МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
Сегодня в центре внимания выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020». Этот грандиозный проект был представлен публике в декабре прошлого года. Он приурочен к 500–летию со дня смерти Рафаэля Санти.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Линия Рафаэля – это ведь не просто словосочетание, а концепция выставки?
ВАСИЛИЙ УСПЕНСКИЙ,куратор выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020»:
Безусловно. Линия – это выражение некой связи, традиции, похоже на генеалогическую линию. Когда есть некий прародитель и его потомки через века. Выставка про взаимосвязи. Дополнительный смысл — красота, как линия искусства Рафаэля.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
И каких художников соединила его линия?
ВАСИЛИЙ УСПЕНСКИЙ,куратор выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020»:
Самых разных: от классиков до современников. Интересно, что с Рафаэлем взаимодействовали даже антиклассические художники. У нас на выставке и картины так развешаны: классические справа, а экспериментальные слева.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Как же взаимосвязаны с Рафаэлем конкурирующие, неклассические художники?
ВАСИЛИЙ УСПЕНСКИЙ,куратор выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020»:
Все соотносились так или иначе с Рафаэлем, потому что он был центром, солнцем европейского искусства. Такой точкой отсчёта, константой. Показательно, что после смерти Рафаэля буквально на следующий день некоторые начали сравнивать его с Христом. На том основании, что он умер в Страстную пятницу. Поэтому сказали: «Ты умер в один день с Христом. Он – бог всего сущего, ты – бог искусства». Рафаэль действительно был богом искусства. Его можно отрицать, над ним можно иронизировать (и такие примеры тоже есть на выставке), но игнорировать его было невозможно. Настолько он был центральной фигурой. Поэтому разные художники с ним взаимодействовали. У нас представлен весь спектр реакций от подражания до отрицания, иронии и игры.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
Мы можем ознакомиться с творчеством Рафаэля и других титанов искусства, потому что существуют качественные репродукции. А в XVII – XVIII веках, чтобы увидеть Сикстинскую мадонну надо было ехать в Дрезден?
ВАСИЛИЙ УСПЕНСКИЙ,куратор выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020»:
Единственным способом тиражирования изображений были гравюры. И Рафаэля знали в основном по ним. Его картины можно было увидеть во Флоренции, но зачастую они были в частных коллекциях и труднодоступны. Большинство художников и людей судили об искусстве по гравюрам. Они были как правило чёрно-белые. Гравюры хранились в альбомах и могли копироваться.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Как линия Рафаэля прослеживается в автопортретах последующих поколений?
ВАСИЛИЙ УСПЕНСКИЙ,куратор выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020»:
Это отдельный интереснейший сюжет. Потому что многие художники уподобляли свои автопортреты автопортретам Рафаэля, тем самым выражая некую преемственность. На автопортрете Ван Дейка, например, есть цитата из автопортрета Рафаэля – знаменитая рука. С помощью этой цитаты Ван Дейк показывает нам, что он наследует грацию от Рафаэля.