Единая карта петербуржца в прошлом году – это новый городской проект, а уже сегодня большинство горожан не могут представить свою жизнь без этого пластика. Всего лишь одна карта, а столько возможностей: и медицинский полис, и банковская карта, и скидочная система. Как и все успешные проекты, «Единая карта петербуржца» тоже постоянно совершенствуется. Сделать все возможное, чтобы городская среда стала еще комфортнее, – задача, которая находится под особым губернаторским контролем.
Чтобы убедиться в преимуществах карты, достаточно просто зайти в метро.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Если пользоваться Картой петербуржца как проездным билетом и оплачивать проезд банковской картой, которая вшита в нее, то по ней проезд будет стоить не 55 рублей, а всего 36».
Специальный тариф ЕКП субсидирует партнер проекта – национальная платежная система «МИР». Уже совершено более 12 млн. поездок. Потенциальная сумма компенсаций составила более 220 млн. рублей. Договоренность сохранится и на следующий год. Метрополитен будет получать компенсацию. С января запускается новый проект ЕКП «МИР-токинг», который будет дешевле «Подорожника» на 8 рублей. И, например, при тарифе подорожника в 41 рубль, тариф по «ЕКП-токинг» составит 33 рубля. Здесь речь идет об оплате проезда в метро с использованием телефона, через приложение МИР-pay. Правда, сервис будет доступен для всех телефонов, кроме «Айфонов». Клиенты «Сбербанка» могут воспользоваться этим сервисом с начала года, чуть позже по технической готовности банка.
Валерий Москаленко,председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга: «Сегодня основной интерес людей в получении карты – это ее возможности в потребительском сегменте: торговля, общепит, транспорт. Ограничения текущего года в секторах из-за пандемии сказались и на замедлении динамики спроса. С одной стороны, это дело времени, динамика восстановится, а с другой – для поддержания интереса нужны новые сервисы и направления, в том числе и цифровые. Отношение петербуржцев к проекту спустя полгода и полтора года: в октябре 2019 года 58 % опрошенных относились к проекту положительно, в сентябре 20-го положительно оценивают уже 66%».
Специальный тариф на проезд в метро – приятный бонус и далеко не самый последний в списке возможностей, которым обладает ЕКП. Родителям школьников она расскажет, как пообедал ребенок и во сколько пришел на занятия. В театре и музее даст скидку на билет. На ней можно держать деньги, снимать, пополнять счет — этой карты будет достаточно для того, чтобы записаться на прием к врачу. Оформление и выдача карт началась в прошлом году, а уже сегодня ЕКП пользуется каждый пятый житель города. Еженедельно регистрируют больше десяти тысяч заявок. Это и есть самый лучший показатель того, что городская инициатива оказалась успешной.
Петербургский международный экономический форум 2018 года можно считать местом рождения «Единой карты петербуржца». Именно там были подписаны все необходимые документы — соглашения банков с правительством города. От проекта до реализации прошло всего полгода. 8 мая 2019 года первые карты торжественно вручили ветеранам и блокадникам. С этого момента пенсионеры и ветераны, которые оформили карту, в аптеке получают скидки на лекарства. Все льготы уже учтены, предъявлять кипу дополнительных документов не нужно. Медики по достоинству оценили возможности ЕКП. В регистратуре поликлиники нужно просто приложить карту к считывающему устройству, все данные тут же отобразятся на мониторе у сотрудника поликлиники.
Стоматологическая поликлиника №9 на Чайковского, 27 считается одной из лучших в стране. Именно здесь работают сразу два специалиста со званием Лучший врач России, по оценкам Министерства здравоохранения. Кабинеты с самым современным оборудованием, работает кафедра ортодонтии и ортопедии, детское отделение. К этим врачам идти не страшно. Все специалисты уже давно перешли на систему электронной подписи по «Единой карте петербуржца». Это тоже сильно экономит время и, безусловно, помогает в работе.
Александр Рубежов,главный врач поликлиники №9: «Для нас это определенный прорыв, мы с вами получили документ, который может идентифицировать пациента, ему не надо носить паспорт, полис. Он может предоставить «Единую карту петербуржца», считать ее в регистратуре, мы сразу идентифицируем пациента. По фотографии мы проверяем, что это именно этот человек. Также для докторов появилась совершенно уникальная возможность. Мы ввели электронную медицинскую карту. Но у нас были проблемы с подписью протоколов. Каждому доктору нужно было заказывать электронную цифровую подпись, это стоило определенных средств, для учреждения они не выделялись. Средств не хватало. Только определенные доктора имели эту подпись. Сейчас 100% докторов имеют такую карту, мы каждый протокол подписываем «Единой картой петербуржца», никаких проблем нет».
В одном только Центральном районе на данный момент принято и обработано 110 тысяч обращений на оформление карты, что показывает ее востребованность. Сейчас во всех поликлиниках района идет установка необходимого оборудования для считывания карт. До конца года в каждом медучреждении будут принимать карты. Также ЕКП предназначена не только для получения услуг, но и льготных лекарств, электронных рецептов.
