Теперь – о спасении двухлетнего ребенка, и это – тоже уникальная операция, которую выполнили команды врачей сразу двух клиник – федерального Центра детской травматологии и ортопедии имени Турнера и флагмана городской медицины – детского многопрофильного Центра высоких технологий, который работает на базе Детской горбольницы №1. Маленькому пациенту одновременно устранили врождённый порок сердца и исправили серьезную деформацию грудной клетки. Это – сложнейшие операции. Ключевым элементом успеха стала инновационная разработка – телескопическая система, которая растет вместе с организмом ребенка, и она избавит малыша от необходимости последующих оперативных вмешательств. Повторим, операция выполнена впервые в России. О том, как она может изменить подход в лечении подобных патологий в педиатрии в масштабах всей страны, рассказывает телеканал «Санкт-Петербург».
«Ручки вот так вот убирай, головку поднимай!».
Маленький Саша очень терпеливо переносит медицинские процедуры. Рентген, потом обследование у врача. Он – под наблюдением медиков с самого рождения. На свет появился раньше срока вместе с братом-двойняшкой.
«Когда я была беременна, мне сказали, что порок сердца только у одного – незначительный. Когда я родила раньше срока, Саша даже не дышал, его сразу же в первую городскую больницу отвезли, и уже вот я узнала, что и у него сердце, и у двойняшки – тоже сердце», – говорит мама Саши Екатерина Унжакова.
В отличие от брата, у Саши была еще одна особенность – вогнутая грудина. Прямо до позвоночника. Она сдавливала сердце так, что оно даже сместилось.
«Раньше у этих пациентов хирургическое вмешательство выполнялось в 2 этапа. Первой операцией осуществлялась коррекция врожденного порока сердца и затем через несколько месяцев выполняли ортопедический этап вмешательства», – объясняет Сергей Виссарионов, директор ФГБУ НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера.
«В данном случае грудина изменена, и восстановить обратно анатомические взаимоотношения нужно было с некоей пластикой грудины. Потому что восстановить в том виде, в каком она была, было недопустимо. Поэтому и возникла необходимость такого вмешательства», – говорит Александр Гостимский, главный врач СПб ГБУЗ «Детская городская больница №1».
Операция длилась 3,5 часа – друг за другом работали кардиохирурги и ортопеды. На целых 20 минут сердце мальчика пришлось остановить, чтобы исправить врожденный дефект и освободить «внутренний мотор» от избыточной нагрузки.
«На этой картинке представлено как раз сердце, и тот самый дефект предсердной перегородки, через который происходит патологический сброс из левых камер сердца в правую. Обычно эта перегородка – целая, она должна зарастать у ребенка еще внутриутробно», – объясняет Николай Анцыгин, врач, сердечно-сосудистый хирург СПб ГБУЗ «Детская городская больница №1».
Ортопеды использовали новое решение: титановую систему – 25 граммов. Она фиксирует грудину, но растет вместе с ребенком – то есть, всегда сохраняет правильное положение.
«Это, по сути дела, телескопическая система, которая состоит из эластичного титанового стержня. Она – трехмиллиметровая, тонкая, обладает высокой эластичностью. Она проходит в двух стабилизаторах. Стабилизаторы начинают смещаться наружу: этот – сюда, этот – сюда, а стержень в них скользит и сохраняет стабильность», – говорит Дмитрий Рыжиков, заведующий отделом патологий позвоночника, спинного мозга и грудной клетки ФГБУ НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера.
И вот спустя месяц – первый серьезный успех: Саша набрал килограмм веса, а ведь до операции мальчик из-за физиологии не испытывал аппетита.
«Он очень мало съедал, ему пришлось ставить гастростому, мы питались до года через гастростому, потом начали из бутылочки пить. Все хорошо. Сейчас едим из ложки. Только, естественно, не все подряд ест, как брат», – рассказывает мама Саши Екатерина Унжакова.
Опыт уже признали успешным. В центре имени Турнера планируют его применять. Сашин случай – не единственный. Аналогичные операции требуются примерно 15 юным пациентам в год.
Врожденные пороки развития здесь давно и успешно научились компенсировать с помощью новых изобретений. Истории успеха – в каждой палате. Айлана пока только отходит от операции.
«Она вот так ходила, представляете, дугообразно было, и постепенно она выравнивалась. Насколько она станет ровнее, не могу сказать точно, но, видя, какой она была до этого и сейчас, это – колоссальная разница», – говорит мама Айланы Ания Джармишева (Астрахань).
Это – уже седьмой этап. Каждый раз систему подстраивают под растущий организм Айланы.
Здесь мы видим, как работает конструкция. Она крепится за ребра, а винты вкручиваются в позвонки. В результате исправляется деформация и позвоночника, и грудной клетки. Создается дополнительное пространство для легкого и нормализуется функция внутренних органов.
«Эти пороки развития встречаются относительно нечасто, поэтому такое количество пациентов не исчисляется сотнями, оно исчисляется десятками. До этого такие системы не использовались, фактически пациенты были малокурабельны. То есть, трудноизлечимы», – вводит в курс дела Дмитрий Кокушин, ведущий научный сотрудник отделения патологий позвоночника ФГБУ НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера.
История двухлетнего Саши показала, что будущее медицины – за мультидисциплинарностью, ведь зачастую патология – не одна, но все их устранять можно за меньшее количество операций.
В таком случае пациент и восстановится быстрее, и рисков для него будет меньше, а у врачей станет больше возможностей помочь всем, кому это необходимо.
Через 2 года «маленький секрет» Саши достанут, а его сердце функционирует, как у здорового ребенка, прямо сейчас.
