ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Эрмитаж. Говорим и показываем. Тема сегодняшнего выпуска – искусство русского офорта второй половины XIX — начала XX века. Именно так называется новая уникальная экспозиция Государственного Эрмитажа. Замечательный мастер офорта Валентин Серов справедливо признавал это искусство как нечто схожее с гравюрой, но в тысячу раз живописнее, художественнее.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Офорт – особый вид гравировального искусства. В чём его особенность? Почему он так любим во всём мире?
ЮЛИЯ ШАРОВСКАЯ,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Офортом называют особую технику гравировального искусства, которая исполнялась специальной иглой по грунту, предварительно нанесённому на металлическую доску, до проявления металла. После этого опускалась в специальную ванночку для воздействия кислотой для проявления углублённого изображения. Потом доска вынималась из ванночки, тщательно приводилась в порядок, промывалась и наносилась краска.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
А в чём отличие от гравюры?
ЮЛИЯ ШАРОВСКАЯ,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Художник рисовал по грунту офортной иглой. Это было сделать проще и легче, чем резцом рисовать по самой медной доске. То есть гораздо более лёгкая воздушная техника.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Левитан говорил про офорт, какая прелесть, это выше живописи. А ведь это чёрно-белые картины, монохромная техника.
ГАЛИНА МИРОЛЮБОВА,куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения:
В основе действительно монохромная техника, она работает на контрасте чёрного и белого. Но тем не менее художники – офортисты со временем добивались большей художественной выразительности и ценности своего произведения. Они выработали несколько сопутствующих манер этой техники. Признанной манерой, к которой часто обращались мастера, считается акватинта, которая давала возможность придать изображению такую лёгкость и едва заметную красочность, как будто это работа свободной акварелью. То есть уже прибавлялся элемент живописности. Ещё есть карандашная манера. Она давала возможность придать рисунку оттенок, как будто мастер работал мягким и несколько расплывчатым итальянским карандашом. Техника лавис создавала впечатление работы кистью и тушью. Офорт – техника многогранная и действительно в результате живописная. Левитан не много работал в технике офорта, но он сразу же как художник-живописец оценил её.
мария новикова-охонская, корреспондент:
Здесь собрано около 200 работ, и важно, что они не просто собраны, а большая часть из них детально и тщательно отреставрированы. А процесс реставрации офортов, технология и сохранения для будущих поколений — это процесс весьма непростой.
Елена Татарникова,художник-реставратор высшей категории Государственного Эрмитажа:

Из двухсот экспонатов треть была отреставрирована реставраторами научной графики Эрмитажа. Общие повреждения — это пожелтение бумаги, механические повреждения, разрывы, пятна. Бумага — абсорбирует на себя из окружающей среды загрязнения, становится рыхлой, хрупкой и нуждается в реставрации.

Вот эта работа — уникальная не только тем, что обычно офорт это всё-таки портрет, а это пейзажная работа, но и для реставраторов она оказалось уникальной по тем работам, который с ней были проведены. У неё был утрачен угол, в одном месте был разрыв, её пришлось сдублирована на толстый бурый картон и для того, чтобы начать реставрацию надо было освободить её от картона, который сам по себе разрушал бумагу.

мария новикова-охонская,.корреспондент:
На выставке представлены и репродукции со знаменитых портретов Пушкина, Толстого, картин Рембрандта. Важно помнить, что офорты выставляются на небольшой период времени, потому что как говорят специалисты — бумага должна отдыхать. До конца июля есть возможность увидеть эти шедевры.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
На выставке представлено более 200 работ. Почему расцвет именно русского офорта пришёлся на середину XIX- начало XX века, хотя в Европе техника появилась ещё в XVI веке?
ЮЛИЯ ШАРОВСКАЯ,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
У нас долгое время офорт выполнял роль дополнения к резцовой гравюре, когда нужно было её чем-то украсить и немножко оживить. В 20-е годы XIX века заинтересовались техникой офорта благодаря её воздушности, лёгкости. Начинающие гравёры пробовали себя в офорте и находили возможность продолжать в нём работать, потому что эта техника привлекала большими возможностями.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
А такие художники, как Шишкин, Репин, Серов, чьи работы тоже представлены на экспозиции, как-то по-новому раскрылись в этой технике?
ГАЛИНА МИРОЛЮБОВА,куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения:
Конечно. У всех маломальски значимых художников, а тем более у таких великих, много времени уделяется рисунку, который долго выполнял подсобную работу в виде эскизного наброска. К середине XIX века оригинальный рисунок выходит на первый план, приобретает самостоятельное ценное звучание. Офорт следует оригинальному рисунку и даёт новые возможности, отличающие его от оригинала. Поэтому мастера-живописцы брали в руки офортную иглу, оставив нам замечательные образцы этого искусства. Они уже умели работать не только на основе линейной штриховки, но использовали и новые манеры, добавляющие живописности. Придавали своим офортным работам такое особое, тональное, элитарное звучание.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
На выставке представлены и инструменты техники офорта, и даже станок?
ЮЛИЯ ШАРОВСКАЯ,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Благодаря нашему другу Олегу Юрьевичу Яхнину на нашей выставке появились эти экспонаты – инструменты из его коллекции, которыми он сам пользуется, а также его офортные доски.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Сколько времени занимает работа над офортом?
ЮЛИЯ ШАРОВСКАЯ,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Нужно подготовить доску, накатать на неё грунт, прокоптить его, потом сесть за световой столик и спокойно сделать рисунок.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Выставка будет представлена в Эрмитаже до 25 июля.