От молчания — к речи. В Петербурге исследовали эффективность альтернативной коммуникации для детей с аутизмом. Результаты показали: специальные приложения на планшете помогают ребёнку просить и общаться почти в три раза чаще, чем с традиционной системой карточек. Автором одной из таких разработок является петербуржец Иван Бакаидов, который сам с рождения не может говорить и использует собственное приложение для общения.

16-летняя Даша ведет диалог с учителем с помощью карточек. У девочки — аутизм. И простые картинки — для нее единственная возможность общаться и быть услышанной.

В папке, которую Даша носит как сумочку, несколько десятков картинок. Большая их часть связана с названиями сказок. Школьница любит их с детства и каждый раз расплывается в улыбке, когда ей читают.  

«Здесь собраны все книги, стихи, сказки, которые она любит. Также здесь присутствуют основные потребности: «попить», «сходить в туалет», «посмотреть журналы», «покачаться на качели», даже есть «помоги», «перерыв»», — рассказала учитель ресурсного класса школы-интерната №20 Петроградского района Кристина Кудрина.

Еще одно средство альтернативной коммуникации — планшет. Восьмиклассница София печатает текст, а программа тут же озвучивает. Просто, а главное — понятно.

Забавное приложение только на первый взгляд кажется игрушкой. Необычный гаджет, как и карточки на липучках, учит детей не только общаться, но и говорить.

«Больше возможностей есть у ученицы для того, чтобы с нами пообщаться, сообщить нам о том, чего нам хочется или что ее беспокоит. А с другой стороны она слышит те слова, которые печатает. В итоге она их чаще может произносить. То есть обращаться к нам самым обычным способом», — рассказала учитель и куратор ресурсного класса школы-интерната №20 Петроградского района Юлия Лень.

Разработчик этого уникального приложения — петербуржец, который и сам до недавнего времени не мог говорить. Вернее, за него теперь это делает электронный голос.

У Вани ДЦП. Но диагноз не мешает ему программировать. Он автор сразу четырех приложений, которые помогают людям с нарушениями двигательной и речевой функций общаться с окружающим миром. «Линка. Напиши» — для тех, кто не говорит, но умеет читать и печатать. Ване остается только импровизировать мимикой и жестами.

«В «Линка. Напиши» можно выбирать голос. Мы используем сторонние синтезаторы речи. Поэтому можно подобрать мужской, женский, более нейтральный — то, что подходит человеку. Голос — это часть идентичности, поэтому мы даем выбор. Плюс можно сохранять разные наборы фраз для разных ситуаций — дома, на учебе, в магазине, чтобы общение было быстрым и удобным», — отметил программист Иван Бакаидов.

В школе-интернате №20 в Петроградском районе «говорящие гаджеты» используют уже несколько лет. Родители детей объединились в некомерческую организацию «РАСтем ВМЕСТЕ» и выиграли два президентских гранта, на которые приобрели в том числе планшеты. Эффективность программы на лицо. Впрочем, теперь есть и научное подтверждение. Психолог Высшей школы экономики два года сравнивала традиционную систему карточек и приложения.

«В тот год, когда использовались карточки, в среднем просьб словами было примерно около восьми в день. Когда использовался планшет, это количество выросло до 25 в день. То есть почти в три раза чаще ученица стала просить словами», — рассказала методист школы-интерната №20 Петроградского района, сотрудник лаборатории  доказательной психологии, здоровья и благополучия Института психологии и здоровья НИУ ВШЭ Тамара Соломатина.

Подобное исследование проведено впервые. Эффективность планшетных  приложений в Петербурге продолжат изучать и внедрять в коррекционные школы. Приложением сегодня пользуются 1,2 тысячи человек. Впрочем, автор Иван Бакаидов своим примером уже доказал, что даже без дара речи можно жить полной жизнью. Быть успешным программистом в одном из крупных предприятий города, спортсменом и просто интересным собеседником.