Телеканал Санкт-Петербург продолжает рубрику Говорит и показывает Эрмитаж. Наступившая осень для Государственного Эрмитажа ознаменовалась новым проектом «Флора» — это цикл литературных мистерий на темы произведений искусства из собрания музея. Актёры, музыканты и писатели, включая Татьяну Толстую, Евгения Водолазкина, Сергея Мигицко, заново открывают для публики произведения коллекции.
Василий Киров,ведущий: Вопрос несколько наивный, но достаточно важный — как появилась такая идея, оживить шедевры мирового искусства с помощью музыки, танцев, актёрского мастерства?
Екатерина Сираканян,руководитель Службы развития Государственного Эрмитажа: Это очень популярный сейчас тренд, театры и музеи очень плотно сотрудничают. Мы можем вспомнить множество примеров: музеи—заповедники, в Манеже была прекрасная выставка, которую делал великий режиссёр Андрей Могучий, и Роберт Карсен — один из самых знаменитых нынешних режиссёров, постоянно делает выставки. Перформанс — да! Перформанс, который состоит из музыкальных фрагментов. Драматических, и даже видео, и свет очень задействован. Это такой синтез искусств.
Вообще придумали это не мы, проект родился в Австрии, в Вене, в Kunsthistorisches Museum, и ему уже лет 15 примерно. Там он называется «Ганимед». Австрийская режиссёр Жаклин Корнмюллер и продюсер Питер Вольф придумали, и вот уже из года в год ставят, основываясь на картинах и скульптурах Кунсхисторише Музее, перед этими картинами и скульптурами вот эти великие произведения, написанные современными авторами.
Ксения Бобрикова,ведущая: Для проекта были выбраны современные модные писатели, как в выбирали, вот например — Евгений Водолазкин?
Екатерина Сираканян,руководитель Службы развития Государственного Эрмитажа: Выбор иностранных писателей остался за нашими приглашенными прародителями проекта, а российских авторов выбирал Эрмитаж, прежде всего Михаил Борисович Пиотровский, он сам пишет… Мы постарались вспомнить всех современных писателей, очень благодарны Водолазкину за то, что он нашёл время написать потрясающе интересное эссе про «Святого Иеронима» Рибейро, Мигицко, Татьяна Толстая — она была первой и ей достался «Блудный сын». О «Блудном сыне» хотели писать все, но она была первой. Ольга Седокова, которая большой специалист по Рембрандту, она выбраала как раз «Флору» Рембрандта. И у нас этот проект в отличие от «Ганимеда» в Австрии называется «Флора», у нас две «Флоры» участвуют — «Флора» Рембрандта и «Флора» Мельци, недавно отреставрированная потрясающей красоты произведение, изображение богини растительности. Но ещё и потому, что в древнем Риме были «флоралии» — кк раз связанные с перформансами, танцами, плясками.
Василий Киров,ведущий: Сейчас наша коллега Мария Новикова-Охонская присутствует на репетиции и познакомит нас с создателями проекта.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: Проект «литературные мистерии в музее» ещё раз доказывает, что классическое высокое искусство может соседствовать весьма гармонично с современными творческими авторами.
Питер Вольф,продюсер, драматург: В этом проекте мы работаем с современными писателями и композиторами, но в для этой конкретной сцены мы использовали фрагмент автора, с которым мы уже не имеем контакта — Шекспира, и работа эта называется «Венера и Адонис». Мы решили выбрать этот текст в связи с пандемией, потому что Шекспир писал этот текст после эпидемии чумы и он посвящён любви и смерти.
Жаклин Корнмюллер,режиссёр: Работать с русскими артистами — просто потрясающе! Мы работаем в данной сцене с Анной Будановой и виолончелистом Андреем Ефимовским.
Василий Киров,ведущий: Интересно, что этот проект реализуется в рамках культурного сотрудничества между Россией и Австрией. Получился ли вот этот синтез культур, синтез школ?
Екатерина Сираканян,руководитель Службы развития Государственного Эрмитажа: Безусловно. Много авторов, и не только австрийские, как знаменитый Мартин Поллак, но и авторы из Великобритании, есть замечательный молодой белорусский писатель Мартинович, и вот это сотрудничество не смотря на языковый барьер, который мы тоже сейчас немножко уловили, и ещё у них немножко европейский менталитет — но именно и полезно это сотрудничество, постараться найти эти мосты, это потрясающе и это та атмосфера. Которая даже отсюда ощущается.
Ксения Бобрикова,ведущая: Когда можно будет увидеть этот проект?
Екатерина Сираканян,руководитель Службы развития Государственного Эрмитажа: Премьера будет 16-го числа. Билеты уже продолжаются на сайте. Вход на эту вставку будет по четвергам — последний спектакль 10 ноября. Это выставка, осмотр, как хотите — люди заходят через Шуваловский вход, они получают стульчик, потому что иногда хочется присесть, каждая сцена 7-8 минут, и вот они спокойно три часа фланируют по залам Нового и Малого Эрмитажа, артисты повторяют — то есть ты ходишь по залам, наслаждаешься искусством: и музыкой, и пластикой, и видео.