ВИКТОРИЯ ДЁМИНА,корреспондент:
«Детские технопарки Петербурга. Это те самые места, где со школьной скамьи ребенок с головой погружается в науку. Не потому что так надо взрослым, а потому что это невероятно интересно. Кванториумы помогают детям познать мир, а еще выбрать свою будущую профессию, в перспективе стать востребованным петербургским специалистом. Формирование и развитие нового подхода в дополнительном образовании детей – важная задача, и она  – под губернаторским контролем».

1 сентября в Петербурге торжественно открыли новый детский технопарк. Он стал вторым в городе и первым расположенным на территории школы — гимназии № 642«Земля и Вселенная». Торжественная церемония прошла высокотехнологично: ключ от учебного заведения доставил беспилотный летающий аппарат, а сами дети перевоплотились в роботов.

Образовательный проект дает возможность школьникам не только изучать теорию, но и сразу применять знания на практике. Вместо привычных школьных классов — 9 современных лабораторий. Среди них: биологическая и нейротехнологий, физическая и альтернативной энергетики, нанотехнологий и робототехники. Внутри каждой – инновационное оборудование, которое доступно и во время обычных уроков, и в системе дополнительного образования.

ЭДУАРД ИЛЬИН,глава администрации Василеостровского района:
«В прошлом году коллектив этой гимназии вместе со старшеклассниками приняли участие во всероссийском конкурсе на лучший проект. Проект был отобран как лучший, на закупку оборудования для этого Кванториума были выделены федеральные деньги. В этом году к 1 сентября, выполняя указ президента и поручение губернатора Санкт-Петербурга, мы провели в этой школе ремонт, установили то оборудование, которое было закуплено на федеральные средства».
АННА ТРОШКЕЕВА,ученица 11 «Альфа»:
«Когда я сюда пришла, очень удивилась. Всё поменялось. Школа стала настолько невероятной: панорамные лоджии, освещение, рекреация – всё преобразилось, в каждом классе – новое современное оборудование. Всё пространство гимназии настраивает на учёбу. Есть шахматная гостиная, там мы можем поиграть в шахматы, обсудить что-то. Есть коворкинг».
ПАВЕЛ ТРОШКЕЕВ,директор гимназии № 642 «Земля и вселенная»:
«В течение взросления профессиональные намерения учащихся меняются. Каждый ребенок должен попробовать себя в самых разных специальностях, выбрать ту, которая ему подходит, с которой он хочет связать дальнейшую профессиональную жизнь. Поэтому ребёнок, пройдя через все эти лаборатории, даже если окажется, что ему ничего из этого не понравится, это тоже большой плюс. Он осознанно примет решение о том, какая профессия ему больше подходит».

Заниматься на современном оборудовании смогут не только ученики гимназии, но и ребята из соседних школ, для них станут возможны занятия в системе дополнительного образования.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Растёт запрос родителей на школы с углубленными программами и на высокотехнологичное дополнительное образование детей. Для умной экономики Петербурга все эти вопросы тоже крайне актуальны – городу нужны сильные профессиональные кадры».

На всей территории России сегодня работают больше 100 Кванториумов. Открывают детские технопарки в рамках национального проекта «Образование». Обучение школьников проходит в квантумах, или лабораториях, каждая из которых соответствует ключевому направлению инновационного развития страны. Ребята, в том числе, программируют и собирают космические аппараты, беспилотники, разрабатывают приложения виртуальной реальности, изучают наноматериалы. Параллельно с обучением детям в Кванториуамах прививают 4 ключевых навыка: креативность, коммуникативность, критическое мышление и умение работать в команде.

Между тем, первый петербургский Кванториум открылся в сентябре 2020-го в Калининском районе Петербурга. Начало нового учебного года  для его учеников и наставников — повод не только поставить амбициозные цели, но и подвести итоги первого года работы. А это и победы в престижных всероссийских конкурсах, и внушительное число интересных проектов.

АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ,педагог Промдизайнквантума:
«Данный проект был разработан в крайне короткие сроки. Это проект магазина будущего. Ребятам нужно было придумать что-либо, что бы отличалось от торговых центров сейчас, онлайн магазинов. Они сделали некоторую коллаборацию. Сделали упор на примерочные, где система зеркал снабжена AR-приложением, где можно, свайпнув влево или вправо, поменять костюм. Когда костюм выбран, нажимаем подтверждение, со склада по специальным трубочкам поступает костюм. То есть смесь онлайн-доставки и живого общения, живого хождения по магазинам. После пандемии этого не хватало. Этот проект был от заказчиков, они попросили его подготовить. Скорее всего, он будет реализован».

