Гость: Марина Шульц, заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.
Василий Киров,ведущий: Телеканал «Санкт-Петербург» продолжает большой культурный проект «Эрмитаж. Говорим и показываем». Сегодня мы расскажем об очередной премьере Эрмитажа в рамках проекта «Скульптура в Большом дворе». Этот проект существует 14 лет. Раз в год к нам привозят различные современные скульптуры. Интересно, как всё началось тогда на заре, 14 лет назад?
Марина Шульц,заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: Первая скульптура оказалась в Эрмитаже в 2001 году, это была работа Луизы Буржуа. Так что в этом году у нас по сути 20-летие проекта. Тогда Эрмитаж только начинал свою деятельность в области современного искусства. Мы посчитали важным устраивать горожанам показы произведений современных авторов не только внутри музея, но и снаружи – в Большом дворе, там, где зрители впервые встречаются с музеем, стоят в очереди, готовятся к посещению или отдыхают после него. Вот здесь как раз у них есть возможность посмотреть на работы современных зарубежных скульпторов.
Людмила Ширяева,ведущая: Эрмитаж каждый раз представляет зрителю разные жанры и направления искусства. Мы помним иллюзорность Карлотты и гигантского Будду. А как Эрмитаж выбирает авторов – современных художников, которых он представит зрителю? Какой отклик произведение должно найти у куратора выставки, того, кто приглашает?
Марина Шульц,заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: Мы стараемся выбирать самые разные примеры, чтобы дать нашим зрителям возможность представить общий срез того, что происходит во всём мире в области современной скульптуры. Соответственно это могут быть абстрактные работы или наоборот гиперреалистичные, из самых разных материалов (мрамора, металла, дерева, пластика). Наши проекты делятся на три основных группы. Иногда мы показываем скульптуру, которая соответствует той выставке, которая идёт сейчас внутри музея. Иногда мы показываем работу автора, чьё творчество по какой-то причине не можем показать полностью, но можем представить в виде одной скульптуры. А иногда скульптура – первое знакомство с художником, после которого последует его монографическая выставка.
Людмила Ширяева,ведущая: Скульптура «Всадник», выставленная сейчас в Большом дворе Эрмитажа, очень реалистична. Такое ощущение, что этот всадник сейчас оживёт. Как скульптору удаётся достигать такой реалистичности? В каком жанре создана скульптура?
Марина Шульц,заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: С одной стороны, действительно скульптура реалистична, как и все работы Ханса Оп де Бека. Возникает ощущение, что это замер живой человек. Но с другой стороны, общее настроение работ Ханса Оп де Бека как раз подсказывает нам, что речь идёт наоборот о чём-то нематериальном, нереальном, это такое пространство снов или каких-то фантазий, это тени. Возможно, тени людей, которые жили когда-то давно и ушли в другое пространство, от них осталась только какая-то оболочка.
Василий Киров,ведущий: Мы привыкли воспринимать всадника на коне с мечом, а тут у него на плече сидит обезьянка с зонтиком. Это очень символично. Фактически это всадник мира?
Марина Шульц,заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: Более того, эту скульптуру нельзя рассматривать как конный монумент, как того же Медного всадника, хотя ассоциации возникают. Скорее всего изображён обычный человек, и речь не идёт о легендарной личности. Это разговор о нас с вами, нашей жизни.
Василий Киров,ведущий: Каждый человек может представить себя на этом коне на месте этого всадника со своими какими-то мотивациями. Но Ханс Оп де Бек – интерьерный автор, как удалось перенести его работу на улицу?
Марина Шульц,заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: Мы давно интересуемся его творчеством, следим за развитием этого художника. Чаще всего он действительно выставляется внутри музеев и галерей. Но нам как раз интересно было представить его на улице в Большом дворе. Для Ханса Оп де Бека это первый опыт представления его работы на улице. Нам было предложено несколько вариантов, в итоге мы остановили свой выбор на «Всаднике». Как нам кажется, он неплохо вписался в пространство Большого двора Эрмитажа.