В Михайловском замке представили около трехсот произведений живописи, графики и скульптуры. Экспозиция рассказывает об истории русского портрета от допетровской эпохи до XIX века. Центральное место занимает «Портрет семьи Мариетти» Карла Брюллова, впервые показанный российской публике.

Выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» открылась в Русском музее. Около трехсот произведений живописи, графики и скульптуры позволяют увидеть всю многогранность жанра — от торжественных парадных портретов до камерных изображений. В центре экспозиции — картина Карла Брюллова «Портрет семьи Мариетти» из частного собрания. Посетители увидят ее впервые.

О создании национальной портретной галереи по аналогии с зарубежными музеями еще в XIX веке говорил художественный критик Александр Бенуа. Уже тогда он считал, что ее хранителем должен стать Михайловский замок. Сегодня в строгих залах — балдахины, а картины будто парят в воздухе.

«Конечно, мы обсуждали эту идею все последние годы. И в этом году приступили к ее реализации. Эта выставка — «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» — является первой и, наверное, самой значимой частью будущей Национальной портретной галереи», — отметила генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова.

Люди в боярских нарядах, занятые обсуждением дипломатических задач. Согласно тайному наказу царя, послы должны были потребовать от заморского монарха возврата долга. Галерею открывает чудом дошедший до наших дней групповой портрет участников посольства 1662 года в Англию по случаю восшествия на престол короля Карла Второго.

На выставке можно проследить эволюцию портрета — от иконы до полноценного жанра. В русском искусстве этот путь проходил через стадию парсуны — раннего изображения человека в традициях иконописи.

Неподвижные позы, статичность, отрешенный взгляд — все напоминает предшествующую эпоху иконописи. К парсунам относились с особым трепетом, словно это не картина, а живой человек. Чаще всего изображали правителей, бояр, редко — женщин. Еще до реформ Петра Великого супругу его старшего брата, царицу Марфу Апраксину, написал неизвестный художник из кремлевских мастерских Оружейной палаты.

— Возрастные особенности, черты характера, темперамент, который проглядывает за внешним обликом… Необходимость передать все это и рождала такие двойственные по характеру вещи, которые мы называем парсуной, — поясняет замгендиректора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

Главное произведение экспозиции — «Портрет семьи Мариетти» Карла Брюллова. По живописной силе, отмечают специалисты, он занимает второе место после «Последнего дня Помпеи». Художник написал картину в Милане в 1834 году, запечатлев последние безоблачные мгновения жизни итальянской семьи. Вскоре после создания полотна Джузеппе Мариетти, успешный коммерсант, теряет состояние и умирает. Портрет продают на аукционе, и почти два столетия он хранится в частных европейских собраниях. Теперь работа впервые выставлена в России — и предстает перед посетителями Русского музея.

— Это шедевр еще и потому, что он был известен лишь по слухам. Картина практически никогда не была доступна публике — ни русской, ни европейской. Это подлинно неизвестное произведение великого Карла Брюллова, — добавляет Григорий Голдовский.

В XIX веке интерес к внутренней жизни человека меняет сам язык портрета. На полотне — острый, словно скальпель, прищур хирурга Николая Пирогова. Создателя первого анатомического атласа Репин написал всего за четыре сеанса. Рядом — работа Крамского, портрет врача Сергея Боткина. В 1880 году он добился строительства в Петербурге бесплатной больницы. Современники писали: этот портрет пробуждает чувство национальной гордости.

Здесь живописные свидетельства давно ушедших времен. Два века истории страны рассказывают уже не события — лица.

В экспозиции — 150 художников и вдвое больше портретов.