Промдизайнквантум – одно из самых популярных направлений среди школьников. Здесь найдется место любому проекту. От инновационного функционального здания до табуретки.

АЛЕНА КОНОВАЛОВА,учащаяся Кванториума:
«У нас есть проект «Увеличивающийся цветочный горшок». С помощью ваших рук вы можете его раздвинуть, вам не придётся покупать ещё один горшок. Это деньги и очень сильно загрязняет природу».
ЕВГЕНИЯ ОСИПОВА,учащаяся Кванториума:
«Наш горшок может увеличиваться в ширину. Мы создадим ещё один макет, который сможет увеличиваться и в высоту тоже. Это черновой макет. Он примерно передаёт функцию нашего горшка».

Обязательное условие проектов будущего – экологичность

АРТЕМ МАРАКАСОВ,учащийся Кванториума:
«Мы с нашей командой разрабатываем живую беседку с помощью технологии сращивания, крыша будет живой, она будет расти и развиваться вместе с деревом. Это экологично, дерево не будет срублено, оно станет крепче».
Эмеди Элеонора,педагог Промдизайнквантума:
«Мы ориентируемся на интерес самих детей, они сами выбирают направление, в котором работать. Или мы им предлагаем различные варианты. Они выбирают те, которые больше всего нравятся. Более того, это командная работа, где ты работаешь с коллективом, у каждого свои обязанности, сильные стороны, команда дополняет друг друга».

Кипит работа и в биоквантуме. Здесь ребята изучают природу и человека.

Анастасия Мальцева,педагог Биоквантума:
«У меня ребята большинство из медицинских лицеев, поэтому моя программа с углублённым медицинским уклоном, изучение физиологии человека при помощи разных приборов. Это могут быть электроэнцефалограмма, ЭКГ. Ребята углубляют свои знания по медицине, биологии, учатся работать с разным лабораторным оборудованием, в том числе, с цифровыми лабораториями, где снимаются показания, они их интерпретируют при помощи компьютера, таким образом, могут делать различные проекты».

Учащиеся Квантума в прошлом году провели серьезную работу, создали свой идеальный антисептик.

Валерия Вайтанова,учащаяся Кванториума:
«Пожалуй, самый интересный проект – создание антисептического средства, которое назвали «Фрагосепт», потому что «фрагария» в переводе с латыни – земляника. Он пахнет  земляникой. Мы провели очень много разных исследований, в том числе и о влиянии запахов на психику человека. Выяснили, что земляника способствует улучшению настроения и успокоению. Также мы сами разработали специальную формулу, высчитали пропорции, чтобы антисептическое средство не вредило кожному покрову. Для этого мы заранее изучили строение кожного покрова. Чтобы средство было действенным, мы взяли 90% этилового спирта, провели исследование на чашах Петри. После этого сравнили результаты, обнаружили, что колонии бактерий, которые выросли, стали намного меньше».

Есть в Калининском районе и Энерджиквантум. Подобных этой лабораторий по всей стране единицы. Специальное оборудование позволяет производить водород в условиях класса. Школьников здесь обучают на практике получать энергию из альтернативных источников.

Титов Дмитрий,педагог Энерджиквантума:
«Потребитель энергии — обычный мотор. Их много, мы с ними часто работаем в Кванториумах. Наша задача – чтобы двигатель начал работать без батарейки как таковой, а от использования альтернативных источников энергии. Здесь солнечная панель, а здесь водородная ячейка. Это специальная лампа, которая является имитатором солнца. При запуске батарея получает достаточное количество энергии, чтобы колёса вращались. Чем ближе, тем мощнее крутится мотор».

Не обходится ни один кванториум и без хайтек-цеха. По сути, это мастерская, где есть все ресурсы и оборудование для воплощения проектов самых разных направлений.

