Масштабная выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» готовится к открытию в Пушкинском музее в Москве. Творчество одного из самых известных авангардистов нельзя представить без участия Русского музея – сокровищницы, где хранятся центральные живописные шедевры Шагала, это в первую очередь «Прогулка», «Красный еврей» и «Зеркало».

Для экспозиции Русский музей предоставил всё собственное собрание Шагала – это настоящий звездный ансамбль, созданный художником в зените творческих исканий. В Москву из Русского музея также были отправлены выдающиеся произведения мастера «Отец и бабушка» и «Лавка в Витебске». Всего – 5 живописных полотен и коллекция графики.

Для того, чтобы попасть на выставку, нужно в каком-то смысле тоже воспарить, как герои многих шагаловских полотен, и подняться по мраморной лестнице словно в храм искусства, на фронтоне которого мы видим главный экспонат — картину “Прогулка” из собрания Русского музея. На время она переехала из Петербурга в Москву.

Музейное закулисье: 2 недели назад картина покинула экспозицию и началась ее прогулка из Петербурга в Москву. Всё — строго под контролем реставраторов. По описи сохранности проверяется каждая трещинка, малейшие потертости. Даже авторские пропуски на красочном слое у самого Шагала — и те отмечены. Он сам считал свою “Прогулку” шедевром — и воплощением абсолютного счастья. На портрете он вместе со своей главной музой — супругой Беллой — парящей от любви.

Упаковка картины — примерно как упаковка дорогого подарка — только не в бумагу, а в особый, дышащий, материал. Евгений Поярков — перевез уже не один десяток шедевров. Но каждый — успевает рассмотреть, включая «Прогулку».

Экспозиции подобного масштаба не было почти 40 лет — уникальный партнерский проект сразу нескольких музеев. Фактически весь русский Шагал — до его отъезда из страны. Это, пожалуй, самая романтичная эпоха, исполненная символизма, а порой и волшебства. Как сказал Вознесенский — Шагал изображал свои полеты с моцартовской легкостью. Личными впечатлениями поделилась министр культуры России — в ответ на вопрос телеканала “Санкт-Петербург”.

«Как человек, который с детства приходит в Пушкинский музей, представьте себе, в моей жизни у меня не было возможности увидеть такой выставки Шагала. Потому что 38 лет ее не было в таком объеме представлено, поэтому с неким трепетом вернусь потом посмотреть еще раз», – рассказала Ольга Любимова, министр культуры России.

В Петербурге Шагал провел сравнительно немного времени — здесь не поступил в академию Штиглица, зато получил шанс учиться в знаменитой школе Елены Званцевой, где его наставником стал сам Бакст. Витебск подарил Шагалу поэтичные образы, Белла — любовь и вдохновение, Петербург помогал формироваться как художнику с собственным стилем.

«Все его мировое наследие построено на фундаменте, заложенном в России. Он сам дал ответ на вопрос, что такое русский Шагал. Он сам говорил: «Для меня звание «русский художник» важнее любой международной славы». Это не пафос. Это правда, потому что сам художник прекрасно осознавал: он сформирован здесь, в нашей стране», – отметила Алла Манилова, директор Государственного Русского музея.

«Конечно, метафоры — одна из главных тем, это, конечно, полет. И вот “Радость земного притяжения”, которая несомненно была у него. Главное в этой выставке — это, конечно, радость», – отметила Ольга Галактионова, генеральный директор ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Почувствовать себя хоть немного Шагалом на выставке помогают поэтические образы парящих скрипок и вуалей и воссозданная комната семьи Шагал с подлинными вещами. Которые лишь однажды показывались в России. Кстати, впервые на выставке покажут и шагаловский «Цветок» — это работа из частной петербургской коллекции. Картины сопровождают цитаты из автобиографической книги Шагала — “Моя жизнь”, в которой он сам написал, что искусство — это прежде всего состояние души.