Андрей Смирнов,ведущий: 2021 год объявлен Президентом России Годом Александра Невского в честь 800-летия со дня его рождения. Министерство культуры России отреставрирует 10 объектов. В числе ключевых локаций — проектирование и реставрация объектов ансамбля Александро-Невской лавры в Петербурге, с которой и связано становление государственного культа Александра Невского — и всё благодаря Петру I. Давайте вспомним, как это было.
История Александро-Невской Лавры
Андрей Смирнов,ведущий: До середины XIX века река Монастырка называлась Чёрная речка. В самый разгар Северной войны со шведами царь Пётр I в июле 1710 года, осмотрев место, где Чёрная речка впадает в Неву, повелел заложить именно здесь мужской монастырь во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского. Основатель Петербурга действовал политически грамотно. Он подвёл под строительство новой столицы Русского государства мощную идеологическую базу в лице особо почитаемого святого. Пётр видел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его покровительство основанный им на берегах Невы город. Место для строительства монастыря Пётр I выбрал не случайно. Царь объявил, что именно здесь, как тогда считалось, князь Александр Ярославович одержал свою победу над шведскими рыцарями во время легендарной Невской битвы 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в самый разгар петровской войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Позже историками было доказано, что бой произошёл выше по течению Невы, в устье реки Ижоры.
Официальной датой основания Александро-Невского монастыря считается день освящения первой деревянной Благовещенской церкви. Это произошло 7 апреля 1713 года. Спустя несколько лет Доменико Трезини разработает проект всего комплекса. Невский монастырь виделся архитектору как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Чёрной речкой. Одновременно это был дополнительный форпост на юго-востоке новой столицы, спроектированный по правилам фортификационного искусства. От монастыря к Петербургу планировалось проложить широкую дорогу — «Невскую першпективу», будущий Невский проспект.
Место Троицкого собора в монастыре было определено первоначальной задумкой Трезини: именно к этой точке и планировалось прокладывать Невский проспект. Представитель барокко немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект грандиозного сооружения с двумя высокими колокольнями, увенчанными шпилями. Троицкий собор успели заложить ещё при Петре I в 1722 году, но достроили его лишь при Анне Иоанновне, причём здание сразу же покрылось трещинами и в середине XVIII века его разобрали. Современный собор появился во времена Екатерины II, которая в 1776 году утвердила проект архитектора Ивана Старова. Строительство продолжалось 14 лет и 12 сентября 1790 года в день святого благоверного князя Александра Невского в присутствии императрицы митрополит Гавриил освятил собор.
12 сентября — знаковая дата для всего монастыря. В этот день в 1721 году был подписан Ништадтский мирный договор между Русским царством и Шведским королевством, завершивший 20-летнюю Северную войну. В тот же день Пётр I приказал перенести в Александро-Невский монастырь из Владимира мощи великого князя. В годовщину заключения победоносного Ништадтского мира император лично внёс мощи в Благовещенскую церковь. По преданию, на последнем отрезке пути от Ижоры до Чёрной речки Пётр сам правил галерой с драгоценным грузом. Останки святого князя сделались главной святыней новой столицы России.
Статус лавры, в переводе с греческого — многолюдный монастырь, Александро-Невскому православному комплексу пожаловал император Павел I. В 30-ые годы прошлого века при советской власти местные монастыри и церкви планомерно закрывались. Возрождать монашескую жизнь здесь начали только в 1996 году. Ну а сегодня лавру не редко называют сердцем Петербурга.
Андрей Смирнов,ведущий: Напомню, что стараниями Петра I святой князь вот уже 300 с лишним лет является небесным покровителем Петербурга, поэтому не удивительно, что в этом году именно наш город стал центром основных празднований в честь героя истории Средневековой Руси. Основные торжества и крестный ход в Северной столице пройдут 12 сентября — в День памяти святого благоверного князя Александра Невского. Ну а в день его рождения в мае состоится грандиозный телемост «Александр Невский. Начало» в эфире телеканала «Санкт-Петербург».
Недавно в Президентской библиотеке обсудили взаимодействие различных общественных институтов в процессе увековечивания памяти Александра Невского. В юбилейный год церковь и власть вместе попробуют объяснить молодому поколению, почему личность святого благоверного князя становилась своего рода цементирующим элементом русского общества в разные периоды нашей истории. Готовится, например, совместный проект — духовно-патриотический фестиваль на месте молебна князя перед Невской битвой, в деревне Пустынка Тосненского района Ленинградской области.
