Ученые выяснили, что подростки, которые любят читать, читают заметно быстрее — даже при одинаковых навыках. Об этом сообщили в пресс-службе НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Исследование Высшей школы экономики опровергло давнее представление о том, что к 15–18 годам навыки работы со звуками речи больше не влияют на скорость чтения. Психолингвисты Центра языка и мозга проверили эту идею на 161 старшекласснике и выяснили: фонологическая обработка — умение удерживать и менять звуки — продолжает играть заметную роль, когда подростки читают связные тексты.

Участники исследования выполняли задания на чтение и специальные фонологические тесты. Результат оказался неожиданным: скорость чтения текста напрямую зависела от того, насколько хорошо подросток умеет выполнять сложные операции со звуками.

Но важнее всего — отношение к чтению. Исследователи установили, что эмоциональная мотивация влияет на беглость даже сильнее, чем когнитивные навыки.

Учёные также впервые представили нормативы фонологического теста для 8–11 классов — инструмент, который поможет логопедам и нейропсихологам точнее выявлять риски дислексии у подростков.