Маяки Балтийского моря и Финского залива готовят к зимней навигации. Одним из первых специалисты проверили легендарный маяк «Стирсудден» - он действует с 1872 года и до сих пор обеспечивает безопасность судоходства. Ежедневно на посту - не только сам навигационный ориентир, но и его смотритель.

«Надежный» докладывает: у нас – все нормально, оборудование – в исправном состоянии!».

Уже полтора века здесь дают неизменный доклад. Оправдывая свой позывной «Надежный», в любую погоду маяк спасает суда от попадания на коварные балтийские мели.

На высоте без малого тридцать метров каждую ночь вращается почти полтонны хрусталя. Свет этой гигантской лампы виден на расстоянии до 40 километров.

«В наставлении по маячной службе написано, что средства навигационного оборудования должны работать всегда, независимо от условий», – говорит начальник маяка «Стирсудден» Александр Метлушко.

Так же и сам маячник, круглый год – на посту. На башне Александр Метлушко работает, рядом живет и тут же проводит отпуск.

«Мы просто пишем, что мы в отпуске, но постоянно находимся на маяке, ну в отпуск ездим к отцу, матери – день, два три, ну, максимум четыре. Дети, например, мои, папа спрашивают: «Как ты там живешь?» У них – современное уже все: аквапарки, доставка», – продолжает Александр Метлушко.

А у него – баня, огород, пасека. У подножья маяка бурлит своя жизнь, но, пристально всматриваясь в горизонт залива, служители успевают окунуться и в пучину мировых новостей.

Вместе с упитанным кроликом в хозяйстве у супруги механика маяка – суетливые индюки, вальяжные коты и очень нежные коровы.

«Ты мой славный, корова моя, ты мой слапотуня такой, такой хороший. Ты мне сейчас кольцо снимешь с пальца, ты посмотри, что ты делаешь», – общается с живностью технический работник маяка «Стирсудден» Галина Косыгина.

Мама Борьки живет по соседству. Имя корове досталось символическое – в честь самого активного времени суток на маяке.

«Я ее переименовала в Ночку. Знаете, почему? Потому что ее звали Галочка, а меня тоже зовут Галина. Вот у нас было две Гали на маяке, пусть будет Ночка, потому что она – маячная корова. Ты маячишь, тоже ходишь и маячишь. Посмотрите, какие у нее глаза, ресницы. Вот ты скажи, какая я красивая, да, Ночка?», – обращается к питомице Галина Косыгина.

На «Стирсуддене» шутят – если накололи дрова для бани, значит к зиме готовы. Отдыхать тут и правда любят по старинке, а вот для работы в непогоду необходим исправный генератор.

«Выдает где-то 30 киловатт мощности, ну на маяк как раз хватает. На жилые помещения, если зимой надолго вырубят свет – бывает, где-то елка упала – сутками… Ночь точно не бывает, перемерзнет отопление, батареи, ну и мы, естественно», – объясняет механик маяка «Стирсудден» Михаил Тарасов.

В акватории Финского залива до сих пор работает около 20 маяков. Проверенные средства навигации, объясняют моряки, и в XXI веке свою актуальность не теряют. Сигнал спутника могут заглушить помехи. Спасительный свет с башни пробьется сквозь любую непогоду.