Михаил Спичка,ведущий:
У нас есть прекрасная традиция. Каждый четверг в эфир выходит совместный проект нашего телеканала и Государственного Эрмитажа — Эрмитаж. Говорим и показываем. Мы рассказываем о самых интересных событиях, выставках, образовательной и реставрационной работе.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Сегодня в центре внимания выставка «Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа». Она работает в выставочном центре Эрмитаж-Выборг.
Михаил Спичка,ведущий:
Подобная выставка уже проходила в Зимнем дворце. В чём отличие той экспозиции, которая отправилась в Выборг?
Елена Анисимова,куратор выставки, хранитель европейского стекла Государственного Эрмитажа:

Действительно это продолжение проекта, который был осуществлён в 2018 году. Но данная выставка сильно отличается от того, что могли видеть зрители в Зимнем дворце. На ней в два раза больше предметов. В Зимнем дворце было только 90, а здесь больше 170. К тому же, впервые мы решили представить вместе старое и новое стекло – работы современных мастеров. Им посвящён целый зал. Очень интересные произведения как западно-европейских, так и русских, советских художников второй половины XX- начала XXI века.

Кроме того, на этой выставке площади позволили нам представить довольно неожиданные произведения из стекла. Когда мы говорим о стекле, мы в первую очередь представляем бокалы, вазы, посуду. А здесь зрители увидят много ювелирного искусства. В XIX веке вставки из стекла в драгоценные металлы очень высоко ценились. Это была мода, и они не стоили дешевле полудрагоценных камней.

На выставке много вышивок бисером. Вспомните жену Манилова. Она вышивала своему любимому мужу бисером игольничек. Гоголь, конечно, над этим смеётся, но это было очень модное увлечение в XIX столетии. На выставке представлена и палитра бисера Венецианской работы, и изделия неизвестных мастериц, выполненные бисером. Совсем неожиданный экспонат – костюм, который также богато расшит стеклярусом и бисером из стекла. Сейчас представлено манто работы Вячеслава Зайцева. А тот, кто приедет после 9 июля, сможет увидеть театральные костюмы Дианы Вишнёвой и Николая Цискаридзе.

Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Говоря о русском декоративно-прикладном искусстве второй половины XVIII века, стоит сказать в первую очередь о цветном стекле.
Татьяна Панкова,хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа:
Рецептуру цветного стекла разработал Ломоносов, но парадная посуда из разных видом цветного стекла — кобальтового, рубинового, изумрудного, изготавливалась на фабрике Потёмкина, расположенной в Петербурге.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Многие произведения можно назвать по-настоящему ювелирными. Как например вот такая компотница, которая явно использовалась не только для компотов.
Татьяна Панкова,хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа:

Для того, чтобы получить такое благородное рубиновое стекло, в стекломассу добавлялись микроскопические частицы золота. А стекло выдувается при температуре 1300 градусов, но чтобы получить такой красный насыщенный цвет, его доводили в печи, где температура достигала 700-750 градусов и в зависимости от времени, которое изделие проводило в печи, получался нужный цвет: от розового до глубокого красного.

У стеклодувов каждой страны всегда были свои секреты, но Потёмкин самых лучших своих мастеров отправлял учиться и в Пруссию, и в Англию и именно поэтому у нас в коллекции потемкинской фабрики такой большой выбор цветного стекла. В коллекции Эрмитажа есть две роскошных подсвечника жирандоли из рубинового и кобальтового стекла, это небольшие настольные люстры, которые использовались в середине XVIII века. Жирандоль в переводе с французского — «фонтан», и сама форма этих светильников очень его напоминает.

Михаил Спичка,ведущий:
Известно ли историкам и искусствоведам, почему та или иная область становится центром стеклоделия? Например, почему им стала Венеция, Богемия?
Елена Анисимова,куратор выставки, хранитель европейского стекла Государственного Эрмитажа:

Как и в основе любого крупного явления, здесь лежат экономические и политические причины. Венеция была богата довольно чистыми песками, практически не содержавшими примеси железа.

Как мы помним, песок – основная составляющая стекла. К тому же, Венеция спонсировала крестовые походы в Византию. Соответственно с Востока в Венецию приезжали технологии, мастера и материалы, из которых можно было делать стекло. А в XVI веке первенство уже у Богемии. У них другое по составу стекло, которое сначала расписывали, а потом гравировали. Венецианцы просто не смогли делать такие яркие пышные предметы, которые стали модны в эпоху барокко. В зависимости от технологий меняются модные центры. В конце XVIII века становится модным хрусталь.  Англомания в России выразилась в создании стеклянных изделий по английскому образцу.

Ксения Бобрикова,ведущая:
Как происходит хранение стекла? Это ведь очень хрупкий вид искусства. Помимо того, что его можно просто разбить, какой ещё вред может быть нанесён стеклу?
Елена Анисимова,куратор выставки, хранитель европейского стекла Государственного Эрмитажа:
Даже мои коллеги смотрят на фонд, который я храню, с большим пиететом, поскольку действительно стеклянные вещи очень хрупкие. Когда-то мне реставраторы очень интересно рассказали о болезнях стекла. Оно становится мутным, неприятным на ощупь, от него отслаиваются чешуйки. Каждый материал «помнит», кем он был до рождения. Металлические предметы были рудой, а стеклянные предметы были песком. Металл, когда ему неудобно и некомфортно, начинает ржаветь и рассыпаться. Стекло тоже начинает болеть и стремится стать песком. Если переложили какие-то составляющие, например, марганец, которым очищают стекло, если не подходят условия влажности, это тоже сказывается негативно.