На пути к большой сцене. Студенты «Мариупольского курса» представили худсовету Института сценических искусств свой учебный спектакль. Это – ребята из новых регионов, которые уже несколько лет обучаются в Петербурге творческим профессиям: актерское мастерство и режиссура. Курс – целевой и после окончания обучения они станут частью творческого коллектива Мариупольского драмтеатра. Его восстанавливает Петербург, это – помощь городу-побратиму. «Занавес» на возрожденной сцене поднимется очень скоро, работы – на финальной стадии. С каким чувством ждет этого события «Мариупольский курс», чему научился в одном из лучших театральных вузов страны и как живется в одном из самых красивых городов мира – рассказывает телеканал «Санкт-Петербург».

Кажется, студентам по силу даже самые заковыристые скороговорки. На занятии по сценической речи тренируют не только дикцию, но и голос. Сначала его «находят» – для каждого, потом учат «бросать» звук точно в цель – то есть, в зрительный зал.

«Бытовая речь и речь на сцене – это разные вещи, потому что это – речь эстетического порядка. Это – художественная речь, она должна быть хотя бы внятной», – объясняет заведующая кафедрой сценической речи РГИСИ Любовь Алферова.

Чтобы быть внятным и обрести свой природный голос – он так же уникален, как отпечатки пальцев – будущие актеры оттачивают упражнения, человеку постороннему покажутся как минимум странными.

Они говорят, мычат, рычат и даже мяукают. Так будущие артисты тренируют дикцию и голос. Ведь они, помимо таланта, главные рабочие инструменты на сцене. Все равно, что скальпель для хирурга, которым нужно управлять с ювелирной точностью.

«Много изменилось – к примеру, голос. Я не знала, что владею таким голосом. Он раскрылся на тренингах, и я поняла, что можно развивать», – говорит студентка РГИСИ Карина Мартынчук.

В расписании будущих актеров – полтора часа у балетного станка. Сначала – плие и фуэте, затем – характерные танцы. Да такие, что аж пот на лбу, да румянец на щеках.

«Быстро просто. Еще нарабатываем. У нас достаточно много танцев, мы все одновременно делаем, чтобы в финале это все в финале выглядело технично, красиво и энергично, энергетика чтобы присутствовала», – объясняет студентка Российского государственного института сценических искусств Евгения Гревцова.

Это – необычный курс для Института сценических искусств. Целевой или, как тут говорят, «донбасский» и «мариупольский». Его студенты – ребята из Донецка, Авдеевки и Ясиноватой.

Ира – из Мариуполя. Всю весну 2022-го года, пока шли ожесточенные бои за город, она и ее семья провели в подвале собственного дома. Без воды, света и связи, но больше всего в память врезался даже не ежедневный грохот снарядов, а взорванный при отступлении украинских военных Драматический театр. Сердце Мариуполя и символ детства для многих его жителей.

«Я там провела детство, ходила туда на спектакли, и как будто этого детства не стало. Это – руины и понимаешь, что культурная часть города, в которой ты бывал часто, которую ты любил, – ее просто не стало. Стены остались, коробка. Только стены и по центру — огромная дыра», – говорит студентка РГИСИ Ирина Туяхова.

Восстановить «жемчужину» Мариуполя помогает Петербург. С первых дней сотни специалистов из Северной столицы заново отстраивали город-побратим: жилые дома, школы, детские сады. Возрождение драмтеатра – под личным контролем губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Сейчас работы практически завершены.

«Ребята, их – 12 человек, которые заключили договор с театром мариупольским, они вольются в труппу, изрядно поредевшую, и составят ее, не говорю костяк, но ее значительную часть», – рассказывает Народный артист России, артист Александринского театра, профессор кафедра актерского искусства РГИСИ Сергей Паршин.

Мариупольский курс учится в мастерской народного артиста России Сергея Паршина. Он им, как отец, а вот крестной мамой стала актриса Анастасия Мельникова. Это была ее идея – пригласить ребят из новых регионов учиться в одной из самых знаменитых школ актерского мастерства.

Среди педагогов – и заслуженная артистка Дарья Юргенс. Она стала режиссером курсового спектакля.

«Пытаюсь их учить, чтобы они умели искать, умели понять и чувствовать персонажа. Это очень-очень важно. И синхронизировать с самим собой», – говорит заслуженная артистка Российской Федерации, актриса театра-фестиваля «Балтийский дом» Дарья Юргенс.

Художественному совету Института показали «Слугу двух господ» Карло Гольдони. Итальянскую комедию репетировали несколько месяцев.

Играть нарочито и гротескно – в какой-то степени вызов для молодых актеров. Если любить, то до обморока, если сразить оппонента наповал, то корзиной с теннисными мячиками.

В арсенале – и деревянные палки, и даже шпаги. Правда, ребята пока еще постигают мастерство театральной дуэли. В мечтах – бить противников, как Боярский в фильме «Дартаньян и три мушкетера».

Искусству поединка учатся на спортивных шпагах. На острие клинка – тупой наконечник. Если и умирать, то только –на сцене, а на занятиях на первом месте – безопасность.

«Когда только начинаешь – очень тяжело. Мозг отключается – все действует отдельно. Когда годик, второй позанимался – более-менее легче идет, но все равно есть свои сложности», – признается студент РГИСИ Вадим Шаманский.

Уже скоро студенты вернутся на родину, чтобы «поднять» занавес возрожденной сцены Мариупольского драмтеатра. На долгожданном открытии они покажут новый спектакль, а еще через год, как только получат дипломы, станут частью театрального коллектива.