Шедевры итальянских мастеров обрели новые краски. После многолетних исследований и реставраций Эрмитаж вернул в экспозицию полотна эпохи Возрождения. Музей завершил обновление сразу трёх залов.

В зале школы да Винчи снова блистают жемчужины — картины «Святой Себастьян» и «Святая Екатерина» Бернардино Луини, крупнейшего мастера ломбардского Ренессанса. Полотна прошли масштабное исследование и восстановление в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. И вернулись спустя четыре года.

«Фрагмент лака, оставленный для фотофиксации и документирования процесса реставрации, в сочетании открытой авторской живописи фрагмента под лаками — грандиозная разница», — рассказала художник‑реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Мария Шулепова.

Музейная ротация — это не просто смена экспонатов. Фактически Эрмитаж заново выстраивает визуальный рассказ об итальянском искусстве эпохи Возрождения. Каждая картина занимает строго выверенное место, с учётом школы, времени и художественного контекста.

«Произведения, которые нас окружают, они не застывают в пространстве, а живут такой очень долгой, насыщенной жизнью. Приходит ощущение того, что экспонаты нужно поменять, потому что они и хронологически, и тематически будут смотреться важнее, интереснее в ином несколько сочетании», — объяснила старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Зоя Купцова.

«Святая Екатерина с двумя ангелами» — одно из самых характерных произведений Бернардино Луини. В нем мы видно отчетливое влияние Леонардо да Винчи: загадочную улыбку, знаменитое сфумато, тонкую светотень. Полотно также прошло через руки реставраторов. Под микроскопом увидели глубокий кракелюр и следы старого перевода с дерева на холст, а также последствия влаги и растворителей еще XIX века.

«Святой Себастьян» Бернардино Луини за пять веков пережил две радикальные реставрации. Сначала картину перевели с деревянной доски на холст, полностью удалив авторскую основу и оставив лишь тончайший слой живописи. Спустя тридцать лет процедуру повторили — полотно вновь сменило основу. Такие вмешательства не прошли бесследно. Возникли расслоения и утраты красочного слоя. Специалисты вернули произведению былую роскошь, и теперь это произведение искусства можно увидеть таким же, как его видел мастер.

«Выяснились интересные моменты, как цветы на пригорке, которые были полностью записаны. Может быть, реставраторы прошлого сочли это серьезным моментом, который стоит оставить. Голова существенно поменяла выражение. Образ стал более мужественный, выразительный», — рассказала художник‑реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Мария Шулепова.

Вернулась на родные стены и «Сивилла» знаменитого живописца Доссо Досси. В зале итальянского маньеризма XVI века вновь представлена «Любовная сцена» Джулио Романо — выдающегося ученика Рафаэля. Судьба полотна драматична: его распиливали на части, делили на отдельные фрагменты, утрачены целые куски. Картина собрана как пазл.

«Мы нашли в архиве данные о реставрации, собственно, о реставраторах, которые эти фрагменты доделывали в XIX веке. Наша задача была вписать вот эту старую реставрацию в оригинальную картину, чтобы не было никакой дисгармонии», — поделился художник‑реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Андрей Цветков.

Создать полную гармонию в постоянной экспозиции — работа кропотливая и утонченная. В Эрмитаже стараются не просто показать шедевры, но и позволить посетителям разглядеть дыхание самой эпохи.