Это «Утро в Петербурге» и у нас есть прекрасная традиция — каждый четверг в эфир нашего телеканала выходит совместный проект и Государственного Эрмитажа «Эрмитаж. Говорим и показываем». Мы рассказываем о самых интересных событиях — это выставки, образовательная и реставрационная работа.
Сегодня в центре внимания выставка «Эрмитаж в Главном штабе. 20 лет выставочной деятельности». Подробнее об истории восточного крыла и о том, какая жизнь кипит там сегодня мы поговорим с нашей гостьей — заведующей сектором истории Главного штаба Государственного Эрмитажа Екатериной Савищенко.
Екатерина, доброе утро. Вот если говорить об истории — какие министерства располагались в этом крыле и почему так получилось, что к 90-м пришёл в упадок такой прекрасный архитектурный комплекс?
Ну вообще история Главного штаба очень длительная, очень сложная и в упадок пришло потому, что сначала у нас были министерства … кстати говоря, наше крыло Главного штаба правильнее было бы называть «крыло гражданских министерств», если быть историческими точными. И дальше уже после событий 1917 года здание потеряло единый хозяйственный отдел, который бы за ним следил. Наша история выставки охватывает эти моменты, и дальше мы говорим о том, что нам наиболее важно — это о начале формирования музей в здании Главного штаба.
Выставка размещена на чердаке под сводами арки Главного штаба. А раньше туда посетители не моли попасть?
Нет, это уникальная возможность для наших посетителей — увидеть невероятную конструкцию, внутреннее пространство триумфальной арки — символа победы в Отечественной войне 1812 года.
Удивительные ощущения — находится внутри «той самой арки». А что здесь осталось со времён Карла Росси?
По сути само это пространство и является главным экспонатом выставки, поскольку здесь практически всё осталось нетронутым с конца XIX века — оригинальная кирпичная кладка, старые лиственницы и световые фонари. И не смотря на какие-то нововведения, как переходы или стеклянный мост, всё остальное и в первую очередь саму атмосферу организаторам выставки и хотелось показать.
Эта экспозиция работает по принципу машины времени, здесь можно путешествовать по разным эпохам, а прошлое, настоящее и будущее Главного штаба взаимодействует между собой.
Организаторам удалось показать историю этого места, от века XVIII, когда на месте здания Главного штаба располагались разновысокие строения, до наших дней, когда музей стал современным и каждый день принимает посетителей. В экспозиции представлены уникальные находки, сделанные в период реконструкции, документы и даже вещи, забытые посетителями музея, которые дают возможность составить некий портрет любителя искусства определённого времени.
Екатерина, а вот эти световые фонари которые мы видели, ни освещают пространства под…?
Да, совершенно верно. До революции они освещали помещения, в которых находилось министерство финансов. И здесь находились кабинеты департамента горных и соляных дел, и у них там были какие-то складские помещения и по архитектуре здания, если обратить внимания, из-за того, что там начинается арка, там невозможно было спроектировать обычные окна. И Карл Росси поступил немного иначе.
Поступил мудро! В Главном штабе сейчас проводится множество мероприятий, размещаются экспозиции и постоянные, и временные. Если охарактеризовать двумя словами — Главный штаб это что? Это музейное пространство? Общественное пространство? Или это синтетический организм, который вбирает всё?
Мы всегда говорим о Главном штабе, как о такой лаборатории искусства. Естественно в первую очередь мы осваиваем здание через выставки, и далее в дополнение к этому у нас проходят и форумы — юридический, культурный, у нас проводятся книжные салоны, концерты. я дума, что для любого посетителя, любого поколения можно найти то, что больше всего нравится.
А можно сказать, что главный штаб изначально позиционировал себя как оазис современного искусства?
Благодаря именно Главному штабу, благодаря реновациям, которые там произошли, у нас очень комфортно размещаются выставки современного искусства так, как они должны быть и очень комфортно себя там чувствуют.
Одним из самых запоминающихся и наиболее фотографируемых пространств— это атриум, это потрясающие ступени, которые могут трансформироваться как места для того, чтобы слушать концерт и ни ж — лестница. Изначально так и было задумано или это возникло в процессе реконструкции?
Я могу сказать, что изначально вход в сам музей планировался после лестниц, но это поменялось и мы имеем сейчас вход, там где имеем. На самом деле когда открывается музей, некоторые вещи оказываются удивительными.