Сегодня мы совершим путешествие во времени, поближе познакомимся с постоянной экспозицией «Оружейное искусство Ближнего Востока XV- XIX веков». Её основой стала коллекция Николая I. С 1834 она хранилась в Арсенале в Царском селе. А сегодня экспонаты можно увидеть в Белоколонном зале Зимнего дворца. Из каких источников пополнялась коллекция?
У Великого князя, а впоследствии императора Николая Павловича была действительно большая любовь к оружейному мастерству. Зажгла её первая сабля, которая была ему подарена ещё в возрасте 15 лет. После этого молодой человек, будущий император загорелся этой оружейной темой и ему продолжали поступать подарки от совершенно разных людей, в том числе и от матушки, и от супруги. Большой вклад в расширение коллекции императорского оружия внесли трофеи из разных военных кампаний, что выгодно отличает нашу коллекцию от коллекций других музеев.
По какой причине из Царского села это ценнейшее собрание было перемещено в Эрмитаж?
Это случилось в 1885-1886 годах, потому что коллекция уже стала очень большой. Кроме коллекции Николая Павловича в ней были уже другие большие поступления, и её было сложно содержать в Царскосельском арсенале. Было принято решение перевезти её в императорский Эрмитаж с учётом того, что изначально коллекция не должна был быть там выставлена. Но так уж сложилась жизнь, и коллекция была сюда перевезена. Одновременно появилась хорошая возможность показать эти вещи вместе с коллекцией памятников прикладного мастерства средних веков. Два собрания были удачно объединены, совмещены и представлены в залах первого этажа Старого Эрмитажа. Оттуда она к юбилею Эрмитажа переехала в Зимний дворец, когда к 250-летию музея коллегами был открыт Белоколонный зал.
Если можно сказать, что Зимний дворец, весь дворец и комплекс его разных зданий — это царство красоты, то Белоколонный зал, также как Рыцарский зал — это царство убийственной красоты.
Облачение восточного воина отличалось в первую очередь лёгкостью. По сравнению с европейским доспехов эпохи развитого Средневековья, это XV век, восточный доспех намного легче и позволял воину, в него облачённому гораздо больше маневрировать. В Европе примерно к XIII веку окончательно установилось представление, что общество делится на три страты — молящиеся, воюющие и работающие, в результате чего уменьшала численность армии и каждый воин был на вес золота, а стало быть на первый план выходят полнометаллические доспехи и таранно-копейный удар, на Востоке, особенно на Ближнем Востоке продолжал действовать принцип «народ = войско» и в основе армии лежала подвижная лёгкая кавалерия, поэтому сочеталась необходимость защиты и быстрого перемещения. Именно поэтому на востоке популярностью пользовалась кольчужная защита и всевозможные сочленения, позволяющие воину активно действовать в ходе сражения.
Оформление витрин в этом зале отдаёт дань и музейной традиции, и традиции коллекционеров.
Дело в том, что в XIX веке, когда начинается расцвет коллекционирования, оружия не воспринималось как исторический источник — оно имело либо мемориальную ценность для владельца, либо художественную, поэтому что в частных коллекциях, что чуть позднее в музейных оружие было как элемент интерьера. Именно поэтому его сводили в так называемые «арматуры», по-другому это называли «трофеи» — в таком виде это существовало и в предшественнике Эрмитажной коллекции Царскосельском Арсенале. И уже с конца XIX века в Эрмитаже.
Каким периодом датируются самые ранние экспонаты?
В целом это XV-XVI века, не всегда точно можно определить принадлежность вещи к эпохе. Далеко не всегда на предметах оружия ставились какие-то маркировки. На Ближнем Востоке именно у османов огнестрельное оружие появилось раньше всех.
Известно, что холодное оружие было не только средством защиты, но и настоящим произведением искусства. Изготавливалось оно в основном из булатной стали?
Да, в Турции, особенно в Иране и, конечно, в Индии изготавливали оружие из булатной стали. Но тем не менее в оформлении оружия принимали участие разные мастера, в том числе и ювелиры, потому что оружие, как это не покажется странным, должно было быть ещё и модным, эффектным, красивым. Оружие в те времена было неким паспортом для мужчины, маркером его статуса. Предметы оружия часто оформлялись драгоценными материалами и камнями, орнаментами, на которых большое место занимают растительные композиции с цветами, изысканными листьями.
На оружии делались и надписи? Какого формата и содержания?
Конечно. На иранских предметах это чаще всего стихи. На турецких чаще всего надписи из Корана с восхвалением аллаха и призывами к Всевышнему. Время от времени встречаются тексты с именем мастера. Иногда проставлены годы изготовления, но не всегда они соответствовали точному времени выплавки или оформления. Это загадки и ребусы, с которыми нам приходится сталкиваться и разгадывать.