ЛЮДМИЛА ШИРЯЕВА,ведущая:
Говорит и показывает Эрмитаж. В Двенадцатиколонном зале Государственного Эрмитажа будет работать выставка «Печать сюрреализма: книги из собрания Марка Башмакова».
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Она завершает экспозиционную программу, которая посвящена книгам художников-сюрреалистов, проводившуюся в Эрмитаже в течение почти двух лет.
ЛЮДМИЛА ШИРЯЕВА,ведущая:
Эрмитаж начал проект два года назад. Если раньше выставки были персональные и были посвящены определённым авторам, то сейчас вы решили объединить нескольких авторов. По какому принципу объединяли?
ЮЛИЯ ЛУКЬЯНОВА,куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Концепция идеи объединить многих художников в одной выставке принадлежала Марку Ивановичу Башмакову – собирателю и коллекционеру, которому и принадлежат эти книги. Мы исходили из его идеи. С одной стороны, хотелось показать главных героев, персонажей, тех, кто у нас был. Но показать их, например, другими произведениями или те же произведения открыть на новых страницах, погрузить в новый контекст.

Конечно, хотелось добавить новые имена. Из крупных это Жан Арп, Ханс Беллмер, Ман Рей, который известен и как фотограф, и как художник. Кроме того, в принципе расширить круг имён для зрителя, представить тех, кого мало знают, как художников-сюрреалистов или тех, кто приближался на какое-то время к сюрреализму, а потом отдалился. И, конечно, показать растущую масштабность этого движения, особенно после второй мировой войны, когда у нас появляются художники из Чили, с Кубы Вифредо Лам или с острова Тенерифе Оскар Домингес. Обычно сюрреализм ассоциируется с мужским кругом поэтов и художников, но там были и женщины. Не только как музы, но также и как самостоятельные творческие личности. Так что на выставке можно найти и художниц-женщин.

ЛЮДМИЛА ШИРЯЕВА,ведущая:
Сюрреализм зародился в литературе. А в какой момент художники встретились с поэтами, писателями? Кто кого вдохновил?
ЮЛИЯ ЛУКЬЯНОВА,куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Это случилось после первой мировой войны в обстановке нестабильности и расшатанности. Литературные тексты, в частности тексты Лотреамона и поэзия Артура Рембо имели большое значение для формирования эстетики сюрреализма. Это были поэты Андре Бретон, Поль Элюар, Робер Деснос. Интересно, что собирались они в мастерской художников. В частности, в Париже на улице Блюме в мастерской Андре Массона. А за стеной оказалось ателье Жоана Миро, к примеру, который также быстро к ним присоединился. То есть с самого начала они как-то оказались вместе. Идеи такого автоматического письма, практики записи чего-то, что исходит помимо вашего разума из-под сознания, которое появилось в литературе, поэзии, было быстро подхвачено художниками и развито в самых разных направлениях.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Как построена выставка? Работы представлены по хронологии, значимости или по направлениям?
ЮЛИЯ ЛУКЬЯНОВА,куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
С нашими коллегами мы хотели совместить всё. Зал разделён на две части, и в начале у нас представлены ранние работы 20-30 годов, хронология соблюдена. Рубежом служит Вторая мировая война, которая действительно очень много поменяла и разделила в этом течении. Во второй части зала видно, как нарастает масштабность в книгах, большая репрезентативность, эффектность и в то же время техническая изощрённость с точки зрения гравюры. По центру располагаются все главные герои – самые значимые имена: Дали, Эрнст, Массон, а в боковых витринах можно увидеть тех, кто в какой-то момент приближался к сюрреализму.
МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент:
В 12-колонном зале Государственного Эрмитажа разместилась вставка, которая охватывает 50 лет сюрреализма начиная от 20-х годов прошлого века.
Иван Черняков,куратор выставки, лаборант Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Выставка начинается с ключевых изданий 20-30- х годов, во-первых, это работы самих участников группы сюрреализма, а во-вторых, работы тех художников, которые были косвенно связаны с сюрреализмом, как например вот эта иллюстрация Пабло Пикассо к «Неведомому шедевру» Оноре Бальзака. Главными героями этой части выставки, безусловно, можно считать Сальвадора Дали и его иллюстрации к «Песням Мальдорора»Лотреамона и Макса Эрнста и его «Романы в коллажах». Отличительная особенность Эрнста — это очень сложная техническая реализация его работ. Вот в частности эта его работа «Романы в коллажах» нам кажется цельной, а на самом деле она собрана из мелки кусочков, вырезанных из разных изданий XIX века, тщательно отобранных, затем склеенных и потом уже с помощью фоторепродукции получалось вот такое изображение.
МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент:
На сюрреализм 20-х годов большое влияние оказывал XIX ввек, а вот каким стал сюрреализм века ХХ, в послевоенное время, рассказывает ещё одна часть выставки.
Михаил Балан,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Если мы говорим про книгу, то прежде всего в период 40-60-х годов очень широко начинает применяться цвет, чего раньше не было или было мало, увеличиваются форматы, увеличивается эффектность изданий, хотя многие вещи базовые, появившиеся в 20-30 годы, как раз развиваются. В экспозиции работы Жоана Миро, Роберта Матты, Андре Массона, выполненные в послевоенные годы. Одна из главных работ на выставке — книга Матты «Come detto den trovo significance» — название цитаты из «Божественной комедии», иллюстрации такие космические, фантастические и тексты, написанные самим Маттой, это такое погружение в мир своего «я» и своего подсознания.
Иван Черняков,куратор выставки, лаборант Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
В финале выставки представлены работы периода 70-х годов, имена те же, но многое в их работах поменялось. Вот например, книга «Десять рецептов бессмертия» с иллюстрациями и текстом Сальвадора Дали и для неё, как и для всех поздних работ художника, характерна идея избыточной роскоши — как, например, ручка в виде трубки телефона и замки в виде яичницы, и в ней Дали исследует интересные ему современные научные темы, такие как голография или генетика, которые он смело комбинирует с религией и мистикой.
МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент:
Выставка будет работать до 3 октября.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Представлены не только авторские, но и коллективные работы? Что это за феномен?
ЮЛИЯ ЛУКЬЯНОВА,куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
С самого начала сюрреалисты были склонны к тому, чтобы работать совместно, уходить в такое сотворчество. С одной стороны, это было обусловлено дружбой поэтов и художников. То есть каждая книга в каком-то смысле это сотворчество и пусть маленький, но коллектив. Кроме того, они занимались совместными автоматическими практиками, иногда даже проводили совместный гипноз, что-то вроде медитации, которая освобождала подсознание для рождения новых образов. И, конечно, к коллективным работам мы относим всевозможные периодические издания, например, журналы, которые были средством массового распространения идей и образов сюрреализма. Поскольку сюрреалисты стремились не просто изменить визуальный язык изобразительный, но и сознание людей, переключить их на новый уровень мышления. Все средства были хороши.
ЛЮДМИЛА ШИРЯЕВА,ведущая:
На какие ещё работы вы советуете обратить внимание?
ЮЛИЯ ЛУКЬЯНОВА,куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Один из любимых моих художников Макс Эрнст. Его творчество можно проследить на протяжении выставки. Журнал «Минотавр» — один из известных, ярких и роскошных. Провокационные работы Марселя Дюшана. Позднее творчество, которое плохо знают, ассоциируя сюрреализм больше с 20-30 годами. А они очень эффектны. Например, работы Жоана Миро.