АЛЕКСЕЙ ВЕЛИКОРОДНЫЙ,управляющий технопарка, наставник Хайтек-цеха:
«Например, ребята из Биоквантума делали фармикарий – домик для муравьёв.  При помощи нашего оборудования из оргстекла делали фармикарий, вырезали его, пересаживали муравьёв, следили за их ростом и жизнью. Тут представлены различные объекты, которые можно делать при помощи нашего оборудования, использованы 3D-принтеры, лазерные станки. При помощи 3D-принтера можно какие-то простые вещи делать, так и более сложные движущиеся предметы. Если ребятам нужно сделать какой-то прототип, это можно сделать при помощи 3D-принтера. Мы им даём компетенции, что они программируют в 2D, в 3D, могут сразу отослать свою модель на печать. У нас есть паяльная зона, где ребята могут осваивать технику пайки, делать печатные платы, электронные компоненты. Отдельно есть верстаки для ручного инструмента. Основное производственное оборудование – два фрезерных станка, которые обрабатывают метал, четырёхосевые фрезерные станки. Самое важное – мы детям даём навыки не только на работе с компьютером, но и непосредственно на самом оборудовании. Ребята после года обучения вполне способны самостоятельно запрограммировать лазерный станок».

Параллельно с основными направлениями ребята могут записаться и на дополнительные. Например, Квантошахматы развивают у детей логику, внимание и нестандартное мышление.

АЛЕКСЕЙ БАСОВ,педагог Квантошахмат:
«Обычно 2 на 2, а здесь мы играем вчетвером, каждый друг против друга. Детям нравится разнообразие. Обычные классические шахматы детям быстро могут надоесть. Поэтому 15 минут проходим теорию, 15 минут решаем задачи, после этого переходим на другие направления, дети сами выбирают, в какие шахматы играть».

Сегодня Кванториумы – новый формат дополнительного образования, уникальная среда для ускоренного развития ребенка по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. И для самих детей это гораздо больше, чем просто обучение.

В Кванториуме преобладает проектный подход, рассказывает Валерия Зотова – руководитель детского технопарка в Калининском районе. Ребята не просто получают знания, они применяют их сразу на практике под чутким руководством наставников. Кроме того, в их доступе профессиональное оборудование, такое же используют на современных предприятиях и в научных институтах, а кураторами многих проектов выступают состоявшиеся специалисты и менеджеры из разных областей.

Валерия Зотова,руководитель Кванториума, директор Центра развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи Калининского района:
«Мы достигли серьезных успехов, ребята защитили 103 проекта за первый год работы. Мы начали взаимодействовать более чем с 40 социальными партнёрами: индустриальными партнёрами, образовательными организациями, мы проводим очень много интересных мероприятий, запустили 4 больших трека в рамках Года науки и технологий, очень интересные проекты, направленные на популяризацию научной деятельности. Проводим научные поединки с молодыми учёными из университетов, марафоны программистов. Мы запустили трек «Системное развитие научной деятельности», говорим про создание научных сообществ в школе, поддерживаем эту работу, создаём методический инструментарий. Четвертый трек – проект «Стартап Плюс». Здесь мы говорим о детском и молодёжном предпринимательстве. Задачи Кванториума, в том числе, не только чтобы ребята нашли своё место в жизни, определились, какое место по душе, хорошо выстроили свой образовательный и профессиональный маршрут, но и создали своё собственное дело, разработали какой-то стартап-проект, бизнес-проект, создавали новые рабочие места».

Первые попытки заинтересовать школьников идеями науки в игровой форме предпринял Яков Перельман. Сегодня едва ли найдется государственная библиотека, в которой нет хотя бы одного издания автора. Популяризатор математики, физики и астрономии написал больше 100 научно-популярных книг и учебников, около 1000 познавательных статей и заметок, которые переведены на 18 языков мира.

Доктор занимательных наук, а именно так прозвали Перельмана, наполнял жизнью сухие формулы, рассказывая о науке просто, понятно и интересно.

СЕРгЕЙ СТАФЕЕВ,доктор технических наук, профессор Университета ИТМО:
«К идее занимательного дома он пришел в начале 30-х годов. Поддержан руководством города. Открылся такой дом, где экспонаты надо было трогать руками. За годы работы в итоге подготовлены, дети потом выросли, главные конструктора, космонавты, академики, это была очень эффективная парадигма вовлечения детей в науку по известной формуле: расскажи мне – я забуду, покажи мне – может быть, вспомню, вовлеки меня – я пойму. Это та квинтэссенция, которую внёс Перельман. Кванториумы – это попытка синтезировать опыт советских кружков и ту самую занимательность, которую внёс Яков Перельман».

Позже идеи петербургского популяризатора науки воплотили за рубежом. Во всех крупных городах Америки и Европы стали открывать Эксплораториумы, чтобы повысить интерес у молодежи к точным наукам. Сегодня и в России есть научно-популярные музеи, но они в основном знакомят посетителей с одной определенной областью науки. Один из них – Музей оптики.

