Ближе к осени Петербург замирает в ожидании нового театрального сезона. Правда, предыдущий закончился раньше обычного из-за пандемии. Зритель еще больше ждет возвращения своих любимых спектаклей на сцену. На сегодня разработан целый ряд мер по безопасности. Поход в театр без риска находится под особым губернаторским контролем».
Служебный вход легендарного Театра комедии имени Акимова. Актеры встречаются после долгого вынужденного расставания. Они привыкли жонглировать характерами, проживать на сцене чужую жизнь, менять маски. Теперь обычные медицинские приходится носить. А объятия – только после обработки антисептиком.
Все то время, пока действовали жесткие ограничения, актеры, как и все, соблюдали режим самоизоляции, но при этом не переставали радовать своего зрителя. Спектакли транслировали в интернете. Но никакие онлайн-встречи, конечно же, не заменят живого общения с публикой.
Александр Матвеев,актер Санкт-Петербургского государственного академического театр Комедии имени Н.П. Акимова: «Семьи уже устали смотреть на наши моноспектакли. Самое главное – мы точно все поняли, что без театра мы не можем, без зрителей не можем. Для артиста это очень тяжело».
Репетиции в театре начались уже в середине июля. При этом из репертуара убрали все спектакли с массовыми сценами. Привыкать к новым правилам приходится всем: и рабочим сцены, и актерам. Всё и в зале, и на сцене должно обрабатываться специальными средствами. В гардеробе пришлось установить прозрачные экраны, а на паркете появилась разметка. Она укажет на границу безопасного расстояния.
Татьяна Казакова,художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра Комедии имени Н.П. Акимова.: «Театр обязан соответствовать всем санитарным нормам, которые предъявляются. И мы готовы отчитаться. С момента, как зритель входит в зрительный зал, со входа, делается все, обрабатываются руки. Мы предполагаем, что люди должны иметь при себе маску. Театр находится в полной готовности отчитаться, что готов к приему публики. Все, чего касается рука зрители, обрабатывается».
Правда, на спектаклях теперь не будет аншлагов. Нет, не из-за плохой игры актеров. Просто правила рассадки гостей в зале изменятся. Зрителей будут разделять пустые кресла.
К работе в сентябре должны вернуться Михайловский и Александринский театры, БДТ им. Товстоногова, Театр комедии им. Акимова, Государственная Академическая капелла, Театр музыкальной комедии, «Мюзик-Холл», театр «За Черной речкой» и авторский театр «Кукольный формат».
Однако городские власти готовятся к различным вариантам развития событий. В случае изменения эпидемиологической обстановки придется реагировать быстро.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Прежде всего, надо предусмотреть на всякий случай мероприятия по возврату билетов. Это тоже один из вопросов. Обстановка может по-разному развиваться, поэтому надо внимательно посмотреть и предусмотреть все меры. Я жду от вас весь комплекс мер по поводу открытия театров со зрителями».
На подготовку к предстоящему сезону планирование репертуара и продажу билетов у петербургских театров есть один месяц. Кроме подготовки к безопасному посещению помещений, никуда не делись привычные заботы. Так, например, в Большом Драматическом Театре устроили банный день хрустальной люстре. Для того чтобы она снова засияла, понадобилась бригада из 6 человек.
Елена Завьялова,уборщица БДТ имени Товстоногова: «Дорожка хрустальная отцепляется, моется сначала со средством, потом споласкивается чистой водой, потом вытирается насухо, чтобы был блеск, как в домашних условиях. И прикрепляется снова. Но поскольку много всего, нужно много человек».
В XIX веке в Летнем театре на Каменном острове работала масляная люстра. Нынешней – всего 8 лет. Она появилась в зале второй сцены БДТ в 2012 году после масштабной реставрации. Чтобы привести в порядок, люстру на цепи опустили прямо в зал. После трехдневного душа ее поднимают обратно к потолку. Именно за особой атмосферой, которая царит в этих залах, идет зритель. В Москве театры работают уже с 1 августа, правда, заполнять залы можно только на 50 процентов. К обычной жизни будут возвращаться поэтапно, так же, как и в Петербурге.
Евгений Малыгин,директор государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера»: «Мы можем ориентироваться, наверное, на Москву. Идет речь о том, чтобы зрительный зал заполнялся не более 50%. Поэтому, если эта норма будет распространяться на нас, безусловно, будем ее придерживаться. Месяца три назад Роспотребнадзор предписал, чтобы протиралось абсолютно все. И мы протираем абсолютно все. Чаще, чем предписано. Температуру проверяем. В общем, делаем все для того, чтобы здесь было абсолютно чисто и без вирусов».
В Александринском театре до конца лета артисты будут репетировать и показывать репертуар в режиме прямых трансляций, с основной и новой сцены, то есть пока будут играть перед пустым залом. 16 августа состоится онлайн-премьера «Театр у аппарата». Но если эпидемиологическая обстановка не ухудшится, то в начале сентября театр вернется в офлайн. Количество зрителей на первое время сократят почти вдвое – до 500. Открываться Александринка предполагает спектаклем Теодороса Терзопулоса «Маузер». Все гастроли, за исключением поездки в Коми в конце сентября, театр переносит на 2021 год.
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра: «Естественно, мы будем стараться сажать, может быть, через ряд, может быть, какими-то сегментами. Это зал большой. Когда 50% на Новой сцене, это будет 100 человек, там легче. А здесь, когда будут оголяться бельэтажи и ярусы, это плохо. Поэтому будем думать. И про буфеты надо будет думать. Значит, будем организовывать что-то с закрытой посудой, контейнерами, все будет зависеть от ситуации. Ситуация подскажет. Она уже подсказывает».
Для Петербурга театры – это больше чем просто место, где ставят и играют спектакли. Безусловно, это имена, знаменитые на весь мир. Но это еще и история города, без которой невозможно его представить. Именно в театр блокадного Ленинграда люди шли за надеждой. Тогда выстоять помогло искусство. Работали и концертные залы, филармония. И они были полны. Актеры, не ушедшие на фронт, становились героями здесь, в Ленинграде.
Еще совсем недавно вирус держал в страхе весь мир, но именно хорошая книга или классика, ожившая на экране, не давала отчаиваться. Помогала переосмыслить что-то и понять.
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Ситуация стрессовая, но именно учреждения культуры помогли ее пережить не только петербуржцам. Трансляции из Северной столицы смотрели в России и в мире. Я не сомневаюсь, что после снятия ограничительных мер наши учреждения культуры быстро восстановятся, снова будут радовать и петербуржцев, и жителей нашей страны, наших гостей своим искусством».
Каждый год в августе традиционно в Петербурге проходит международный фестиваль «Опера всем». В этом году солисты Мариинского театра и театра «Мюзик-Холла» выступят на Елагином острове.
27 июля Петербург перешел на новый этап снятия ограничений. В городе возобновили работу рестораны, торговые центры, детские сады, музеи и выставочные залы, аквапарки. Открыты парки и скверы, разрешены прогулки по рекам и каналам. При этом горожане в общественных местах обязаны носить маски и перчатки. Именно благодаря соблюдению всех правил безопасности в Петербурге возобновится театральная жизнь. Конкретные даты будут согласовывать с Роспотребнадзором.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Артисты с нетерпением ждут встречи со зрителем, те, в свою очередь, ежедневно мониторят интернет на предмет даты открытия театров. Новый театральный сезон будет не похожим на предыдущий: рассадка в зале, измерение температуры при входе. Но главное – он будет. Безопасность и артистов, и зрителей находится под особым губернаторским контролем».