсу в 1895 году, на которой присутствовал только что взошедший на престол император Николай II. Но одно из самых интересных, пожалуй, событий, проходивших в этих стенах — это была присяга Александра Сергеевича Пушкина, которую он приносил при своём повторном зачислении в штат Министерства иностранных дел в январе 1832 года. Кстати, по правилам при принесении присяги необходимо было произнести слова о том, что ты не состоишь ни в каком тайном обществе. Принимал присягу настоятель этой церкви — отец Ксенофонт, знаменитый в своё время проповедник.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: Однако есть в этой церкви нюанс, нарушающий некоторым образом православные каноны — алтарная часть выходит не на восток, как принято, а на северо-запад и историю об этом тоже можно узнать на экскурсии в церковь Александра Невского в Главном штабе .
ДАРИНА ШАРОВА,ведущая: В экспозиции представлены ещё и лучшие образцы иконописи, церковной утвари и богослужебных одеяний Александровской эпохи. В чём их особенность и принципиальное отличие от дней сегодняшних?
АННА ИВАННИКОВА,научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Для каждой эпохи характерен свой стиль, поэтому те произведения, которые выставлены, отражают помпезный стиль ампир. Если мы обратимся к иконами и посмотрим на них, то увидим, что многие из них выполнены в подражание академической стилистике. То есть вкусы эпохи изменились, и для людей был понятен язык академической иконы. А традиционная икона – это было что-то тёмное, связанное со старообрядцами, которых постоянно притесняли. Есть и литургический военный прибор, сопровождавший императора во время походной компании. Он был выполнен по эскизам архитектора Воронихина. Это редчайший экспонат. Только на секунду представьте, что именно с этим прибором проходили богослужения и молебны непосредственно на полях сражений, когда молились о ниспослании виктории. Когда русская армия освобождала города в Европе, то в каждом из них обязательно проходило торжественное богослужение. Пасхальная служба была проведена в Париже на площади Согласия в самом центре, где казнили императора Людовика XVI.
НИКОЛАЙ РАСТВОРЦЕВ,ведущий: На выставке также представлены предметы, которые принадлежали известному государственному и военному деятелю Аракчееву. В чём их ценность?
АННА ИВАННИКОВА,научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Да, к нам поступило несколько предметов из его имения Грузино, которое вместе с графским титулом ему даровал император Павел I. Аракчеев был настолько благодарен Павлу, что он освятил собор на день рождения императора Павла 20 сентября 1806 года. При этом назвал его Андреевским в честь Андрея Первозванного. Это неслучайно, ведь по легенде считается, что Андрей Первозванный дошёл до этого места, водрузил там крест, поэтому название Грузино. Один из интересных экспонатов – это икона, где представлены небесные покровители семьи Павла I, а в верхней части изображён апостол Павел. За дверцей на его руках портрет Павла I. Это совершенно не канонично и указывает на личный заказ Аракчеева.
ДАРИНА ШАРОВА,ведущая: Почему нужно посетить эту выставку? В чём её уникальность?
АННА ИВАННИКОВА,научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Это возможность познакомиться с первоклассными экспонатами, оценить, что такое церковное искусство времени правления Александра I, проследить судьбы тех людей, которые стояли за этими вещами.