СЕРгЕЙ СТАФЕЕВ,доктор технических наук, профессор Университета ИТМО:
«Мы находимся в зеркальном шкафу, сделан ещё по чертежам Леонардо Да Винчи. Это одна из очень большого числа вещей, о которых наш музей рассказывает. О голографии, иллюзиях, хитростях цветовой передачи».

Музей оптики следует многим принципам Перельмана. И даже  маленькая фигурка доктора занимательных наук занимает здесь почетное место. Сам музей пользуется популярностью у петербуржцев и гостей города разных возрастов.

Петербург сегодня делает ставку на новый подход в дополнительном образовании детей. Это не только детские технопарки, но и центры цифрового образования. В школах открываются предпрофессиональные классы. Например, в 619-й школе Калининского района программирование начинают изучать с первого класса. Занятия проходят в «IT-кубе». Подобные центры цифрового образования сегодня создаются по всей стране в рамках национального проекта «Образование».

Шесть современных направлений дополнительного образования, как шесть граней геометрической фигуры – куба: программирование, разработка мобильных приложений и приложений виртуальной и дополненной реальности, кибергигиена, системное администрирование, робототехника. Все кабинеты укомплектованы современным оборудованием.

ИГОРЬ КУЛАКОВ,заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ № 619 Калининского района:
«У нас представлен набор промышленной робототехники. С контроллерами, с которыми дети могут заниматься. И на модели реального предприятия программировать и запускать какой-либо процесс».

Ребята учатся решать задачи из реальной жизни: перевозить грузы, работать в сложных условиях, например, в Арктике, придумывать технологии «умного» города. Все это поможет выбрать будущую профессию.

Высокий уровень петербургского дополнительного образования  подтверждают и результаты престижных международных конкурсов.

ДМИТРИЙ КОВАЛЕВ,директор Академии цифровых технологий:
«Девятый национальный чемпионат Worldskills закончился. У нас очень хорошие итоги, юниоры взяли 42 медали, Академия цифровых технологий из них взяла14, плюс ещё одну медаль в возрасте 16-22, студенческую. С 20 по 24 сентября мы поедем на Digital Skills в Казань. Мы прошли отбор, вышло 8 компетенций. Например, motion-дизайн. Новая компетенция, которая предлагает возглавить Академию цифровых технологий на российском уровне. Дополненная виртуальная реальность, интернет-маркетинг, мобильная робототехника. Это самое большое представительство, которое поедет от города».

Академия цифровых технологий сегодня один из крупнейших центров дополнительного образования Петербурга. 170 программ, включая повышение квалификации для взрослых, 5000 учеников.

В числе самых популярных направлений академии — робототехника. В основе обучения здесь, как и в Кванториумах, негласные заветы Перельмана: рассказывать о сложном просто и занимательно.

КИРИЛЛ ИОФФЕ,педагог робототехники Академии цифровых технологий:
«На курсе дети изучают физику, технологию, информатику, математику, всё это смешивают, чтобы роботы могли двигаться. Они видят, как эти сухие формулы оживают и могут менять движение робота, менять то, что он делает. Сухая информация становится навыком, который ребенок хочет осваивать».

Дополнительное образование с цифровым уклоном дает школьникам широкий спектр навыков: они умеет конструировать, программировать, собирать. Могут стать инженерами и робототехниками. Причем, иногда не покидая стен любимой академии.

Сегодня город уделяет большое внимание развитию детских технопарков и центров цифрового образования. Это инвестиции в будущее Петербурга и формирование золотого кадрового резерва.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ,губернатор Санкт-Петербурга:
«Для нас очень важно помочь детям выбрать будущую свою профессию. И не так, как обычно это у нас в 11-м классе: как сдал ЕГЭ, туда и пойду. Нет, надо уже начинать с начальной школы, со средней школы, чтобы у ребенка был выбор будущей своей профессии. А у нас в городе динамично развиваются совершенно новые технологии: IT, фарма, промышленность. Великолепные рабочие места, и мы над этим работаем, высокооплачиваемые рабочие места. И ребенок, выбирая профессию, уже должен знать, где он будет».
ВИКТОРИЯ ДЁМИНА,корреспондент:
«Создать в городе новый промышленно-образовательный кластер, где педагоги объединяются с учеными и предпринимателями, чтобы дать ребенку всю необходимую базу востребованных теоретических и практических знаний  – приоритетная задача. И её выполнение – под губернаторским контролем».