Максим Мейксин,глава администрации Центрального района: «Алгоритм работы, на самом деле, очень простой. Есть специальные терминалы. Пациент прикладывает карту к специальному терминалу, происходит регистрация в системе, дальше оформляются все протоколы, карточки, начало осмотров, конец приема – полностью через прикладывание этой карты к терминалу. Не надо с собой носить огромное количество документов, не нужно носить с собой паспорт, не нужно носить полис, не нужно помнить свой СНИЛС – достаточно просто прийти и приложить карточку, все электронные услуги становятся доступны с помощью этой карты. Мне кажется, действительно, это очень удобно. Мы идем в такой хороший проект цифровизации именно здравоохранения, когда полностью все в электронном виде будет. Мало того, она же еще заменяет собой электронную подпись. При окончании, скажем, процедур, при завершении работы пациента с поликлиникой, он подписывает соответствующий протокол своей карточкой, завершает те процедуры, которые он совершал в поликлинике».
Медицина, особенно в пандемию, идет по пути цифровизации. Это очень, с одной стороны, ускоряет работу, с другой – сокращает время обслуживания пациентов, сокращает и время ожидания каких-либо услуг, которые раньше выписывали руками, сейчас фактически человек приложил карточку – и все.
Максим Мейксин,глава администрации Центрального района: «В перспективе это будет и возможность регистрации записи к врачу через портал Госуслуг с электронной подписью этой карточки. На самом деле, это действительно очень удобно. К 2024-му году мы планируем полностью завершить работу по цифровизации медицинского обслуживания. То есть фактически пациент, один раз приложив карточку, по сути, вся его история обращений, включая выписку в электронном виде больничных, выписку в электронном виде рецептов, получения их в аптеке – будет работать целостная система, которая позволит человеку при наличии одного документа, одной карточки полностью получать качественное обслуживание быстро, без дополнительных документов».
На сегодня 700 тысяч человек владеют «Единой картой петербуржца». Теперь ее могут оформить и военнослужащие, сотрудники МВД и других ведомств.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Проект развивается, особый упор сделан на различных сервисах и услугах, которые владельцы карт могут получить через личный кабинет или в мобильном приложении. Наши с вами сотрудники, почти большинство, имеют эти карты. Очень удобно пользоваться. Например, с помощью сервиса ЕКП «Льготы и социальный калькулятор» люди узнают информацию о существующих и доступных им мерах соцподдержки, это важно для нас. Хорошо наш социальный блок здесь отработал».
Сервис «Социальный калькулятор» запустили в сентябре. Любой человек, заполнив анкету на портале или в мобильном приложении, может получить информацию о том, на какую из мер соцподдержки социального кодекса он имеет право. Воспользовавшись услугой «Обратный звонок», человек в течение двух часов получит консультацию соцработника. Совместно с Комитетом по соцполитике интегрировали ЕКП с соцрегистром населения. Теперь владелец карты через раздел «Мои льготы» в мобильном приложении ЕКП видит, какие меры соцподдрежки ему назначены: их размер, срок действия и периодичность выплат. Право на выпуск Единой карты петербуржца есть у трех российских банков: «Санкт-Петербург», «Сбербанк» и ВТБ.
Карты отличаются только дизайном. У каждого банка свой рисунок. В остальном все одинаково. Внешне она похожа на обычную банковскую карту, только на обороте появилась цветная фотография владельца пластика. Полностью прописывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер полиса медицинского страхования, СНИЛС, номер транспортного приложения. И это, пожалуй, единственная открытая информация о держателе пластика. Все остальные персональные данные полностью зашифрованы и защищены.
Только за последнюю неделю поступило 700 тысяч заявок на оформление единой карты петербуржца. По статистике среди владельцев ЕКП 33% – мужчины, 67% – женщины. По возрастным группам: молодежь в возрасте до 24 лет – 8%, 25 – 65 лет – 78%, старше 65 лет – 14%. Из общего количества 86%, или 606 тысяч человек, – это жители Петербурга. 3%, или 21 тыс. человек, — это жители Ленинградской области. 77 тысяч, 11% от общего числа, это жители других регионов страны, которые постоянно проживают в городе.
Оформить карту может любой гражданин России. Необходимый перечень документов для подачи заявки: паспорт гражданина РФ, военный билет, СНИЛС, полис ОМС. Сфотографируют вас прямо в отделении банка, в течение 14 рабочих дней карта будет готова. Туда добавятся опции транспортного приложения и различных бонусов в виде скидок в магазины или музеи. Ко всем уже имеющимся бонусам присоединяется еще одна очень важная опция. Новый сервис мобильного приложения станет основной платформой для голосований и опросов жителей города.
Мобильное приложение ЕКП позволяет проводить опросы по конкретному району или муниципальному округу. Владельцы карты смогут оценить работу управляющей компании, медицинских, образовательных, спортивных учреждений.
