Креативные индустрии за последние годы прошли длинный путь институализации и стали драйвером развития территорий, человеческого капитала, цифровой трансформации, формирования национальной и локальной идентичности, улучшения качества жизни людей и одним из ключевых факторов экономического развития страны.

О том, как креативные индустрии влияют на развитие экономики и качество жизни людей, рассказала 25 сентября на Российской креативной неделе в Москве генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. Она представила материалы из доклада, в подготовке которого принимали участие 25 экспертов. Среди них – дизайнеры, архитекторы, урбанисты, кинематографисты, представители технологического сектора и инжиниринга, организаторы центров развития творческих компетенций и креативного туризма, сотрудники органов власти, общественных организаций и институтов развития.

Креативные индустрии – большой растущий сектор, но наибольший эффект от него возникает при включении в традиционные сферы. На стыке креативных индустрий и других отраслей появляются новые продукты и уникальные пространства взаимодействия.

«Это все темы национальных целей и нацпроектов, такие как туризм, наука и образование, агросектор, строительство и архитектура, промышленность. Вы видите, в каких проектах уже сейчас участвуют компании, которые работают в креативном секторе», – отметила София Малявина и показала примеры подобной кооперации.

Креативные индустрии + туризм:

  • Брендинг локальных производителей
  • Культурно-туристические маршруты
  • Фестивали национальной культуры.

Креативные индустрии + наука / образование:

  • Научно-технологические центры и кластеры
  • Инновационные университеты

Креативные индустрии + промышленный сектор

  • Промышленный дизайн
  • Формирование идентичности бренда
  • Влияние на потребительские стратегии

Креативные индустрии + агросектор

  • Гастрономические фестивали
  • Агротуризм

    Креативные индустрии + строительство и архитектура

Новые архитектурные решения для развития городских пространств.
«Мы вместе с экспертами разложили влияние креативных индустрий на национальные цели – на кадровую политику, а это ключ к росту сектора и удержанию талантливой молодежи в стране, на технологическое лидерство, формирование спроса на отечественные технологические решения и развитие конкурентных продуктов, на цифровую трансформацию, на реализацию потенциала каждого человека, на комфортную и безопасную среду для жизни. Мы видим уже сейчас, как города меняются для нас, потому что креативные индустрии участвуют в проектировании новых пространств и потом малый бизнес включается в поддержку новых пространств в городах», – рассказала София Малявина.

Эксперты, участвовавшие в подготовке доклада, обозначили основные дефициты, которые сегодня существуют в креативных индустриях, и барьеры, которые препятствуют дальнейшему развитию, а также сформулировали предложения о том, как их преодолеть.

Ключевые тренды. Сформирован запрос на развитие креативных индустрий более ускоренное, чем экономики страны в целом. Важно анализировать институты поддержки, барьеры, кадровое направление, успешны кейсы и идеи, которые выдвигают представители сектора креативных индустрий.

Переход от поддержки креативных индустрий к стимулированию спроса на их продукцию. Это требует системной работы с аудиторией и воспитание вкуса к культурному потреблению.
Подход к оценке веса и доли креативных индустрий в качестве отдельного изолированного сектора устаревает. Целесообразно переходить на более комплексную оценку креативных индустрий через связь с другими отраслями и учет внутренней интеграции.