Четверть века этот человек ловил душегубов, насильников, педофилов. Его часто называют легендой угрозыска. Много лет он возглавлял сложный «детский» отдел угрозыска, где занимаются маньяками, детоубийцами и прочими нелюдями. Честное мнение полковника Алексея Родина в интервью о безопасности наших детей.
— Очень часто звучит тезис, что педофилов надо лечить, вот есть такая группа людей. Вы согласны с этим?
«Тут на чашу весов мы… знаете, как говорил Остап Бендер, из двух зайцев выбирают того, который пожирнее. Так и здесь. Что важнее для нашего общества? Важнее, чтобы педофилов не было в нём. Их можно лечить, кто-то говорит, их надо убивать, кто-то говорит, их надо сажать в тюрьму. Мы с коллегами — за третье. Вот если мы возьмем тысячу человек и вылечим их всех, вот 999 из них будут совершать преступления. Один не будет совершать только потому, что его сбила машина вчера», — рассказал Алексей Родин, до 2024 года начальник «детского» отдела уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
— Как общество очистить от этих нелюдей?
«Единственное, что может предотвратить преступления — это как можно больший срок. Вот хочется каждому судье на ухо на ночь с какими-то мантрами говорить: педофилам — максимально большой срок. Только тогда он не тронет ребенка пальцем. Как только выйдет, мы понимаем, что это потенциальный преступник, потенциальный педофил. Это раз. И второе — генотипирование. Можно, конечно, было бы говорить о неком идеальном мире, где ребенок в стране родился и сразу взяли генетику. Приехал в нашу страну — тоже взяли генетику. Не будет у нас неустановленных трупов, и любой педофил, который совершил преступление, будет установлен моментально. На первом же эпизоде будет понятна личность», — отметил Алексей Родин, до 2024 года начальник «детского» отдела уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
— Однажды вы рассказывали о теории Чезаре Ломброзо. Учёный придумал по физиологическим, антропологическим моментам находить сходства у прирождённых убийц. Как вы говорили: узкий лоб, глаза глубоко посажены. У педофилов есть такие же общие черты внешности?
«Во-первых, нет. Невозможно сказать, что этот человек педофил, а вот этот не педофил. Может быть, когда-то через двести тысяч лет искусственный интеллект это будет определять, но, скорее всего, он должен залезть в мозг и увидеть кластер педофильский этого негодяя. Учитывая, что через мой мозг прошли сотни педофилов, могу сказать: какого-то определённого именно визуального антропологического портрета не существует», — подчеркнул Алексей Родин, до 2024 года начальник «детского» отдела уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
— А поведенческие?
— Поведенческие особенности есть.
— Ну вот вы стоите в очереди на кассе, например, вы можете хотя бы предположить?
«У меня были случаи и у моих товарищей, у старших товарищей и нынешних товарищей, огромное им спасибо, работают не покладая рук. Мы прямо начинаем чувствовать этих людей. Но обычный гражданский человек не поймёт, что это педофил, а это нормальный человек. Мы можем сказать, что есть определённые особенности у педофилов: они, как правило, очень замкнутые, ничтожные люди. Они не состоялись как мужчины в этом мире. Им нужно доминировать. Кто-то доминирует, избивая жену, орёт на своих детей, и вот он считает, что он здесь генерал, правда, без армии, но генерал. Кто-то находит эту доминанту именно в педофилии. Живёт один, в грязной, неубранной квартире, как правило, с властной мамой, которая «сыночек-сыночек» за ним бегает как курица с яйцом. Можем ли мы говорить, что мама полностью либо частично сформировала педофила? Да. Однозначно. Она забивала своего сына, и сын из мужчины превратился в такого ничтожного человека», — добавил Алексей Родин, до 2024 года начальник «детского» отдела уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
— А где чаще всего педофилы работают? Кто они по социальному статусу?
«Приходилось задерживать и весьма состоятельных людей, в прямом смысле слова с «золотыми унитазами» и раковинами, ну очень состоятельных людей. И меньше, меньше, вплоть до бомжей», — поделился Алексей Родин, до 2024 года начальник «детского» отдела уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
— Скажите, Алексей Евгеньевич, например, вот общество, стабильность, да пусть даже застой. Вот восьмидесятые годы. Статистика именно по преступлениям в отношении детей. И уже ближе к нашему времени с появлением интернета. Из-за этой мнимой интернет-анонимности многие считают, и появились педофилы в таком большом количестве. По статистике, большое было их тогда во время застоя или сейчас во времена информационные?
«Ничего не поменялось. Количество больных людей как было, так и осталось. Это некий пул больных людей. Просто раньше их выявлять было намного сложнее, и латентность была намного выше этих преступлений. Латентность — это скрытность. Один педофил мог молотить годами, десятилетиями. Мы такие случаи знаем, сейчас не будем говорить, миллион фильмов уже снято. Это если мы говорим об убитых детях на сексуальной почве. А серийные изнасилования — были десятки таких преступлений. Количество преступников одинаково. Ловили их не так часто, просто потому что не было такой техники, как сейчас. Потому что когда он совершил первое преступление или условно первое, всё, его уже понесло, ему надо второе, третье, и этот регресс идёт. Техника нам даёт возможность его быстрее поймать, но не предотвратить как минимум первое преступление. Держите за руку ребёнка. Всё. Кто-то говорит: «А я не могу, я работаю». Пускай. Прорабатывайте такую схему, чтобы ребёнок до квартиры, до парадной шёл с кем-то: с бабушкой, с собакой, с каким-нибудь ещё ребёнком, потому что в отношении двух и более детей крайне редко педофилы совершают преступления, хотя такие случаи тоже бывают. То, что ребёнок идёт под все камеры, преступник нападёт под все камеры, совершит преступление, будет к вечеру пойман, даст признательные показания, но преступление он уже совершил. Мы не можем исключать контакт с педофилом, но если ребёнок находится за руку с родителями, то это исключено на сто процентов. И отдавать это всё на аутсорсинг — вот там школа должна, полиция должна, все должны, вот все должны, только не они — нет, ребята. Вы родили ребёнка — это ваша ответственность. Все остальные — это помощники», — рассказал Алексей Родин, до 2024 года начальник «детского» отдела уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