Андрей Смирнов,ведущий: Тем временем многие регионы России присоединяются к празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского. Везде своя региональная специфика. В рамках фестиваля «Дни Александра Невского в Калининграде» в областном историко-художественном музее открылась выставка «Князь Александр Невский».
Новая экспозиция подготовлена Музеем-заповедником «Куликово поле» совместно с художником Военно-исторического музея артиллерии Евгением Емельяновым из Петербурга. На выставке, которая работает до 19 апреля, можно узнать, как символ стойкости и преданности родной стране воплотился в искусстве и не только.
Андрей Смирнов,ведущий: На этой неделе в Псковском областном колледже искусств им. Н. А. Римского-Корсакова прошла Международная научно-практическая конференция «Древнерусская история в музыкальных произведениях», также приуроченная к 800-летию Александра Невского.
В онлайн-формате участники конференции обсудили русское музыкальное искусство различных направлений – от академической музыки и фольклора до древнерусского певческого искусства.
Андрей Смирнов,ведущий: Родина Великого князя — современная Ярославская область станет одной из главных площадок празднования юбилея.
В региональном плане — 55 мероприятий, среди которых восстановление Спасо-Преображенского собора и памятника Александру Невскому в Переславле-Залесском, древнем городе, где будущий князь и появился на свет. Также здесь пройдут форум «Александрова гора», фотоконкурс «Родина Александра Невского», кинофестиваль «Свет миру. Дети — 2021» и многое другое.
Андрей Смирнов,ведущий: Говоря о значении такой масштабной личности в истории, невозможно не касаться образа князя в массовой культуре. Культовый фильм Сергея Эйзенштейна в этом году пересмотрит, наверное, каждый из нас, причём по несколько раз. Хорошо ли мы знаем, каким был этот исторический персонаж, каким он предстаёт нам в искусстве? Вот этой теме посвящена только что изданная книга-альбом заведующего иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры — Дмитрия Мироненко.
Презентация книги Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — XXI веков»
Юля Чеснокова,корреспондент: Александр Невский — национальный русский герой. Кажется, в России каждый знает, как выглядел этот благоверный князь. Однако, вот парадокс, ни одного прижизненного изображения Александра Невского не существует. Как же тогда на протяжении веков складывался образ этого легендарного человека?
В источниках встречается крайне мало описаний внешности Александра Невского. В XIII веке неизвестный автор отмечал красоту его лица, силу, как у Самсона, и мощный голос. А в XVI веке иконописцы изображали святого с бородой, широкими плечами и кудрями. Исторических свидетельств не так уж и много.
Дмитрий Мироненко,заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры, кандидат искусствоведения: Но лицо мы всегда узнаем. Даже беглого взгляда на памятник Александра Невского, на гравюру, на картину, на икону каждому из нас будет достаточно, чтобы сразу так ойкнуло что-то в сердце: Александр Невский, наверное. Потом вчитались — да, Александр Невский, конечно, это он.
А вот одеяния князя всегда были разными. На первых иконах его изображали чаще всего в монашеских одеждах, ведь перед смертью Александр Невский принял схиму. Но с приходом к власти Петра Великого на первый план выходит роль полководца. И облачать князя стали по высшей монаршей моде того времени.
Дмитрий Мироненко,заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры, кандидат искусствоведения: Вот, казалось бы, Александр Невский сам боролся с рыцарями тевтонами. А в XVIII веке мы его уже можем увидеть облачённого в рыцарские латы, в рыцарскую мантию. У него даже в ногах может стоять, знаете, такой с перьями рыцарский шлем. Вот такие парадоксы происходят.
Накануне Великой Отечественной войны этот образ князя-победителя оказался востребован как никогда. И огромную роль в его формировании сыграл фильм Сергея Эйзенштейна 1938 года.
Дмитрий Мироненко,заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры, кандидат искусствоведения: Он стал таким высокохудожественным плакатом, воодушевляющим людей на защиту Отечества. И Александр Невский там предстаёт не императором, не князем, а таким национальным лидером, который объединяет народ.
