В гостях у программы «Эрмитаж. Говорим и показываем» Наталья Некрасова, куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа».
Тимофей Зудин,ведущий: К 80-летию отдела русской культуры Государственного Эрмитажа в мае этого года состоялось открытие выставки «Православные церковные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа». Экспозиция представлена в новом зале музея, открытом после реставрации в Малой церкви Зимнего дворца.
Ксения Бобрикова,ведущая: Как собирались эти церковные облачения?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»: Наша коллекция сформирована в результате на самом деле печальных событий. В результате разорения церковных ризниц, которые происходили после революции 1917 года. У нас оказались совершенно замечательные памятники из разных духовных центров России, музеев, ризниц Санкт-Петербургских соборов. Но среди этих предметов, как ни печально, меньше всего текстильных памятников из собственных ризниц нашего придворного собора. Люди, которые занимались систематизацией этих памятников, вынуждены были записывать их под скрытными именами. В документах их теперь сложно найти.
Ксения Бобрикова,ведущая: А что можно увидеть на выставке?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»: На выставке мы представили все виды богослужебных облачений, которые применяются в практике православного богослужения. Повседневных облачений на выставке нет, представлены только парадные облачения. У нас есть два облачения из набойки, они могли использоваться и как повседневные, и как парадные, но только потому, что это облачения из небогатых ризниц.
Ксения Бобрикова,ведущая: Какие использовались ткани?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»: Эта тема как раз очень хорошо раскрывается на нашей выставке, потому что в XVII веке и раньше для изготовления облачений использовались восточные, иногда западноевропейские ткани, то есть, говоря простым языком, басурманские. А уже с XVIII века с развитием промышленной ситуации и появлением российских мануфактур постепенно вводятся новые ткани. В XIX веке происходит ещё более интересная вещь – специализация производства, когда начинают производить ткани непосредственно для церкви с соответствующей символикой и узором. Церковная ткань становится самостоятельным предметом изготовления. Церковь бережно хранит традиции золотошвейного шитья. Стилистика и композиция шитья менялись, а техника оставалась, совершенствовалась и продолжала украшать наши шедевры.
Варвара Фёдорова,корреспондент: Техника золотого шитья, о которой вы как раз сейчас говорили, представлена на выставке «Православные церковные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа» . Это облачение священника, перешитое из подвенечного платья императрицы Александры Фёдоровны — уникальный экспонат.
Ирина Кузнецова,старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Действительно издавна существовала на Руси такая традиция, она встречается, начиная с XVII века и наблюдается до века XIX, — передачи нарядов высшей знати в храмы. Потому что эти платья шились из дорогих тканей, с великолепной отделкой, высоко ценились, но носились один-два раза, а подвенечные платья вообще использовались всего один раз для церемониала.
Пожалованы могли быть не только платья, это могли быть ткани, например китайские, или завесы, всё, что угодно. Конечно передача платьев, это каждый раз уникальная интересная история. Вот это облачение было перешито из подвенечного платья императрицы Александры Фёдоровны. В 1817 году император Николай I вступил в брак с дочерью Прусского короля и тогда для церемонии бракосочетания было исполнено уникальное платье с дивной вышивкой в господствующем тогда стиле классицизм, оно было использовано один раз, потом хранилось в одном из сундуков царской семьи и в 1842 году оно было пожаловано в один из храмов и перешито на вот такое дивной красоты церковное облачение. Вообще такая традиция отчасти объясняет почему не сохранились до нашего времени парадные платья императриц Елизаветы Петровны или Екатерины II.
Варвара Фёдорова,корреспондент: А вот это облачение очень богато украшено деталями. Наверное, у каждой есть некий свой смысл?
Ирина Кузнецова,старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: В церковном облачении каждая деталь имеет символический смысл, но вот в этом облачении настолько богатая отделка, что не видно самой ткани. Вот здесь в центре мы можем видеть знак ордена Александра Невского — одного из наиболее чтимых орденов Российской империи, и им награждались не только светские лица, но и духовные, и в этом случае священнослужитель имел право заказать облачение со знаком этого ордена.
Тимофей Зудин,ведущий: Как за три века изменились церковные облачения?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»: Прежде всего речь идёт о тканях и способах отделки. Форма облачения практически не менялась за исключением такой детали, как передняя пола фелони. С течением времени она потихонечку поднималась, потому что во время богослужебного действия изначально приподнятие фелони имело большой смысл. Но уже в XIX веке мы не встречаем фелони с длинным передним краем. Ещё к концу XIX века окончательно складывается традиция украшать церковь текстилем единого образца с одним рисунком из одной и той же ткани: и облачение, и всё текстильное убранство самой церкви.
Ксения Бобрикова,ведущая: Президент Владимир Путин подарил вашему отделу литургический набор для совершения в хористе. Кому этот набор принадлежал раньше?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»: По легенде этот набор принадлежал одной из дочерей Александра II, и, конечно, это большая честь и счастье получить такой замечательный памятник в фонды Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова,ведущая: Выставка открыта в Малой церкви Эрмитажа, закрытой после 1917 года. Теперь после реставрационных работ там проходят и выставки?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»: Спустя несколько лет после революции 1917 года церковь была передана организации для проведения лекций рабочим. Им был неудобен иконостас, они его разобрали. И, как водилось в то время, исходя из политических представлений, этот иконостас посчитали не представляющим художественной ценности. Его разобрали, и следов теперь практически не найти. Считается, что сохранилось две иконы, но они находятся в фондах Русского музея.