Почти 100 млн евро ущерба, но еще больший ущерб – исторический и репутационный. Лувр ограбили! Да еще как будто по сценарию знаменитой советской кинокомедии. Самая обсуждаемая мировая новость этой недели. Всего за семь минут из знаменитого музея вынесли украшения французских монархов. До выяснения всех обстоятельств оставшиеся драгоценности переехали в подземные сейфы Банка Франции, где хранится почти весь золотой запас республики. Париж делает выводы и не только Париж. Простота и дерзость этого преступления шокирует. Все крупные музеи задаются вопросом: а перед чем еще бессильны самые совершенные системы безопасности. Ведь, чтобы вынести национальное достояние из Лувра, злоумышленникам потребовалось просто переодеться в униформу служащих. В истории человечества немало громких музейных ограблений. Такая летопись есть и в Северной столице. О детективах, которые больше похожи на драму рассказывает телеканал «Санкт-Петербург».
Кадры, которые войдут в историю: мужчина в ярком жилете под видом сотрудника музея вскрывает витрину в галерее Аполлона, где хранится одна из самых ценных коллекций Франции. Это ограбление уже окрестили «кражей века». Но как такое вообще произошло?
Лувр. Воскресение. 9 утра. Музей только распахнул свои двери. Туристы со всего мира заполняют залы.
Спустя полчаса со стороны набережной Сены к Лувру подъезжает электроподъемник. Ничего подозрительного. Такой обычно используют при ремонте фасадов. Псевдорабочие в желтых жилетах быстро огородили территорию сигнальными конусами, двое из них на автовышке поднялись на балкон здания, разрезали «болгаркой» окно на втором этаже, проникли в галерею Аполлона, на глазах посетителей вскрыли две витрины, похитили ювелирные украшения, спустились обратно, и в 9:37 уже скрылись на скутерах. Ограбление длилось всего семь минут.
«Все по-голливудски. Быстро вскрыли и уехали», – комментирует владелец ювелирной компании Григорий Сасонко.
А любители советского кино даже отметили невероятное сходство сценария ограбления. Воры в желтых спецовках действовали точь-в-точь как герои комедии Рязанова «Старики-разбойники», где двое с лестницей и на виду у всех похищают картину Рембрандта.
Единственное отличие жизни от кино – грабителей интересовала не живопись, а драгоценности.
На дерзкое ограбление в Лувре мгновенно отреагировали пользователи соцсетей. Правда, шуточными мемами.
Простой сценарий ограбления и невероятный ущерб. Преступники вынесли девять предметов из коллекции Наполеона III и императрицы Евгении: тиару и ожерелье, украшенные сапфирами и бриллиантами. Говорят, что комплект принадлежал королеве Марии-Антуанетте, которую в 1793 году казнили на гильотине. Изумрудное ожерелье и серьги, диадему с жемчугом и две бриллиантовые броши. Корону императрицы Евгении позже нашли недалеко от музея.
Похоже, злоумышленники ее просто уронили. Шедевру теперь нужна реставрация, но что будет с похищенными реликвиями? Их судьба – весьма туманна.
«В лучшем случае сдадут на лом. То есть, переплавят, камни переогранят и перепродадут. Так, чтобы не было возможности идентифицировать», – предполагает Григорий Сасонко.
Во Франции оценили предварительную стоимость украденной коллекции – 88 млн евро. В случае, если преступники попытаются продать украшения, что называется, в разобранном виде, то они получат в десятки раз меньше.
На цену ювелирных украшений, говорят в Российском аукционном доме, влияет три фактора – стоимость самого металла и камней, уровень ювелирной работы и, пожалуй, самое главное, – провенанс.
«Это – история бытования предмета и, собственно, кому они принадлежали. Вот эта историческая составляющая для оценки антикварного изделия очень важна. Если колье XVIII века с крупными брилиантами стоит одну сумму, а такое же колье, которое носила Екатерина II, и есть этому доказательство документальное, это будет сумма в разы больше», – говорит эксперт Департамента по работе с предметами искусства Российского аукционного дома Полина Соколова.
Этот беспрецедентно наглый налет моментально занял первые строчки мировых новостей! Конечно, не без смакования подробностей короткого и дерзкого сюжета ограбления.
Впрочем, там, где одни до сих пор видят только детектив, другие сразу усмотрели драму! Обстоятельства произошедшего, в первую очередь, трагичны, и, конечно, поучительны для всего музейного сообщества. Произошедшее в Париже вызвало в Петербурге сочувственный отклик.
Музейные кражи – печальная реальность. Они были и есть, констатировал генеральный директор Эрмитажа, но сиюминутный ажиотаж и нагнетание только мешают трезвой оценке ситуации.
«Нужнее – спокойный анализ, разумные выводы. Это возможно лишь по прошествии времени», – сказал Михаил Пиотровский и добавил: «Соревнование между музеями и ворами идет постоянно, а что могут музеи? Только методично выстраивать систему безопасности. Но есть человеческий фактор! Именно ему зачастую не могут противостоять даже самые совершенные технологии».
«В центре любой системы безопасности, к сожалению, так как у нас – цивилизация человеческая, остается человек. К сожалению, статистика хищений из музеев и других объектов культуры неумолима. 90-95% всех хищений сопряжены с внутренники корпоративным предательством, когда человек, работающий в музее, или человек, работавший в музее, либо имеющий отношение к кому-то работающему в музее. Эта инфомрация используется и совершается преступление. Причем, это было всегда», – говорит начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей УУР ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти в 2004 – 2014 г.г., полковник в отставке Владислав Кириллов.
И действительно, в истории Лувра уже был похожий случай. В 1911 году музейный работник итальянского происхождения Винченцо Перуджа извлек «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи из рамы, скрутил и вынес под халатом. Шедевр два года жил в сундуке под кроватью грабителя, пока тот не решил его продать.
К слову, именно после триумфального возвращения «Мона Лиза» стала картиной №1 во всем мире. Громкие кражи были и в наших музеях. Весной 1965 года в Пушкинский музей привезли картину голландского художника Хальса «Святой Лука». Так же, открыто и не таясь, молодой мужчина подошел к картине, достал нож, вырезал полотно из рамы, положил в портфель и спокойно покинул музей.
«Человек был заранее внедрен в музей и в последующем в санитарный день был вырезан холст и похищен. Причем, смешная история была в том, что буквально за день-два до этого выступавший министр культуры сказал, что, в отличие от Запада, у нас, в Советском Союзе, предметы искусства не воруют. И тут, как по мановению волшебной палочки совершается такое громкое преступление», – продолжает Владислав Кириллов.
Сегодня, в XXI веке, оберегать культурное наследие, кажется, очень просто. Видеокамеры, сигнализация, датчики слежения, бронированные стекла, но за этими привычными «рубежами безопасности» мы будто потеряли бдительность.
Ограбление в Лувре обнажило феномен, который можно условно назвать «эффектом униформы». Практика еще раз доказала, что мошенники и воры «в образе» не вызывают подозрений ни у простых граждан, которые пускают в дом лжегазовщиков и псевдокоммунальщиков, ни у подготовленной охраны самых крупных и, казалось бы, защищенных объектов.
Так простой, даже примитивный, прием позволил на глазах у посетителей вынести из Лувра драгоценности французских монархов.
