В гостях у программы «Утро в Петербурге» Вячеслав Фёдоров, заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Отделу истории русской культуры Государственного Эрмитажа исполняется 80 лет. Он появился в очень непростое время — в 1941 году.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Как формировался ваш отдел?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Благодаря Великой Октябрьской социалистической революции, когда были национализированы крупнейшие частные коллекции Строгановых, Шуваловых, Шереметьевых и так далее, в Русском музее был образован в 1918 году историко-бытовой отдел. Накануне войны пришла идея организовать специальное русское отделение при Государственном Эрмитаже. И вот 26 апреля 1941 года был подписан указ о его образовании. Туда были переведены коллекции из Русского музея, но это не значит, что они были единственными русскими коллекциями в Эрмитаже. Всё началось гораздо раньше – с Петра I и Екатерины II, особенно мы благодарны императрице.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
А как эти коллекции существовали? Они были не выделены в отдельное направление?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Ну, почему же. Когда они были частными, то была мешанина и западного, и русского, и восточного. После революции их уже стали делить по национальной принадлежности. Русскую часть было решено отдать в Эрмитаж. Таким образом, идея формирования Эрмитажа, как универсального музея в том виде, который мы сейчас имеем, стала облекаться в конкретные формы.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
С какими достижениями отдел русской культуры подошёл к своему 80-летию?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Первое достижение в том, что мы существуем и развиваемся. А также в том, что у нас сейчас заканчивается формирование всех русских экспозиций (они разные, их много), начиная с истории Древнерусского государства и кончая современным искусством. Эти экспозиции – самое главное наше достижение, потому что это тот предмет, то направление, которое напрямую связано с посетителями, для которых мы и существуем. Ещё одно достижение в том, что мы имеем возможность организовывать временные выставки. Это раскрытие фондов, знакомство с новыми коллекциями и отдельными экспонатами.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Зимний дворец Петра I тоже ведь достижение?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Зимний дворец Петра I – это вообще уникальное явление не только в Эрмитаже и не только в Петербурге, но и в России, и в мире. Потому что на месте зимнего дворца Петра, а их было 6, и они были снесены в своё время, Екатериной II был построен Эрмитажный театр. Наши Эрмитажные археологи начали раскопки под сценой Эрмитажного театра и обнаружили там не только кладку, фундаменты первых дворцов, но и фрагменты интерьеров. Было решено сделать такую реконструкцию. Пусть частично, ведь это не значит, что мы полностью восстановили дворец Петра I, конечно, нет. Но какие-то части восстановили. Уникальность этого проекта в том, что сейчас он существует прямо под сценой Эрмитажного театра. Об этом как-то мало знают, хотя мы стараемся пропагандировать. Это совершенно уникальная экспозиция. Тем более, что она связана с основателем Петербурга.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
С чего лучше начать знакомство с вашим отделом?
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Может с экспозиции русской культуры второй половины XVIII века?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Начать знакомство надо с самого Зимнего дворца, потому что это и есть русская культура. Вся, со всеми экспозициями. А экспозиция русской культуры второй половины XVIII века, безусловно, ключевая, потому что она в большей части посвящена Екатерине II – основательнице Эрмитажа. Естественно, мы не могли пропустить такое имя, и практически её времени экспозиция и посвящена. Она прекрасна, одна из лучших.
Варвара Фёдорова,корреспондент:
Из десятков тысяч экспонатов, которые насчитывает Отдел истории русской культуры, мы решили остановиться на тех, с которых началась история не только этого отдела, но и в принципе самого музея, ещё со времён Екатерины II. Одним из символов того времени можно назвать уникальную тульскую сталь.
Наталья Гусева,заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:

Представители императорской фамилии этими предметами скорее всего не столько пользовались, сколько ими любовались. Изделия из тульской стали отделаны как драгоценные материалы.

Посмотрите на каждый из этих мельчайших гвоздиков, каждый их них гранили, как настоящий бриллиант. Поэтому ножки этого столка, сияют как драгоценное изделия. И Екатерина Вторая очень любила искусство тульских злато-кузнецов. Мы их знаем, как прекрасных оружейников, а они, во второй половине XVIII века, как тогда писали — на досуге и для души, занимались изготовлением вот таких игольниц, драгоценных ларчиков, кубков с крышками и даже шахмат. Посмотрите, каждая из этих маленьких фигурок достойна увеличения и рассматривания каждой со всех сторон.

Почему они злато-кузнецы, потому что здесь есть и работы по золоту — золочёный металл и золочёная бронза украшают каждое из этих изделий. И поэтому Екатерина многие из этих предметов помещала сразу в галерею драгоценностей и ставила их наряду с западноевропейскими шедеврами. Вот отсюда и идёт начала уникальной коллекции Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Эрмитаж обладает большим собранием русских икон. В прошлом году открылась выставка, посвящённая русской иконописи XIII-XVIII веков. С работами каких иконописных школ можно познакомиться на этой выставке?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Наша коллекция русских икон – не самая крупная в мире, но она уникальна тем, что практически вся сформирована на безе археологических и этнографических экспедиций, которые проводили наши сотрудники в 50-70-е годы. В этом отношении мы сильно отличаемся от всех других собраний иконописи в стране. У нас очень хорошо представлены северные школы иконописи из тех мест, которые были вокруг Петербурга. Великолепные символы нашей иконописи – это иконы XIII века. Много икон спасено из церквей, потому что ходили по руинам, вытаскивая их из-под развалов. Представляете, в каком они были состоянии. Реставраторами проведена колоссальная работа, которая, по-моему, не закончится никогда. Но сама коллекция настолько интересна, настолько замечательна своей целостностью. И самое главное, что практически вся собрана руками наших сотрудников.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
И также руками ваших сотрудников произошла реставрация храма Зимнего дворца?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Это была наша мечта к 250-летию со дня рождения Эрмитажа. Большой собор был открыт. Растрелли во всём своём великолепии. Восстановлено практически всё, что было при нём.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
2021 год – это год 800-летия святого благоверного князя Александра Невского. Наш телеканал поддерживает все мероприятия и события, которые связаны с его именем. И как раз ближайший крупный проект отдела истории русской культуры – это выставка «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика»?
ВЯЧЕСЛАВ ФЁДОРОВ,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Выставка действительно посвящена 800-летию со дня рождения Александра Невского. Для нас это не просто имя. Для Эрмитажа оно напрямую связано с Петром I, по указу которого мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру, и он стал покровителем Петербурга, одним из главных святых России. Так получилось, что в Эрмитаже много памятников, освящённых именем Александра Невского. Это иконы и прикладное искусство. Его облики можно встретить и на фарфоре, и где угодно. Для нас очень важно, что выставка, которую мы сейчас делаем, полностью на основе тех экспонатов, которые мы сами и храним. А в центре, конечно, серебряное надгробие – уникальное явление в русской культуре. Это дело рук Елизаветы Петровны – дочери Петра I. Но в данном случае императрица не только таким образом увековечила само имя Александра Невского в таком великолепном памятнике, но тем самым она ещё и почтила память своего отца, потому что в основе сюжетов гробницы – военные подвиги. В какой-то степени это военный памятник, памятник славе русского народа, русской истории, русского воинства. Пётр I не случайно сделал Александра Невского главным святым Петербурга. Ведь шла война со Швецией.