О тех, кто стоял у истоков создания первых станций и тех, кто первым спустился под землю, чтобы сделать наш город еще комфортнее — в нашем сюжете.

Николай Петров сегодня любит фотографировать метро, а пришел сюда одним из первых пассажиров — в 9 лет, еще до официального открытия. Жалко, говорит, тогда фотоаппарата не было.

«Понимаете мне сложно вспоминать, потому что мне было 9 лет, но было много народа очень и мы ходили туда по пригласительным жетонам, билетам», — рассказал старший электромеханик по модернизации подвижного состава Петербургского метрополитена Николай Петров.

Увидев метрополитен на заре, он помог его рассвету. Отработал в подземке полвека, занимался модернизацией составов, ведь когда-то и освещение было другое, и связи пассажиров с машинистом не существовало, все это сделано с его участием. Говорит, в начале 70-х, рассуждая о будущем метро, примерно об этом и мечтали. Даже идея беспилотного управления появилась первый раз именно тогда.  

«Пять баранок сделал — смену закончил, пошел домой», — рассказал машинист, ветеран петербургского метрополитена Алексей Кравцов.

Баранка — это круг по линии. Алексей Кравцов также был одним из первых, кто вез людей на свет в конце тоннеля. В старом поезде, рассказывает, ночью разбуди, вся приборная панель перед глазами. В то время машинисты сами объявляли станции — и бывает слегка зевнешь — а пассажиры думают, что все пропустили.

«Если ты пока едешь, какую-то станцию пропустишь, у меня такое у самого было — пропустил станцию, и пошла объявлять на станцию назад или вперед», — отметил машинист, ветеран петербургского метрополитена Алексей Кравцов.

1955 год — 10 лет назад закончилась война и город восстанавливался гигантскими темпами. О метро заговорили примерно в 49-м. Первые станции строились на широкую ногу. Не просто транспорт — а символ развития. Пути должны были везти к победе коммунизма. Поэтому в отделке и в наземных вестибюлях — никакого минимализма.

«Лондонское метро появилось, с маленькими станциями, с кривыми перегонами. Парижское метро, с интервалами между станциями по 700 метров, когда стоишь на одной станции и видишь следующую станцию. Когда в метро уходят те, у кого нет возможности проехать по земле. У нас, когда появились вот эти дворцы для народа, они стали такой мощной основой, которые на подсознании всех будущих проектировщиков уже лежали», — рассказал главный архитектор компании «Метропроект» Дмитрий Бойцов.

Метро продолжают строить, станция все больше, но стиль попроще. 

1967 год, там наверху начинается стандартизация, массово развиваются хрущевки, задача строить без излишеств. И тут появляется «Маяковская». Яркая вспышка по оформлению. Есть мнение, что архитекторы, что называется, отводили душу — не наверху, а под землей. Станция становится популярной на весь, что говорить, мир. Интересно, что Маяковскому приписывают частушки о метро. В стиле: «Нонече у нас не в плане в тучи лезть на ероплане. Я с Миленком Трошкою, прокачусь метрошкою». Маяковский умер в 30-м году, даже в Москве тогда метро не было. И либо это народное творчество, либо считается, что поэт опередил время.

«Маяковская» построена в стиле горизонтального лифта, остальные станции этого типа выглядят спокойно, их считают серыми. Но сама технология прогремела на весь мир.

«Просто гений инженерной мысли в этой станции заключается в том, что отделили транспортную зону от пассажирской. И два преимущества, первое — это безопасность, которую все в мире осознали, увидели это. Второе — это, когда мы изолируем отдельно транспортную зону от пассажирской — тихо и можно разговаривать. А другие города, посмотрев на это, начали копировать, тиражировать. В Европе, в Азии, в Америке система автоматических дверей заимствована от нас», — отметил главный архитектор компании «Метропроект» Дмитрий Бойцов.

Параллельно разрастаются окраины. Ветки метро тянут туда, где люди пускают корни. Купчино, Рыбацкое, там совсем недавно ходили в болотных сапогах, теперь возводят целые кварталы. Метро окружают мифы — от гигантских грызунов до тайных веток на Урал.  А в конце XX века популярна легенда о 60-й станции подземки. Как только она появится, город должен уйти под землю. В 2006 открывают «Парнас», Петербург выдерживает. В XXI веке обновляются поезда. Это теперь почти компьютеры — где за человеком следят и помогают. Алексей Кравцов поясняет — о таких кабинах мечтали. Сбылось, жаль не успел поработать.

«Рулить, я бы наверное не смог, в этих системах. Хотя почему, взять книжечку, почитать», — отметил машинист, ветеран петербургского метрополитена Алексей Кравцов.

Сегодня в книжках пишут о тех, кто первыми спустились глубоко под землю, — чтобы 70 лет метро находилось на высоте.