Евгения Петрачкова,заместитель директора Государственного казенного учреждения «Центр Информационного сопровождения»: «Соответствующий исполнительный орган государственной власти может спросить у жителей, допустим, Московского района, как хорошо убирается снег в их дворах, получить информацию, сделать выводы по удовлетворенности, выполнить действия для решения ситуации. Чиновники могут спросить, насколько жители удовлетворены обслуживанием в конкретном медицинском учреждении, по конкретному адресу. И спросят они не у всех жителей Санкт-Петербурга, тогда опрос не будет иметь эффективной ценности, а у конкретных людей, которые обслуживаются в данном медучреждении».
За участие в опросах будут начисляться баллы, которые можно обменять на призы в системе «Городские благодарности». В перспективе активные петербуржцы смогут получить в подарок билеты в театр, музей, на спортивные мероприятия, сертификаты в магазины. В качестве поощрения им предоставят промо-коды к онлайн-кинотеатрам и библиотекам. Такого рода бонусы будут предложены с учетом всех противоэпидемических требований.
Евгения Петрачкова,заместитель директора Государственного казенного учреждения «Центр Информационного сопровождения»: «Для того чтобы принять участие в городских голосованиях посредством сервиса «Городской диалог», необходимо быть держателем «Единой карты петербуржца», авторизоваться на нашем портале, либо в мобильном приложении. Авторизоваться на портале можно при помощи номера-идентификатора, указанного на обратной стороне карты. Мы авторизированы, если бы на данный момент были доступны опросы или голосования, соответствующие моему цифровому профилю, то в личном кабинете у меня бы была возможность это увидеть. На сегодняшний момент пока таких опросов нет. Но мы можем заполнить дополнительную информацию о себе, за которую будут начислены приветственные баллы, которые мы можем в дальнейшем потратить в магазине поощрений».
Когда пользователь заполняет цифровой профиль, ему уже будет начислено 115 приветственных баллов, которые в дальнейшем он сможет потратить в магазине поощрений. Следующий статус «Специалист» присвоится, когда набирается 500 баллов. И высший статус «Профи» дается самым активным участникам проекта. Средняя стоимость подарков в магазине поощрений — от 100 до 2000 баллов. Чтобы воспользоваться ими, их нужно копить. В магазине поощрений есть сувениры, билеты в театр. Все это делается для того, чтобы как можно активнее жители города участвовали в его жизни.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Несколько лет прорабатывается проект единой карты, которая позволяла бы избавиться от всей бумажной волокиты, на которой, в том числе, зафиксированы все льготы, компенсации, которые положены ее обладателю. Это касается не только инвалидов, многодетных семей, но и всех жителей нашего города».
Интерес у горожан к этому новому для Петербурга проекту возник еще на этапе его обсуждения. О карте и ее возможностях говорили на форумах в интернете, сравнивали с похожими российскими и зарубежными системами. В Китае уже давно функционирует система социального рейтинга. Там за хорошие поступки начисляются баллы, за плохие – вычитаются. Если накопил много штрафов, попал под следствие — лишаешься льгот на образование и медицину. Есть сторонники этой системы, есть противники, но нигде, кроме Поднебесной, ее пока не внедрили. Наша система другая. Нацелена на продуктивный диалог жителей города с теми, от кого зависит то, как будет развиваться Петербург. Проект «Единая карта петербуржца» стал финалистом конкурса Smart City Awards. Это самый престижный международный конкурс проектов по направлению «Умные города». Всего на конкурсе было представлено более 100 проектов из 46 стран мира. Петербург впервые принял участие с проектом ЕКП и вошел в число финалистов. Международное жюри оценило вовлеченность жителей и перспективы развития идеи. Уже сегодня в кругу друзей ЕКП 296 партнеров. Это и продуктовые магазины, рестораны, магазины одежды и обуви, детские магазины. Пандемия показала, что путь цифровизации — единственно верный в сегодняшних реалиях, поэтому развивать подобные сервисы просто необходимо.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Будем расширять возможности Единой карты как инструмента доступа к государственным услугам, мерам социальной поддержки, медицинской помощи. Для нас это очень важно».
В планах на 2021 год – запуск сервисов «ЕКП-Афиша» и «ЕКП-Волонтер», а также создание общегородского платежного сервиса, с помощью которого можно будет оплатить услуги государственных учреждений. ЕКП – платежный шлюз, возможность оплаты услуг бюджетных организаций городом. Интересным направлением является интеграция ЕКП с системой читательских билетов библиотеки Маяковского, когда каждый владелец карты будет иметь читательский билет. Ведется работа по соединению сервиса с популярной соцсетью. Кроме того, планируется интеграция ЕКП с порталом «Привет МИР».
Наталья Бандурина,корреспондент: «В следующем году у карты появятся новые возможности, а в совсем недалеком будущем она станет универсальным ID горожанина и заменит все документы. Уже сегодня владелец карты может влиять на жизнь Петербурга. Дать современному городу современный сервис — задача, которая находится под особым губернаторским контролем».