Очередной этап реставрации Исаакиевского собора завершен в Петербурге. Специалисты восстановили балюстраду и усилили защиту конструкций от разрушения.

Более 200 ступеней по винтовой лестнице — и открывается вид на Петербург, недоступный туристам. Под куполом Исаакиевского собора — 24 бронзовых ангела, окрашенные под камень стены, окна толщиной в несколько сантиметров. Открытие реставраторов — это не обычное стекло, а настоящий хрусталь.

«Материал оказался очень хрупким. Мы пытались его полировать, но при обработке с водой он иногда трескается и ведет себя непредсказуемо. Мы рассчитывали, что у него будут хорошие характеристики — устойчивость к ветровой нагрузке, твердость, эластичность, но этого нет. Пока для нас это остается загадкой», — поделился технический директор компании-подрядчика Петр Щедрин.

Редкий и очень дорогой по тем меркам материал, как предполагают специалисты, использовали из пиетета — на главном кафедральном соборе страны решили не экономить. Сегодня от хрусталя остались лишь осколки: там, где восстановить его не удалось, применили современный аналог. Со временем трещины появились и на стенах.

Фасад собора на балюстраде облицован медью — отсюда характерный звук. Каменные плиты невозможно было поднять на такую высоту, поэтому это не мрамор и не гранит. В процессе реставрации на пластинах обновили цвет.

Больше всего архитектурному шедевру вредит погода. Влага забивается в стыки, провоцирует новые сколы, поэтому, чтобы не допустить аварийных ситуаций, состояние собора постоянно контролируют.

«Мы постоянно проводим мониторинг состояния здания — кирпичной кладки, металлических элементов и облицовки. Это позволяет вовремя выявлять проблемы и выполнять необходимые реставрационные работы», — рассказал заместитель директора по реставрации и капитальному ремонту Государственного музея «Исаакиевский собор» Геннадий Полунин.

В этом году завершили реставрацию и придела Александра Невского. Пышное церковное убранство засияло ярче: на масляной живописи восстановили утраты, отполировали мрамор. Бронзовый декор демонтировали впервые — его поверхность очистили от пыли и копоти.

«После открытия придела первыми результат оценили представители духовенства. Они сказали: «Боже мой, как все сияет, как светло»», — рассказал директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.

Первая реставрация в Исаакиевском соборе началась еще до завершения строительства. С тех пор работы не прекращаются ни внутри, ни снаружи. В следующем году продолжат восстанавливать западную колокольню и возьмутся за центральную часть иконостаса.