Время зимней спячки наступает в Летнем саду. Реставраторы бережно прячут скульптуры в канун наступления холодов, используя проверенные веками технологии. Почему для статуй опасен не столько мороз, сколько влага и бактерии, и как их спасали во времена блокады, рассказывает телеканал «Санкт-Петербург».

Пока главный реставратор Летнего сада рассказывает журналистам об условиях зимовки статуй, разгулявшийся листопад настойчиво напоминает, что нужно успеть до снегопада. Первой накрывают скульптурную композицию, посвященную Ништадскому миру – победе в Северной войне.  

«Единственный подлинный памятник на территории Летнего сада после реконструкции, но они спасли подлинники, которые находятся в Михайловском замке», – говорит хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова.

Всего зимнее укрытие обретут 90 изваяний. Первые попытки укрывать статуи на зиму начались еще при Анне Иоанновне, но тогда их просто оборачивали холстами. Они намокали и замерзали – так становилось только хуже. Уже в 20-х годах XIX века решено было использовать деревянные футляры.

Главное – не создавать вакуум, циркуляция воздуха должна сохраняться, иначе даже зимой на мраморе может начаться фестиваль бактерий, а это – очень опасно для представителей искусства.

Возведение личного пространства для героев Летнего сада занимает примерно 20 минут, в зависимости от размера статуи. У Чехова был «Человек в футляре», в Летнем саду в футляре – скульптура, и это – не признак замкнутости и консерватизма, как в литературе, а означает, что она нужна человеку.