Роль Александра Невского в фильме исполнил ленинградский актёр Николай Черкасов. До сих пор многие представляют себе князя именно с его внешностью. Впрочем, не теряет своей популярности святой князь и в XXI веке. Например, на юбилейных медалях, выпущенных Санкт-Петербургским Монетным двором, в этом году изображён полководец и города, с которыми была связана судьба Александра Невского. В Переславле-Залесском князь родился, в Великом Новгороде начинал свой путь, во Владимире был погребён, а в Петербург были перенесены мощи святого. И сегодня благочестивый князь Александр Невский — небесный покровитель Северной столицы.
Андрей Смирнов,ведущий: В Ставрополе краевая детская библиотека имени Екимцева создала электронный ресурс «Великий князь Александр Невский». Личность непобедимого полководца всегда волновала воображение писателей, художников, скульпторов, режиссёров и музыкантов, поэтому на сайте библиотеки представлен образ Александра Невского в русской скульптуре, живописи, музыке и кинематографе. Как известно, о реальной внешности князя мы можем только догадываться. Сколько художников — столько и вариантов.
Картина-икона Александра Невского
Сергей Подлесный,старший научный сотрудник Государственного музея истории религии: Князя Александра изображали как в живописи, так и в иконописи. Перед нами картина-икона. Неизвестный художник, но он ориентировался на достаточно распространённые изображения художника первой половины XIX века Василия Шебуева. Шебуев нарисовал несколько изображений святого князя Александра Невского. Они стали буквально каноническими, широко распространёнными, традиционными. В данном случае, художник наш неизвестный, апеллировал к работам Шебуева, но подошёл достаточно вольно. Он развернул князя немножко в другую сторону, руки по-другому сложил в молитвенной позе, они вверх обращены, к чему-то более возвышенному. В Древний русский период иконы с изображением князя Александра Невского давали нам образ князя как образ монаха. И только со времён Петра, который собственно и поднял почитание и культ Александра Невского на такую высоту, мы встречаем уже изображение князя Александра Невского в княжеских одеждах, княжеских облачениях, как действительно полноценную царствующую персону. Сам Пётр I видел себя прямым продолжателем дела Александра Невского. То, что начал Александр, Пётр как бы заканчивал. Александр воевал на берегах Невы, Пётр воевал здесь, он вернул невские берега в состав России. В изображениях Пётр и хотел видеть не просто молитвенный подвиг князя, но в первую очередь подвиг царствующий, подвиг княжеский, подвиг полководца. Отсюда и особый указ — при Петре I изображать князя Александра Невского строго, чётко, только в княжеских облачениях.
Андрей Смирнов,ведущий: Сыну переславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича довелось жить и править в один из самых драматичных периодов русской истории — в середине XIII века, когда Русь подверглась удару с востока — нашествие татаро-монголов, и с запада — шведские и немецкие рыцари, плюс попытки Ватикана насадить католичество. Александр Невский уберёг подведомственные ему княжества от полного уничтожения, стал родоначальником линии московских государей и великим покровителем православной церкви.
Небесный покровитель Санкт-Петербурга. Памятник Александру Невскому
Словно былинный богатырь, простирает руку над городом князь Александр Невский, обещая Санкт-Петербургу свою защиту. Уже больше трёх веков святой является небесным покровителем города на Неве, но памятник ему на площади перед Лаврой, появился только в 2002 году. Молодой, но уже успешный полководец, идеальный герой, символ воинского и духовного служения Отечеству. Не случайно облачение князя отсылает нас к русской иконописи, к образу Георгия Победоносца. Валентин Козенюк изобразил благоверного князя в возрасте 19 лет, считается, что столько было Александру Ярославичу, когда состоялась знаменитая Невская битва, давшая ему второе почётное имя. На постаменте из розового гранита два барельефа. На одном изображён поединок князя с предводителем шведского войска, на другом — перенесение мощей святого в Александро-Невский монастырь. В этот день — 12 сентября — ежегодно совершается общегородской крестный ход в честь одного из самых почитаемых русских святых.
Андрей Смирнов,ведущий: 5 марта могло бы завершиться голосование жителей Москвы на платформе «Активный гражданин», где выбирали кому из исторических деятелей установить памятник на Лубянской площади. По предварительным данным, лидировал в голосовании Александр Невский. Пока, как заявили власти Москвы, площадь останется в прежнем виде. Кстати, в столице до сих пор нет персонального памятника святому князю, хотя история возвышения Москвы начинается именно с его младшего сына — великого князя Даниила Александровича.